Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

 

    1. Далее мы провели изучение стратегий совладающего поведения в конфликтных ситуациях. С этой целью использовали методику Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях [30].

Изучение разрешающего поведения проводилось на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами. Испытуемым нужно было вспомнить по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год и выбрать из приведенного списка фразы, соответствующие мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях.

 

    1. Формирующий этап.

Цель: развитие креативности педагогов.

Для проведения формирующего этапа нами был разработан тренинг «Развитие креативности личности». Тренинг состоит из 12 занятий, на котором присутствовала группа испытуемых с уровнями социальной креативности средний, чуть ниже среднего.

    1. Контрольный этап

Цель: провести анализ и интерпретацию данных.

На этом этапе проводится повторное исследование и обработка результатов в соответствии с ключом. 

Исследование проводилось на базе МОУ ДОД «Усть-Куломский районный Дом детского творчества» и МБУК «Усть-Куломский РДК». В исследовании приняли участие 30 человек – педагоги и специалисты данных учреждений. Исследование проводилось с 01.11.2012 г. по 15.04.2013 г.

 

 

 

2.2. Констатирующий эксперимент.

Рассмотрим результаты исследования социальной креативности в группах испытуемых. На основе суммарного числа набранных баллов определились уровни творческого потенциала (рис.1):

 

 

Таблица 1

Результаты исследования социальной креативности в группе А

 

И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

сумма

Ур.соц.

креативности

А.К.

8

8

9

8

9

9

8

9

9

9

8

7

8

7

9

9

8

9

151

Очень высокий

М.Е.

9

9

8

8

9

9

9

9

8

9

9

9

8

9

9

9

8

6

154

Очень высокий

В.О.

9

9

9

9

9

9

7

9

9

8

9

9

9

8

9

9

8

8

156

Очень высокий

К.В.

8

5

8

7

8

6

8

7

8

7

9

8

8

7

7

8

7

7

133

Высокий

О.В.

8

8

7

8

9

7

7

7

8

8

8

7

5

8

5

7

8

6

131

Высокий

К.Л.

8

8

7

7

8

6

8

7

7

8

9

9

9

6

6

6

8

6

133

Высокий

П.М.

8

8

6

7

8

7

7

8

9

9

8

9

6

7

6

6

6

8

133

высокий

П.В.

9

8

8

8

7

7

7

7

6

7

7

8

7

8

8

7

8

8

135

Высокий

К.О.

9

6

8

3

9

4

9

9

8

9

8

9

8

8

8

9

6

8

138

высокий

И.О.

7

7

6

8

9

7

7

8

9

7

8

8

8

7

7

9

7

3

132

высокий

Я.Т.

8

7

7

8

7

8

9

5

8

7

7

8

7

8

7

7

7

6

131

Высокий

Н.З.

7

7

8

8

9

6

7

7

9

8

8

9

7

8

8

6

8

7

137

высокий

С.В.

9

7

8

7

9

7

9

7

9

7

5

7

9

9

7

8

9

5

138

Высокий

Л.Н.

9

7

5

6

8

9

7

9

8

8

9

9

8

7

8

9

7

7

140

высокий

П.Г.

7

7

8

9

8

9

7

9

7

7

5

9

9

6

7

9

4

4

135

высокий

Сред

балл

8,2

7,4

7,4

7,4

8,4

7,3

7,7

7,

8

8,1

7,8

7,8

8,3

7,7

7,5

7,4

7,8

7,2

6,5

   

 

Результаты исследования социальной креативности в группе В

И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

сумма

Ур.соц.

креативности

Г. И.

4

4

5

5

7

5

6

7

5

6

5

7

7

5

5

7

3

4

97

Средний

К. В.

7

7

6

8

6

6

6

2

6

6

6

7

6

5

1

7

1

5

98

Средний

П. Н.

7

7

6

7

4

4

5

5

7

3

8

6

7

7

5

3

5

4

99

Средний

Е. С.

6

9

6

9

6

7

3

4

3

3

7

7

3

4

4

6

6

2

95

Средний

Н. И.

9

5

7

7

9

5

7

3

8

5

6

6

2

5

5

4

5

4

97

Средний

Л. А.

7

5

6

4

6

5

2

7

7

7

6

6

5

5

5

5

3

5

96

Средний

К. Т.

5

5

6

4

6

4

5

5

7

7

8

7

3

5

6

6

5

5

99

Средний

Н. И.

7

5

5

7

7

4

7

6

6

6

4

7

4

5

3

7

3

4

97

Средний

Т. О.

6

5

3

1

6

8

8

8

8

7

8

5

3

6

6

6

2

1

97

Средний

Г. А.

4

3

4

7

4

3

4

5

4

5

3

7

3

4

4

7

4

3

78

Чуть ниже среднего

С. И.

5

3

6

6

3

2

4

4

8

4

5

8

3

5

3

5

5

3

82

Чуть ниже среднего

К. О.

6

3

4

2

9

7

6

6

5

4

6

7

3

3

2

3

1

7

84

Чуть ниже среднего

Ш. С

6

4

4

4

6

2

5

5

5

4

4

6

4

5

4

7

3

2

83

Чуть ниже среднего

Н. И.

5

5

7

3

7

5

6

3

9

3

4

5

1

3

4

4

5

3

81

Чуть ниже среднего

С. Е.

5

5

6

5

3

2

5

4

8

4

5

5

5

4

4

7

2

3

82

Чуть ниже среднего

Ср

балл

5,

9

5

5,4

5,2

5,9

4,6

5,2

4,9

6,4

4,9

5,6

6,4

3,9

4,7

4

5,6

3,5

3,6

   

 

Рис. 1. Результаты исследования социальной креативности в группах А, В

Рассмотрим полученные результаты более подробно. Ответив на первый вопрос теста: Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца, у группы А средний балл составил 8,2, а у группы В 5,9 баллов. Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые группы А наиболее активные и целеустремленные.

В большей степени эвристиками, т.е. генераторами идей считают себя испытуемые группы А (7,4 б.), чем испытуемые  группы В (5 б.).

К людям наиболее решительным относят себя испытуемые группы А, набрав в среднем 7,4 балла, нежели испытуемые группы В, которые набрали  на 5,4 балла.

К критике в своей деятельности прибегают в группе А на 25% больше испытуемых, чем в группе В, набрав в группе А – 7,3 баллов, в группе В – 4,6. Критиковать, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, подвергать его сомнению, приводить его в связь с другими явлениями и т.д., с чем более справляется на данном этапе группа испытуемых А.

Чаще поддерживают инициативы и предложения в коллективе испытуемых группы А (7,8 б.), чем в группе В (4,9 б.). Это говорит о том, что испытуемые группы А пользуются успехом и авторитетом в своем коллективе больше, чем испытуемые группы В.

Общительность и коммуникабельность наиболее характерна испытуемым группы А (8,3 б.), нежели испытуемым группы В (6,4 б.).

Ответив на 15 вопрос, мы выявили, что испытуемым группы А наиболее характерны находчивость и предприимчивость (7,4 б.), чем испытуемым группы В (4 б.), чтобы хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе.

Важным критерием социальной креативности мы считаем умение находить новые подходы к решению старых проблем. Здесь испытуемые группы А набирают 6,5 б., испытуемые группы В 3,6 б.

Таким образом, подводя итог исследования социальной креативности личности следует отметить, что обеим группам испытуемых присущи такие качества, как решительность, требовательность, критическое суждение, оптимизм, общительность, находчивость с той лишь разницей, что количество баллов в группе А превышает на 2,3,4 ступени, чем в группе В почти во всех вопросах теста. Т.е. испытуемые группы А являются наиболее решительными, настойчивыми, целеустремленными, активными, им характерны нетривиальные пути решения в различных жизненных ситуациях. Соответственно мы видим разницу уровней социальной креативности в группе А – очень высокий, высокий и  в группе В – средний, чуть ниже среднего.

Теперь рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях.

Данная методика поможет выяснить, какие стратегии совладающего поведения используются испытуемыми двух групп чаще всего, данные представлены в таблицах (см. приложение 3).

Изучение совладающего поведения проводилось на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата, угроза и новые возможности (рис.2, 3, 4).

Сначала рассмотрим полученные результаты в ситуации утраты:


Рис. 2 Результаты исследования стратегий совладающего поведения в ситуации утраты в группах испытуемых, %

1-Разрядка,

2-Рациональные действия,

3-Поиск помощи,

4-Настойчивость,

5-Отстранение,

6-Фатализм,

7-Выражение чувств,

8-Позитивное мышление,

9-Отвлечение,

10-Фантазия,

11-Отрицание,

12-Самообвинение,

13-Поэтапные действия,

14-Сравнение,

15-Успокоение,

16-Контроль эмоций,

17-Осторожность,

18-Приобретение силы,

19-Уход,

20-Самоизменение,

21-Преодоление в не  реальности,

22-Сдерживание,

23-Юмор,

24-Нерешительность,

25-Оценка вины,

26-Вера.




 

В обеих группах 47 % испытуемых в ситуации утраты используют поиск помощи, т.е. они нуждаются в социальной поддержке. Для них очень важно, чтобы рядом были близкие люди.

В 1-й группе с высоким уровнем креативности 47 % респондентов выбирают выражение чувств, а во 2-й группе со средним уровнем креативности ту же стратегию поведения выбирают уже 60% испытуемых, т.е. для данных испытуемых характерно внешнее проявление своего эмоционального состояния, впечатлительность, низкий уровень самообладания.     

Стратегия импунитивного поведения – отрицание, когда характерен уход от реальной ситуации, отрицание сложных, трудных последствий переживаемой проблемы, выявлена  в 1-й группе (высокий ур. Креативности) у 20 % испытуемых, а во 2-й группе (средний ур.креативности) у 47% респондентов.

27 % испытуемых в 1-й группе прибегают  к самообвинению, во 2-й группе  к той же стратегии поведения  прибегают уже 66% респондентов, т.е. в данной группе наблюдается ярко выраженная склонность уходить от самой проблемы.

Стратегию поведения – успокоение в 1-й группе выбирают 53 % испытуемых, во 2-й группе 27 % респондентов присуща та же стратегия поведения. 

Преодоление вне реальности в ситуации утраты используют в 1-й группе 40 % испытуемых, а во 2-й группе 47% респондентов, т.е. в данной группе большой процент испытуемых не ориентирован на прямое решение проблемы, здесь наблюдается ориентация на желание изменить прошлое, либо, чтобы ситуация вовсе исчезла.

Сравнивая показатели с низким  процентом испытуемых можно отметить выбор некоторых стратегий совладающего поведения в ситуации утраты. Например, контроль эмоций, когда испытуемый полностью контролирует свое поведение, выявлен в 1-й группе у 20 % опрошенных, а во 2-й группе всего у 13% опрошенных. Или, важной стратегий в любом конфликте являются поэтапные действия, когда испытуемый четко расставляет приоритеты в своей деятельности, в нашем исследовании эту стратегию выбирают в 1-й группе 7 % испытуемых, а во 2-й группе выбора этой стратегии вовсе не наблюдается.

Теперь рассмотрим полученные результаты в ситуации угрозы:

Рис. 3 Результаты исследования стратегий совладающего поведения в ситуации угрозы в группах испытуемых, %

Анализ полученных данных в ситуации угрозы (рис.3) свидетельствует о том, что для опрошенных ведущими стратегиями являются: рациональные действия (в 1-й группе испытуемых 40 %, во 2-й группе 67 % респондентов), т.е. действия, направленные на позитивное разрешение проблемы и выбор целесообразного пути выхода из сложившейся ситуации.

Вновь, уже в ситуации угрозы, обе группы испытуемых обращаются к поиску помощи (60 %).

53 % респондентов в 1-й группе  испытуемых в ситуации угрозы  положились на судьбу, т.е. приняли ситуацию как фатальный исход. Во 2-й группе обращение к той же стратегии поведения составляет 47 % испытуемых.

Большой процент испытуемых в 1-й группе (47 %) выбирают  контроль эмоций и эту же стратегию поведения выбирают во 2-й группе всего  20 % испытуемых.

Преодоление вне реальности в ситуации угрозы используют в 1-й группе 53 % испытуемых, а во 2-й группе 67% респондентов, т.е. вновь как и в ситуации утраты в данной группе большой процент испытуемых не ориентирован на прямое решение проблемы, здесь наблюдается ориентация на желание изменить прошлое, либо, чтобы ситуация вовсе исчезла.

Большой разрыв в процентном соотношении наблюдается в стратегии поведения – поэтапные действия: в 1-й группе с высоким уровнем креативности выбирают 33 % испытуемых и во 2-й группе со средним уровнем креативности  0 % испытуемых. Или 33 % испытуемых в 1-й группе в ситуации утраты прибегают к осторожности, а во 2-й группе к той же стратегии поведения прибегают всего 7 % респондентов.

Теперь рассмотрим полученные результаты в ситуации новой возможности:


Рис. 4 Результаты исследования стратегий совладающего поведения в ситуации новой возможности в группах испытуемых, %

 

1-Разрядка,

2-Рациональные действия,

3-Поиск помощи,

4-Настойчивость,

5-Отстранение,

6-Фатализм,

7-Выражение чувств,

8-Позитивное мышление,

9-Отвлечение,

10-Фантазия,

11-Отрицание,

12-Самообвинение,

13-Поэтапные действия,

14-Сравнение,

15-Успокоение,

16-Контроль эмоций,

17-Осторожность,

18-Приобретение силы,

19-Уход,

20-Самоизменение,

21-Преодоление в не реальности,

22-Сдерживание,

23-Юмор,

24-Нерешительность,

25-Оценка вины,

26-Вера.

Информация о работе Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях