Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

Введение

В последнее время психологи и ученые уделяют большое внимание творческим способностям человека, творческому потенциалу, творческому саморазвитию, креативности. Помимо профессиональной компетентности, предъявляемой к специалисту в новых экономических условиях, особую значимость приобретает его способность решать нестандартные, творческие задачи [2].

В настоящее время креативность стала одним из наиболее противоречивых и наименее изученных явлений современной психологии, так как активные исследования по данной проблеме начали проводиться только в начале 50-х гг. прошлого века, да и самому термину «креативность» (от лат. – сотворение, созидание) чуть более пятидесяти лет.

Существует множество подходов к определению креативности, поэтому невозможно привести единое обобщающее, которое удовлетворяло бы всех исследователей. Отсутствие общего мнения о том, что следует обозначать термином «креативность», привело к тому, что в современной психологической литературе широко представлены самые разнообразные (а подчас и противоречивые) точки зрения по данному вопросу. Еще в 60-е гг. было дано более шестидесяти определений понятия «творчество» («креативность»).

Можно сказать, что в самом общем виде креативность включает в себя те особенности психики, которые способствуют в психологическом смысле становлению и проявлению творчества.

Психологические проблемы творчества и креативности разрабатывали многие отечественные и зарубежные психологи (Н. А. Алексеева, А. Бандура, А.А. Бодалев, Т. А. Барышева, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, М.В. Куприна, В.Н. Дружинин, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Де Боно и др.)

В жизни каждого человека нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах – в семье, на работе, в школе, в общественных местах и т.д. История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей [8; 19].

Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм совладающего поведения. [30].

Проблема совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии в ХХ веке. В зарубежной психологии изучением различных аспектов совладающего поведения занимались Н. Хаан, Р. Лазарус и С. Фолкман, Р. Моуз и другие.

В отечественной психологии понятие «совладающее поведение» рассматривали такие ученые как Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Р.М. Грановская, А.Л. Козлов, А.В. Либин, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская А.Н. Сирота и другие.

Таким образом, от выбора стратегии и формы поведения в конфликте зависит дальнейший ход взаимодействия людей. И поэтому очень важно остановиться на этой проблеме более подробно.

Но самый большой интерес в данной работе представляет изучение влияния уровня креативности на поведение в конфликтных ситуациях. К каким формам поведения прибегает человек в сложных ситуациях и помогает ли ему в этом креативность.

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния креативности на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации на сегодняшний день мало изучена. В учебных, культурных учреждениях, где деятельность педагогов связана напрямую с организацией совместных культурно-массовых мероприятий, часто происходит столкновение творческих идей и специалистам трудно найти компромиссное решение. Также это актуально не только в педагогическом процессе, но и в любой организации, и в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях

Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.

Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что социальная креативность будет оказывать влияние на формирование совладающего поведения у педагогов в конфликтных ситуациях:

  1. Педагогам с высоким уровнем социальной креативности будет свойственно адаптивное поведение, направленное на активное изменение конфликтных отношений, в отличие от педагогов с низким уровнем креативности.
  2. Целенаправленное развитие креативности будет способствовать формированию у педагогов адаптивного поведения, направленного на активное изменение конфликтных отношений, то есть реальное устранение конфликтной ситуации.

Задачи исследования:

  1. Изучение психологической литературы по проблеме исследования;
  2. Подбор методик для исследования;
  3. Проведение констатирующего эксперимента (с целью изучения уровня социальной креативности, стратегий поведения в конфликтной ситуации;
  4. Разработка и проведение формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня социальной креативности педагогов;
  5. Провести анализ и интерпретацию данных исследования.

Методы и методики исследования:

  1. Определение социальной креативности личности (Е.Туник) [30].
  2. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях [30].

Исследование проводилось на базе МОУ ДОД «Усть-Куломский районный Дом детского творчества» и МБУК «Усть-Куломский РДК». В исследовании приняли участие 30 человек – педагоги и специалисты данных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое изучение проблемы влияния социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях.

 

    1. Понятие креативности. Подходы к изучению креативности. Социальная креативность.

Креативность есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанную внутри загадки [18; 8].

Тайна необычных творческих спосбностей, загадка гениальности и всего того, что с этим связано, во все времена волновала и до сих пор продолжает волновать человечество.

Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено, и это, как ни парадоксально звучит, закономерно.

Первое упоминание о природе научного творчества мы находим в трудах древних философов. Аристотель в своей знаменитой силлогистике пытается выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений. В донаучной психологии таким условием продуцирования нового долгое время считались мыслительные операции: индукция, а позднее дедукция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Дж.Милль). Данные подходы к определению природы творчества носили индетерминистский характер. И только в эпоху господства ассоциативной концепции в психологии появились представления о природе творчества, отчасти соответствующие «детерминистским идеалам научности»: о творческом синтезе (В.Вундт) и творческих ассоциациях (А.Бэн) [18; 9].

Сегодня проблема креативности изучается достаточно интенсивно: десятки научно-исследовательских работ, в той или иной степени, затрагивают различные аспекты научного творчества – но до сих пор не сложилось единого взгляда как на саму проблему, так и на различные прикладные вопросы, к ней относящиеся.

В общем виде понятие креативности звучит примерно так: креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [41].

Тогда следует раскрыть еще несколько понятий:

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности [41].

Творчество – процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

А.Н.Лук выделяет некоторые творческие способности, такие как способность к свертыванию мыслительных операций (это способность к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией), способность к переносу опыта (способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи к решению другой), гибкость мышления (способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию) и многое другое [17; 26].

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [41].

Следует рассмотреть некоторые из зарубежных и отечественных подходов к интерпретации понятия креативность.

R.M. Simpson рассматривает креативность как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. По мнению J.P. Guilford, способность к творчеству многомерна и включает в себя способность рисковать, гибкость мышления, богатое воображение, развитая интуиция.

В подходах американских психологов E.P. Torrens, J.W. Getzelts, P.W. Jackson критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

F. Barron понимает под креативностью способность привносить нечто новое в опыт; M.A. Wollach – способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем.

В отечественной психологической и педагогической науке понятие «креативность» переводится как «творческость» или, иногда, - как «творческостность» и рассматривается как «способность, отражающая свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству»; как «потребностное поисково-преобразовательное отношение личности к действительности, которое проявляется в поисковой преобразовательной активности»; как «некоторая способность бессознательного творческого субъекта порождать множество моделей мира»; «как готовность к применению и развитию своих способностей» [18; 61]. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации, способность к постановке собственной цели.

Структурные компоненты креативности [18; 62].:

- интерес к парадоксам,

- склонность к сомнению,

- чувство новизны,

- острота мысли,

- творческое воображение,

- интуиция,

- эстетическое чувство красоты,

- остроумие,

- способность открывать аналогии,

- смелость и независимость суждений,

- самокритичность,

- логическая строгость,

- способность пользоваться различными  формами доказательств.

 

Морозов А.В., Чернилевский Д.В. выделяют необходимые условия для проявления креативности:

  1. Творческая личность. Некоторые особенности творческой личности: готовность к риску (человек, имеющий много идей, должен иметь смелость высказать их вслух), импульсивность, порывистость, независимость мнений и оценок (на студенческой скамье такие люди проявляют критическое отношение к преподавателям и учебным программам, сами решают, каким предметом и какой темой заняться), склонность к «игре» (такие люди ценят юмор и восприимчивы к смешному) [17; 93]. Перечень особенностей творческой личности включают некоторые черты, которые создают трудности в общении, вызывают неудовольствие сотрудников, близких и преподавателей. Сюда относятся такие качества, как сомнение в общепризнанных истинах, бунтарство, неприятие традиций. Но нужна смелость воображения, чтобы представить недостижимое, а потом попытаться достичь его, чтобы противопоставить свою идею мнению большинства и, если нужно, вступить в конфликт с ним [17; 97].
  2. Творческий процесс. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Но творческим процессом может быть и взаимоотношение между людьми [26;164].

В.А.Моляко  выделяет три основных цикла творческого процесса [18;78]:

             а) Понимание условий задачи (оценка условий);

             б) Формирование гипотезы (замысла);

             в) Предварительное решение и проверка гипотезы.

  1. Творческая среда. В ранние годы жизни на развитие способностей влияют преимущественно условия домашнего воспитания. Затем главную роль приобретает система образования, т.е. средняя и высшая школы. Наконец, творческий потенциал находится под несомненным влиянием среды в более широком смысле – общественной системы [18; 96].

Информация о работе Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях