Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить влияние компьютерных игр на уровень агрессивности студентов.
Объект исследования – студенты 18 – 23 лет с разной степенью увлеченности компьютерными играми.
Предмет исследования – влияние компьютерных игр на уровень агрессивности студентов.
Задачи:
1) Проанализировать разные подходы к изучению агрессивности человека;
2) Проанализировать разные подходы к изучению влияния компьютерных игр на психику человека;
3) Сформулировать гипотезу относительно уровня агрессивности студентов с разной степенью увлеченности компьютерными играми;
4) Определить методики, направленные на исследование агрессивности
5) Провести эмпирическое исследование агрессивности студентов 18-23 лет с разной степенью увлеченности компьютерными играми, обобщить выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Анализ теоретических подходов к проблеме компьютерных игр как фактора влияния на агрессивное поведение подростков……………………...6
1.1. Анализ различных подходов к исследованию агрессивности…………....6
1.2. Анализ различных исследований влияния компьютерных игр на поведенческую характеристику человека……………………………………...11
1.3. Агрессивность студентов, увлекающихся компьютерными играми..…..16
2. Исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков………………………………………………………………………..22
2.1. Организация исследования………………………….….………………...22
2.2 Методы исследования………………………………………….………..…..22
2.3. Описание результатов…………………………………………………….25
Выводы и предложения…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение ……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

Агрессивные проявления могут являться:

    • средством достижения определенной цели;
    • способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности;
    • самоцелью;
    • способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

2. Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии "аддиктивной реализацией" называют уход от реальности. Компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой "уход".

3. Мы сформулировали гипотезу: студенты, увлекающиеся компьютерными играми и часто проводящие время за ними обладают более высоким уровнем агрессивности по сравнению со студентами не увлекающимися компьютерными играми.

4. В процессе исследования использовались следующие методики:

1. Опросник определяющий уровень  увлеченности компьютерными играми, (авторский).

2. Методика «Басса – Дарки», определяющая агрессию.

5. Наибольшее различие существует по среднему показателю физической агрессии: в экспериментальной группе – 6,65, в контрольной – 5,43. Косвенной агрессии соответственно 5,33 и 5,40 – по вербальной – 8,56 и 8,50. Индекс общей агрессивности на 1 балл выше в экспериментальной группе за счет более высокого уровня физической агрессии.

Испытуемые-подростки, увлекающиеся компьютерными играми, отмечают, что  компьютерные игры вызывают у них  такие чувства и переживания как сосредоточенность, азарт, уверенность, риск, концентрацию, ощущение отдыха, развлечения, интерес, раздражение, желание преодолеть, ощущение силы, готовность действовать, погружение в себя, позволяют отключиться от окружения.

Все испытуемые, вошедшие в группу 2, либо вообще в жизни не играли в компьютерные игры, либо играли всего лишь несколько раз в жизни. Незначительное количество этих испытуемых отметили, что в свободное время играют в компьютерные игры (fотн.=30%). Испытуемые-подростки, не увлекающиеся компьютерными играми (либо игравшие в игры всего несколько раз) отметили, что компьютерные игры вызывают у них такие чувства и состояния как равнодушие и в, редких случаях, - скуку, раздражение, напряженность и непонимание либо - интерес, восторг, волнение, веселье и уверенность в себе.

  1. На статистически достоверном уровне гипотеза не подтвердилась. Более высокий уровень физической агрессии имеется в экспериментальной группе.

 

Заключение

Нами были проанализированы психологические и педагогические литературные источники по проблеме агрессивного поведения у студентов, таких авторов как Бэрон Р., Ричардсон Д., Столяренко Л. Д., Зимняя И. А., Ю. Мы пришли к выводу о том, что проблемой агрессивного поведения занимались многие ученые, такие как: З. Фрейд, Ардри, Доллард,  Берковиц, Э. Фромм и многие другие.

В теоретическом анализе  мы рассмотрели роль, функции и  особенности агрессивного поведения  у студентов. Жестокость может выступать  как свойство личности, заключающееся  в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении к их причинению, и как осознанные действия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения.

Анализируя психологические  особенности так называемых дум-образных игр, И. Бурлаков отмечает, что любой, кто видел эти игры, согласится с тем, что в них мало гуманизма. Виртуальные миры обречены от рождения. Они существуют лишь до того момента, пока в них не проник игрок и не уничтожил всех его обитателей. Даже играя в командную ролевую игру, главная цель, каждого - уничтожить противника.

Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального. Ведь никакая компьютерная игра не может сравниться с красотой реальности.

После анализа данных, полученных нами в ходе эмпирического исследования среди студентов, играющих в компьютерные игры и не увлекающихся ими, мы получили следующие результаты:

Показатели агрессии в группе студентов  не увлекающихся компьютерными играми, незначительно отличаются от показателей экспериментальной группы.

Наибольшее различие существует по среднему показателю физической агрессии: в экспериментальной группе – 6,65, в контрольной – 5,43. Косвенной агрессии соответственно 5,33 и 5,40 – по вербальной – 8,56 и 8,50. Индекс общей агрессивности на 1 балл выше в экспериментальной группе за счет более высокого уровня физической агрессии.

Анализ результатов  статистически обработанных данных мотивации агрессивного поведения  у студентов подтвердили достоверность (значимость) полученных нами показателей в ходе количественного и качественного анализа показателей. Гипотеза: студенты, увлекающиеся компьютерными играми обладают более высоким уровнем агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми – статистически не подтвердилась, то есть компьютерные игры не оказывают сильное воздействие на уровень агрессивности студентов.

Цель изучения влияние компьютерных игр на уровень агрессивности студентов достигнута, задачи решены.

 

Список использованной литературы

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов [Текст]/М.: Академический Проект, 2001. – 704 с. Изд. 2-е., исп. И доп. – 4500экз. - ISBN 978-5-9988-0003-0.
    2. Большой психологический словарь, под ред. Б. Г. Мецерякова, В. П. Зинченко- 3- е изд., доп. и перераб. [Текст] - СПб. : ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006- 672 с. (Большая университетская библиотека) -  5100 экз. - ISBN 978-5-93878-232.
    3. Большая энциклопедия психологических тестов. [Текст] - М.: Изд- во Эксмо, 2006.-416с. -  600 экз. - ISBN 9785699136988.
    4. Возрастная психология: Хрестоматия/сост. В. С. Мухина. [Текст] - М.: Академия, 2001.-624 с. - ISBN 5-7695-0408-0.
    5. Дружинин В. Н. Психология XXI в. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. [Текст] - М.: ПЕРСЭ, 2003- 863 с. - ISBN 5-272-00259-8.
    6. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник.- [Текст] - М.: Логос, 2002.- 384 с. – ISBN 978-5-98704-442-1.
    7. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - [Текст] - СПб. : Питер, 2004- 320 с., Ил.- ( Серия « Мастера психологии»).
    8. Маклаков А. Г. Общая психология. - [Текст] - СПб.: Питер, 2002- 592 с. : ил. - ( Серия «Учебник нового века»). 5000 экз. – ISBN 5-272-00062-5.
    9. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник. - [Текст] - М.: Академия, 2000. - 458 с. - ISBN 5-7695-0408-0.
    10. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: в 3 кн.- 4- е изд. - [Текст] - М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001 - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. - ISBN 5-691-00552-9.
    11. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник.- [Текст] - М.: Высшее образование, 2005 - 484 с. - ISBN: 5-94879-116-5.
    12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А. А. Крылова.- [Текст] - СПб.: Питер, 2004.- 560 с.
    13. Психология. Словарь. (Составитель Харпенко Л. А.) . Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - [Текст] - М. : Издательский центр « Академия» , 2004-464с. - ISBN 5-9268-0340-3.
    14. Радугин А. А. Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - [Текст] - М.: Центр, 2001- 400 с. - ISBN: 5-98685-009-2.
    15. Рогов Е. И. Психология для студентов вузов. - [Текст] - Москва. : ИКЦ « МарТ»; Ростов Н/ Д : Издательский центр «МарТ» , 2005- 560 с. - ISBN: 5-241-00227-8.
    16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учебник. - [Текст] - СПб.: Питер, 2001-720 с. - ISBN 5-314-00016-4.
    17. Сережкина А. Е., М. Г. Рогов. Психологический практикум.- [Текст] - Казань, 2005.-148с.
    18. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии - [Текст] - СПб.: ООО Речь, 2002.- 350 с. - 5-9268-0010-2.
    19. Сперлинг А. П. Психология/Пер, с англ. С. И. Ананин; Худ. обл. М. В. Драко.- [Текст] - Мн.: ООО «Попурри», 2002- 432 с. - ISBN: 985-438-488-8.
    20. Сулейманов Р. Ф., Сердюкова Ю. А. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии. Изд. 2-е, доп. - [Текст] – Казань: - Издательство: «Талигмат» Института Экономики, Управления и Права, 2005 – 52 с.
    21. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. №3. - [Текст]
    22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – [Текст] - М. Республика. 1994. – 447 с.
    23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Изд-во «Питер», 1999. –608 с. Шапкин А. Компьютерные игры: новая область психологических исследований. Психологический журнал, 1999. №1. - [Текст] - ISBN: 5-88782-044-5
    24. Шмелев А. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. –1998, №3. - [Текст]
    25. Эльконин Д.Б. Психология игры. - [Текст] - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. – ISBN 5-691-00256-2.

 

Приложение 1.

Опросник Басса-Дарки

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

да

нет

Иногда сплетничаю о  людях, которых не люблю.

да

нет

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

да

нет

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

да

нет

Я не всегда получаю то, что мне положено.

да

нет

Я знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной.

да

нет

Если я не одобряю  поведения друзей, я даю им это  почувствовать.

да

нет

Когда мне случалось  обмануть кого-нибудь, я испытывал  мучительные угрызения совести.

да

нет

Мне кажется, что я  не способен ударить человека.

да

нет

Я никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы кидаться предметами.

да

нет

Я всегда снисходителен  к чужим недостаткам.

да

нет

Если мне ненравиться  установленое правило, мне хочется нарушить его.

да

нет

Другие умеют почти  всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

да

нет

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

да

нет

Я часто бываю несогласен с людьми.

да

нет

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

да

нет

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.

да

нет

Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

да

нет

Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

да

нет

Меня немного огорчает моя судьба.

да

нет

Я думаю, что люди не любят  меня.

да

нет

Я не могу удержаться от спора. Если люди не согласны со мной.

да

нет

Люди. Увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

да

нет

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

да

нет

Я не способен на грубые шутки.

да

нет

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

да

нет

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

да

нет

Почти каждую неделю я  вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться.

да

нет

Довольно многие люди завидуют мне.

да

нет

Я требую, чтобы люди уважали  меня.

да

нет

Меня угнетает то, что  я мало делаю для своих родителей.

да

нет

Люди, которые постоянно  изводят вас, стоят того. Чтобы  их щелкнули по носу.

да

нет

Я никогда не бываю  мрачен от злости.

да

нет

Если ко мне относятся  хуже. Чем я того заслуживаю, я  не расстраиваюсь.

да

нет

Если кто-то выводит  меня из себя, я не обращаю внимания.

да

нет

Хотя я и не показываю  этого, меня иногда гложет зависть.

да

нет

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

да

нет

Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

да

нет

Мне хочется, чтобы мои  грехи были прощены.

да

нет

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

да

нет

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

да

нет

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

да

нет

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

да

нет

Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

да

нет

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что  я о них думаю.

да

нет

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

да

нет

Если я разозлюсь, я  могу ударить кого-нибудь.

да

нет

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

да

нет

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая  взорваться.

да

нет

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали  человеком, с которым нелегко  ладить.

да

нет

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

да

нет

Когда на меня кричат, я  начинаю кричать в ответ.

да

нет

Неудачи огорчают меня.

да

нет

Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

да

нет

Я могу вспомнить случаи. Когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

да

нет

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

да

нет

Иногда я чувствую, что большинство людей говорят  правду. Но теперь я в это не верю.

да

нет

Раньше я думал, что  большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

да

нет

Я ругаюсь только со зла.

да

нет

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

да

нет

Если для защиты своих  прав мне нужно применить физическую силу. Я применяю ее.

да

нет

Иногда я выражаю  свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

да

нет

Я бываю грубоват по отношению  к  людям, которые мне не нравятся.

да

нет

У меня нет врагов, которые  бы хотели мне навредить.

да

нет

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

да

нет

Я часто думаю, что  жил неправильно.

да

нет

Я знаю людей, которые  способны довести меня до драки.

да

нет

Я не огорчаюсь из-за мелочей.

да

нет

Мне редко приходит в  голову, что люди пытаются разозлить  или оскорбить меня.

да

нет

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

да

нет

В последнее время  я стал занудой.

да

нет

В споре я часто  повышаю голос.

да

нет

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

да

нет

Я лучше соглашусь  с чем-либо, чем стану спорить.

да

нет


При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

    1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
    2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются  по восьми шкалам следующим образом:

   

да=1; нет=0:

нет=1;да=0:

Физическая агрессия:

1; 25; 31; 41; 48; 55; 62; 68.

7; 9.

Косвенная агрессия:

2; 10; 18;

26; 49.

Раздражение:

3; 19; 27; 43; 50; 57; 66; 72.

11; 35; 69.

Негативизм:

4; 12; 20; 28.

36.

Обида:

5; 13; 21; 29; 37; 44; 51; 58.

 

Подозрительность:

6; 14; 22; 30; 38; 45; 52; 59.

33; 66; 74; 75.

Вербальная агрессия:

7; 15; 23; 31; 46; 53; 60; 71; 73.

33; 66; 74; 75.

Чувство вины:

5; 8; 16; 24; 32; 40; 47; 54; 61: 67.

 

Индекс враждебности включает в  себя 5-ю 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 2, 7-ю.

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебность – 6,5-7±3. при этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

Приложение 2.

Анкета на выявление  агрессивности у студентов.

В настоящее время люди все больше увлекаются компьютерными играми. Чтобы определить как юноши проводят свое свободное время, что их больше интересует, был разработан этот опросник, на вопросы которого мы просим вас ответить:

  1. Как вы проводите свое свободное время?
    1. Читаю художественную литературу  c
    2. Смотрю передачи по телевизору   c
    3. Играю на компьютере     c
    4. Общаюсь с друзьями     c
  2. Если ты играешь в компьютерные игры, то где это происходит?
    1. Дома        c
    2. В интернет-кафе      c
    3. У друзей       c
    4. В институте       c
  3. Какие чувства вызывает у тебя компьютерные игры?
    1. Интерес       c
    2. Азарт       c
    3. Сопереживание героям игр    c
    4. Что еще __________________________________
  4. Какие компьютерные игры у тебя любимые? Назови около четырех.
    1. _________________________________________
    2. _________________________________________
    3. _________________________________________
    4. _________________________________________
  5. Стараешься ли ты подражать героям компьютерных игр?
    1. Часто       c
    2. Иногда       c
    3. Редко       c
    4. Никогда       c
  6. Компьютерные игры, в которых бывают сцены жестокости, вызывают у тебя:
    1. Страх       c
    2. Агрессию        c
    3. Желание прекратить игру    c
    4. Что еще__________________________________

 

Приложение 3.

Результаты анкетирования по выявлению  агрессии

(увлекающиеся студенты)

Таблица 1

Информация о работе Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности студентов