Глава 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО МАССОВОМУ
ОПРОСУ.
Можно сделать следующие выводы из массового
опроса и сравнительного анализа данных
1998, 2005 и 2012 гг.:
- Юные россияне решительно и массово вошли в интернет-пространство, которое изменило их медиасреду, образ жизни.
- Происходит расширение информационного и жизненного пространства. Современное интернет-поколение можно характеризовать как детей с гораздо более широкими возможностями получения и переработки информации, знаний. Это поколение может получать информацию из любой точки мира. Благодаря открытой и всеобъемлющей информации в интернете, дети стали гораздо менее зависимы от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний. Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. При этом сохраняется потребность в общении с референтными для них взрослыми, прежде всего родителями и учителями.
- Интернет переструктурировал информационное пространство российских подростков. В поисках значимой информации они часто ограничиваются одним-двумя каналами коммуникации, среди которых, как правило, интернет. Происходит девальвация большинства существующих средств массовой информации в сознании подростков. Ведущее среди них - телевидение, перестав, как некогда, доминировать среди каналов значимой информации, стало каналом спонтанного информирования и средством развлечения.
- Динамика развития информационного пространства российских подростков обнаруживает два революционных перелома. Первый, зафиксированный в конце 1990-х гг., связан с определяющим влиянием межличностных каналов информации (сверстники, родители, учителя), которые потеснили средства массовой информации. Второй перелом происходит в настоящее время как формирование нового поколения, для которого компьютерные технологии, интернет становятся определяющими. Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для детей, подростков и юношества информации. Во-вторых, интернет вбирает в себя и интегрирует другие каналы.
- Современные информационные технологии, особенно интернет, разделили реальность на две сферы: естественную и "цифровую". Они взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми, наряду с виртуальным, доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение. В результате формируется иная жизненная среда, которая впитывает в себя и перерабатывает личностные, субкультурные, национальные, цивилизационные миры.
- Значительную часть информации и социального опыта подростки усваивают, не осознавая этого, используя привлекательные для них каналы коммуникации в период досуга. Эти каналы дают возможность влиять на установки и поведение подрастающего поколения. Нельзя не отметить рост значимости форм досуга, связанных с компьютерной техникой и интернетом, которые занимают лидирующие позиции в общей выборке после непосредственного общения.
- Современный интернет практически уравнивает возможности различных гендерных групп и перестает зависеть от места проживания.
- Сравнение "интернет-детей" с подростками, которые говорят, что не пользуются интернетом, отразило следующие основные моменты. Группы подростков 10-11 лет и 12-14 лет не пользуются интернетом, скорее всего, по объективным причинам (технические возможности, позиция родителей). Юноши и девушки 15-17 лет, вероятно, образуют протестную группе против увлечения интернетом. При этом юноши составляют большинство в группе против интернета. Эти ребята живут не только в селе, что могло быть обусловлено техническими условиями, но и в большом городе.
- "Интернет-дети" значительно больше общаются со сверстниками, с родителями, ходят в кружки и секции, на свидания. Таким образом, это опровергает мнение, что интернет уменьшает реальное жизненное пространство. Дети, которые не пользуются интернетом или отказываются от него, имеют одно важное преимущество – больше читают книги, которые в их структуре досуга занимают второе место после компьютерных игр.
- Не подтверждается миф о массовом увлечении подростков информацией о сексе, вредных привычках, Лишь 3% респондентов считают важными для себя сведения о сексе, интимной жизни. Более 20% отмечают, что им не интересны темы о наркотиках, алкоголе, сигаретах. Наиболее важной для респондентов является позитивная информация по своим увлечениям, о жизни друзей и знакомых, о спорте, жизни и здоровье родных, школьной жизни и учебе, науке и технике, о себе и своей жизни, о ситуации в мире, об интернет-пространстве, компьютерных играх.
- Подрастающее поколение находится в настоящем, информация о будущем интересует 3%, прошлое практически не упоминается.
- Дети 10-17 лет 2010-х гг. более чем в два раза превышают среднее число взрослых от 18 лет старше, которые ежедневно пользуются интернетом. Это подтверждает вывод, что они могут быть названы "интернет-поколением", "цифровой группой" с иной медиасредой и способом освоения общечеловеческого опыта. Можно отметить цифровой разрыв между подрастающим и родительским поколением
13. Открываются и складываются
новые возможности для межпоколенческого
взаимодействия, которые проявляются стихийно при отсутствии необходимых
каналов межпоколенческого диалога, формирования
позитивного информационно-развивающего
и социализирующего информационно потока
от взрослых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 414 с.
- Бауман З. Текучая современность. – СПб: Питер, 2008. – 240 с.
- Винер Н. Человек управляющий - СПб: Питер, 2001. – 688 с
- Воронков В.М. Проект «Шестидесятников»: движение протеста в СССР// Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России – М., Новое литературное обозрение, 2005
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб: Союз, 2006. – 224 с.
- Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты. – М.:ЮНПРЕСС, 2000. – 200 с.
- Дети в информационном обществе № 10 – М., Фонд Развития Интернет, 2001
- Дятлов С.А. Принципы информационного общества. - Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 77 - 85
- Ежов О.Н. (2007) Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т.VIII. №3. – с. 22 -33.
- Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
- Левада Ю.А. Заметки о проблеме поколений // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России – М., Новое литературное обозрение, 2005. – с. 39 – 60.
- Луман Никлас. Медиа коммуникации - М.: Логос, 2005.–275 с.
- Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека – М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. – 464 с.
- . Мангейм К. Проблема поколений // Общественные науки - М.: 1984.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. – 430 с.
- Постман Нэйл. Исчезновение детства. 1988 Опубликовано на сайте neilpostman.ru. Пер. с англ. А.Т., 2006.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА
Читай внимательно
вопрос за вопросом. Выбери ответ, который тебе
подходит, и обведи цифровой код, стоящий
рядом с ним или напиши свой вариант. Подписывать
анкету не нужно.
СНАЧАЛА - ПОЗНАКОМИМСЯ:
1. Ты:
1- юноша
2- девушка
2. Ты живешь:
1- в селе, станице, поселке
2- в небольшом городе 3- в большом городе(областной, республиканский,
краевой центр)
3. Сколько тебе
лет?
1- 10 лет
2 - 11 лет 3- 12 лет
4 -13 лет
5- 14 лет
6 -15 лет 7- 16 лет
и старше
4. В каком
классе ты учишься?
1 - в 5 классе
2 - в 6 классе 3 -
в 7 классе
4 - в 8 классе
5 - в 9 классе
6 - в 10 классе 7 - в
11 классе
5. Чем ты
чаще всего занимаешься в свободное
время? (Отметь все, что касается тебя)1
– читаю газеты, журналы
2 – читаю книги
3 – слушаю радио
4 – смотрю телевизор
5 – смотрю видеозаписи
6 - хожу в кино
7 – хожу в театры, на концерты,
в музеи
8 - слушаю магнитофон,
проигрыватель, плеер
9 - провожу время с родителями или другими
взрослыми
10 - провожу время с
друзьями
11 - встречаюсь с девочкой
(девушкой), мальчиком (юношей)
12 - общаюсь по телефону
13 - обмениваюсь информацией
по компьютерной сети
14 - играю в компьютерные
игры
15 - путешествую по компьютерной сети
16 - общаюсь в кружке,
секции, клубе, другом объединении
17 - занимаюсь другим (напиши)________________________________
6. Пользуешься
ли ты интернетом?
1 – да
2 – нет
7. Продолжи
предложение:
Самая важная для меня информация – это информация о (напиши)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
8. Откуда ты
узнаешь обо всем самом интересном
и важном для тебя?
1 - на уроках в школе, от
учителей
2 - из книг (помимо учебников)
3 - из газет, журналов
3.1 чаще всего это
детские, юношеские издания
3.2 чаще всего это взрослые
издания
4 - из радиопередач
4.1 чаще всего это детские,
юношеские передачи 4.2 чаще
всего это взрослые передачи
5 - по телевидению
5.1 чаще всего это
детские, юношеские передачи
5.2 чаще всего это взрослые
передачи
6 - просматривая видеофильмы
7 - прослушивая аудиозаписи (кассеты,
диски)
8 - из компьютерных источников,
Интернета
9 - в кружке, секции, клубе, другом
объединении
10 - от друзей и подруг
11 - от родителей
9. Откуда ты
узнаешь
(поставь
знак «+» в тех столбиках,
где ты получаешь информацию
о перечисленных явлениях)
|
Интернет |
ТВ |
Родители |
Сверстники |
Не
интересно |
Школа |
о жизни сверстников |
|
|
|
|
|
|
о своих правах |
|
|
|
|
|
|
о профессиях |
|
|
|
|
|
|
о политике |
|
|
|
|
|
|
о сексе |
|
|
|
|
|
|
о СПИДе |
|
|
|
|
|
|
о наркотиках/алкоголе/сигаретах |
|
|
|
|
|
|
о моде |
|
|
|
|
|
|
10. Был ли
в твоей жизни случай, когда
тебе нигде не удалось найти нужные сведения?
1 - да 2- нет
Если «да»,
то о чем ты не смог (ла) узнать? __________________________________
11. Был ли
случай, когда тебе отказались
дать нужную информацию?
1 - да 2 – нет
Если «да»,
то кем и под каким предлогом
это было сделано?
________________________________________________________________________________
12. Не мало
сообщений существует в виде
слухов. Какие слухи, о чем чаще
всего передают твои ровесники?
_________________________________________________________________________________
13. Что ты
и твои ровесники знают, что
не знают родители?
_________________________________________________________________________________