Влияние интернета на российских подростков и юношества в контексте развития российского информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Исследование этой проблемы становится особенно актуальным, если учесть резкое сокращение развивающих целенаправленных информационных потоков в адрес юной аудитории. Юные граждане России вынуждены находиться в ситуации информационного голода. Общество теряет возможность влияния на умы и сердца скептического молодого поколения, получающего информацию все более независимо в виртуальном мире, а это 26% населения страны. Подобно экологической катастрофе, информационный хаос может вызвать информационную катастрофу. Чтобы ее предотвратить, необходимы определенные усилия государства и гражданского общества, основанные на точном знании ситуации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы
Концептуальный подход
Цели, задачи, гипотезы исследования
Объект и предмет исследования
1.4. Обоснование выборочной совокупности
Глава 2. Методика исследования
2.1. Сравнительная база исследования
2.2. Основные результаты массового опроса
Глава 3. Основные выводы по массовому опросу
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КР Эля.doc

— 923.00 Кб (Скачать файл)

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО МАССОВОМУ ОПРОСУ.

 

Можно сделать следующие выводы из массового опроса и сравнительного анализа данных  1998, 2005 и 2012 гг.:

  1. Юные россияне решительно и массово вошли в интернет-пространство, которое изменило их медиасреду, образ жизни.
  2. Происходит расширение информационного и жизненного пространства. Современное интернет-поколение можно характеризовать как детей с гораздо более широкими возможностями получения и переработки информации, знаний. Это поколение может получать информацию из любой точки мира. Благодаря открытой и всеобъемлющей информации в интернете, дети стали гораздо менее зависимы от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний.  Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. При этом сохраняется потребность в общении с референтными для них взрослыми, прежде всего родителями и учителями.
  3. Интернет переструктурировал информационное пространство российских подростков. В поисках значимой информации они часто ограничиваются одним-двумя каналами коммуникации, среди которых, как правило, интернет.  Происходит девальвация большинства существующих средств массовой информации в сознании подростков. Ведущее среди них - телевидение, перестав, как некогда, доминировать среди каналов значимой информации, стало каналом спонтанного информирования и средством развлечения.
  4. Динамика развития информационного пространства российских подростков обнаруживает два революционных перелома. Первый, зафиксированный в конце 1990-х гг., связан с определяющим влиянием межличностных каналов информации (сверстники, родители, учителя), которые потеснили средства массовой информации. Второй перелом происходит в настоящее время как формирование нового поколения, для которого компьютерные технологии, интернет становятся определяющими. Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для детей, подростков и юношества информации. Во-вторых, интернет вбирает в себя и интегрирует другие каналы.
  5. Современные информационные технологии, особенно интернет, разделили реальность на две сферы: естественную и "цифровую". Они взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми, наряду с виртуальным, доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение. В результате формируется иная жизненная среда, которая впитывает в себя и перерабатывает личностные, субкультурные, национальные, цивилизационные миры.
  6. Значительную часть информации и социального опыта подростки усваивают, не осознавая этого, используя привлекательные для них каналы коммуникации в период досуга. Эти каналы дают возможность влиять на установки и поведение подрастающего поколения. Нельзя не отметить рост значимости форм досуга, связанных с компьютерной техникой и интернетом, которые занимают лидирующие позиции в общей выборке после непосредственного общения.
  7. Современный интернет практически уравнивает возможности различных гендерных групп и перестает зависеть от места проживания.
  8. Сравнение "интернет-детей" с подростками, которые говорят, что не пользуются интернетом, отразило следующие основные моменты. Группы подростков 10-11 лет и 12-14 лет не пользуются интернетом, скорее всего, по объективным причинам (технические возможности, позиция родителей). Юноши и девушки 15-17 лет, вероятно, образуют протестную группе против увлечения интернетом. При этом юноши составляют большинство в группе против интернета. Эти ребята живут не только в селе, что могло быть обусловлено техническими условиями, но и в большом городе.
  9. "Интернет-дети" значительно больше общаются со сверстниками, с родителями, ходят в кружки и секции, на свидания. Таким образом, это опровергает мнение, что интернет уменьшает реальное жизненное пространство. Дети, которые не пользуются интернетом или отказываются от него, имеют одно важное преимущество – больше читают книги, которые в их структуре досуга занимают второе место после компьютерных игр.
  10. Не подтверждается миф о массовом увлечении подростков информацией о сексе, вредных привычках, Лишь 3% респондентов считают важными для себя сведения о сексе, интимной жизни. Более 20% отмечают, что им не интересны темы о наркотиках, алкоголе, сигаретах. Наиболее важной для респондентов является позитивная информация по своим увлечениям, о жизни друзей и знакомых, о спорте, жизни и здоровье родных, школьной жизни и учебе, науке и технике, о себе и своей жизни, о ситуации в мире, об интернет-пространстве, компьютерных играх.
  11. Подрастающее поколение находится в настоящем, информация о будущем интересует 3%, прошлое практически не упоминается.
  12. Дети 10-17 лет 2010-х гг. более чем в два раза превышают среднее число взрослых от 18 лет старше, которые ежедневно пользуются интернетом. Это  подтверждает вывод, что они могут быть названы "интернет-поколением", "цифровой группой" с иной медиасредой и способом освоения общечеловеческого опыта. Можно отметить цифровой разрыв между подрастающим и родительским поколением

13. Открываются и складываются  новые возможности для межпоколенческого  взаимодействия, которые проявляются стихийно при отсутствии необходимых каналов межпоколенческого диалога, формирования позитивного информационно-развивающего и социализирующего информационно потока от взрослых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 414 с.
  2. Бауман З. Текучая современность. – СПб: Питер, 2008. – 240 с.
  3. Винер Н. Человек управляющий - СПб: Питер, 2001. – 688 с
  4. Воронков В.М. Проект «Шестидесятников»: движение протеста в СССР// Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России – М., Новое литературное обозрение, 2005
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб: Союз, 2006. – 224 с.
  6. Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты. – М.:ЮНПРЕСС, 2000. – 200 с.
  7. Дети в информационном обществе № 10 – М., Фонд Развития Интернет, 2001
  8. Дятлов С.А. Принципы информационного общества. - Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 77 - 85
  9. Ежов О.Н. (2007) Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т.VIII. №3. – с. 22 -33.
  10. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
  11. Левада Ю.А. Заметки о проблеме поколений // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России – М., Новое литературное обозрение, 2005. – с. 39 – 60.
  12. Луман Никлас. Медиа коммуникации - М.: Логос, 2005.–275 с.
  13. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека – М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007.  –  464 с.
  14. . Мангейм К. Проблема поколений // Общественные науки - М.: 1984.
  15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. – 430 с.
  16. Постман Нэйл. Исчезновение детства. 1988 Опубликовано на сайте neilpostman.ru. Пер. с англ. А.Т., 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  • АНКЕТА

  •  

    Читай внимательно  вопрос за вопросом. Выбери ответ, который тебе подходит, и обведи цифровой код, стоящий рядом с ним или напиши свой вариант. Подписывать анкету не нужно.

  • СНАЧАЛА - ПОЗНАКОМИМСЯ:
  • 1. Ты:

    1- юноша                 2- девушка

     

    2. Ты живешь:

    1- в селе, станице, поселке   2- в небольшом городе  3- в большом  городе(областной, республиканский, краевой центр)

     

    3. Сколько тебе  лет? 

    1- 10 лет                       2 - 11 лет        3- 12 лет                       4 -13 лет 

    5- 14 лет                       6 -15 лет        7- 16 лет  и старше

     

    4. В каком  классе ты учишься?

     1 - в 5 классе                 2 - в 6 классе        3 - в 7 классе                 4 - в 8 классе

    5 - в 9 классе                 6 - в 10 классе      7 - в  11 классе

     

    5. Чем ты  чаще всего занимаешься в свободное  время? (Отметь все, что касается тебя)1 – читаю газеты, журналы

    2 –  читаю книги

    3 –  слушаю радио

    4 –  смотрю телевизор

    5 –  смотрю видеозаписи

    6 -   хожу в кино 

    7 –  хожу в театры, на концерты, в музеи

    8 -   слушаю магнитофон, проигрыватель, плеер

    9 -   провожу время с родителями или другими взрослыми

    10 - провожу время с  друзьями

    11 - встречаюсь с девочкой (девушкой), мальчиком (юношей)

    12 - общаюсь по телефону

    13 - обмениваюсь информацией  по компьютерной сети

    14 - играю в компьютерные  игры

    15 - путешествую по компьютерной сети

    16 - общаюсь в кружке, секции, клубе, другом объединении

    17 - занимаюсь другим (напиши)________________________________

     

    6. Пользуешься  ли ты интернетом?

    1 – да               2 – нет

     

     

    7. Продолжи  предложение:

    Самая важная для меня информация – это информация о (напиши)

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

     

    8. Откуда ты  узнаешь обо всем самом интересном  и важном для тебя?

    1 - на уроках в школе, от  учителей

    2 - из книг (помимо учебников)

    3 - из газет, журналов

         3.1 чаще всего это  детские, юношеские издания    3.2  чаще всего это взрослые  издания 

    4 - из радиопередач

        4.1 чаще всего это детские,  юношеские передачи   4.2  чаще всего это взрослые передачи

    5 - по телевидению

         5.1 чаще всего это  детские, юношеские передачи   5.2  чаще всего это взрослые  передачи

    6 - просматривая видеофильмы

    7 - прослушивая аудиозаписи (кассеты,  диски)

    8 - из компьютерных источников, Интернета

    9 - в кружке, секции, клубе, другом  объединении

    10 - от друзей и подруг

    11 - от родителей

     

    9. Откуда ты  узнаешь 

    (поставь  знак «+» в тех столбиках,  где ты получаешь информацию  о перечисленных явлениях)

     

    Интернет

    ТВ

    Родители

    Сверстники

    Не  интересно

    Школа

    о жизни сверстников

               

    о своих правах

               

    о профессиях

               

    о политике

               

    о сексе

               

    о СПИДе

               

    о наркотиках/алкоголе/сигаретах

               

    о моде

               

     

    10. Был ли  в твоей жизни случай, когда  тебе нигде не удалось найти нужные сведения?

    1 - да     2- нет

    Если «да», то о чем ты не смог (ла) узнать? __________________________________

     

    11. Был ли  случай, когда тебе отказались  дать нужную информацию?

    1 - да     2 – нет

    Если «да», то кем и под каким предлогом  это было сделано?

    ________________________________________________________________________________

    12. Не мало  сообщений существует в виде  слухов. Какие слухи, о чем чаще  всего передают твои ровесники?

    _________________________________________________________________________________

    13. Что ты  и твои ровесники знают, что  не знают родители?

    _________________________________________________________________________________

     


    Информация о работе Влияние интернета на российских подростков и юношества в контексте развития российского информационного пространства