Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.
Изучение разрешающего поведения проводилось на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами. Испытуемым нужно было вспомнить по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год и выбрать из приведенного списка фразы, соответствующие мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях.
Цель: развитие креативности педагогов.
Для проведения формирующего этапа нами был разработан тренинг «Развитие креативности личности». Тренинг состоит из 12 занятий, на котором присутствовала группа испытуемых с уровнями социальной креативности средний, чуть ниже среднего.
Цель: провести анализ и интерпретацию данных.
На этом этапе проводится повторное исследование и обработка результатов в соответствии с ключом.
Исследование проводилось на базе МОУ ДОД «Усть-Куломский районный Дом детского творчества» и МБУК «Усть-Куломский РДК». В исследовании приняли участие 30 человек – педагоги и специалисты данных учреждений. Исследование проводилось с 01.11.2012 г. по 15.04.2013 г.
2.2. Констатирующий эксперимент.
Рассмотрим результаты исследования социальной креативности в группах испытуемых. На основе суммарного числа набранных баллов определились уровни творческого потенциала (рис.1):
Таблица 1
Результаты исследования социальной креативности в группе А
И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
сумма |
Ур.соц. креативности |
А.К. |
8 |
8 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
9 |
9 |
8 |
9 |
151 |
Очень высокий |
М.Е. |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
6 |
154 |
Очень высокий |
В.О. |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
7 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
156 |
Очень высокий |
К.В. |
8 |
5 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
7 |
8 |
7 |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
133 |
Высокий |
О.В. |
8 |
8 |
7 |
8 |
9 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
7 |
5 |
8 |
5 |
7 |
8 |
6 |
131 |
Высокий |
К.Л. |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
8 |
7 |
7 |
8 |
9 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
133 |
Высокий |
П.М. |
8 |
8 |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
9 |
9 |
8 |
9 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
8 |
133 |
высокий |
П.В. |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
135 |
Высокий |
К.О. |
9 |
6 |
8 |
3 |
9 |
4 |
9 |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
6 |
8 |
138 |
высокий |
И.О. |
7 |
7 |
6 |
8 |
9 |
7 |
7 |
8 |
9 |
7 |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
9 |
7 |
3 |
132 |
высокий |
Я.Т. |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
9 |
5 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
6 |
131 |
Высокий |
Н.З. |
7 |
7 |
8 |
8 |
9 |
6 |
7 |
7 |
9 |
8 |
8 |
9 |
7 |
8 |
8 |
6 |
8 |
7 |
137 |
высокий |
С.В. |
9 |
7 |
8 |
7 |
9 |
7 |
9 |
7 |
9 |
7 |
5 |
7 |
9 |
9 |
7 |
8 |
9 |
5 |
138 |
Высокий |
Л.Н. |
9 |
7 |
5 |
6 |
8 |
9 |
7 |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
7 |
8 |
9 |
7 |
7 |
140 |
высокий |
П.Г. |
7 |
7 |
8 |
9 |
8 |
9 |
7 |
9 |
7 |
7 |
5 |
9 |
9 |
6 |
7 |
9 |
4 |
4 |
135 |
высокий |
Сред балл |
8,2 |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
8,4 |
7,3 |
7,7 |
7, 8 |
8,1 |
7,8 |
7,8 |
8,3 |
7,7 |
7,5 |
7,4 |
7,8 |
7,2 |
6,5 |
Результаты исследования социальной креативности в группе В
И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
сумма |
Ур.соц. креативности |
Г. И. |
4 |
4 |
5 |
5 |
7 |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
5 |
7 |
3 |
4 |
97 |
Средний |
К. В. |
7 |
7 |
6 |
8 |
6 |
6 |
6 |
2 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
1 |
7 |
1 |
5 |
98 |
Средний |
П. Н. |
7 |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
5 |
5 |
7 |
3 |
8 |
6 |
7 |
7 |
5 |
3 |
5 |
4 |
99 |
Средний |
Е. С. |
6 |
9 |
6 |
9 |
6 |
7 |
3 |
4 |
3 |
3 |
7 |
7 |
3 |
4 |
4 |
6 |
6 |
2 |
95 |
Средний |
Н. И. |
9 |
5 |
7 |
7 |
9 |
5 |
7 |
3 |
8 |
5 |
6 |
6 |
2 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
97 |
Средний |
Л. А. |
7 |
5 |
6 |
4 |
6 |
5 |
2 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
96 |
Средний |
К. Т. |
5 |
5 |
6 |
4 |
6 |
4 |
5 |
5 |
7 |
7 |
8 |
7 |
3 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
99 |
Средний |
Н. И. |
7 |
5 |
5 |
7 |
7 |
4 |
7 |
6 |
6 |
6 |
4 |
7 |
4 |
5 |
3 |
7 |
3 |
4 |
97 |
Средний |
Т. О. |
6 |
5 |
3 |
1 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
5 |
3 |
6 |
6 |
6 |
2 |
1 |
97 |
Средний |
Г. А. |
4 |
3 |
4 |
7 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
7 |
3 |
4 |
4 |
7 |
4 |
3 |
78 |
Чуть ниже среднего |
С. И. |
5 |
3 |
6 |
6 |
3 |
2 |
4 |
4 |
8 |
4 |
5 |
8 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
82 |
Чуть ниже среднего |
К. О. |
6 |
3 |
4 |
2 |
9 |
7 |
6 |
6 |
5 |
4 |
6 |
7 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
7 |
84 |
Чуть ниже среднего |
Ш. С |
6 |
4 |
4 |
4 |
6 |
2 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
6 |
4 |
5 |
4 |
7 |
3 |
2 |
83 |
Чуть ниже среднего |
Н. И. |
5 |
5 |
7 |
3 |
7 |
5 |
6 |
3 |
9 |
3 |
4 |
5 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
81 |
Чуть ниже среднего |
С. Е. |
5 |
5 |
6 |
5 |
3 |
2 |
5 |
4 |
8 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
7 |
2 |
3 |
82 |
Чуть ниже среднего |
Ср балл |
5, 9 |
5 |
5,4 |
5,2 |
5,9 |
4,6 |
5,2 |
4,9 |
6,4 |
4,9 |
5,6 |
6,4 |
3,9 |
4,7 |
4 |
5,6 |
3,5 |
3,6 |
Рис. 1. Результаты исследования социальной креативности в группах А, В
Рассмотрим полученные результаты более подробно. Ответив на первый вопрос теста: Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца, у группы А средний балл составил 8,2, а у группы В 5,9 баллов. Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые группы А наиболее активные и целеустремленные.
В большей степени эвристиками, т.е. генераторами идей считают себя испытуемые группы А (7,4 б.), чем испытуемые группы В (5 б.).
К людям наиболее решительным относят себя испытуемые группы А, набрав в среднем 7,4 балла, нежели испытуемые группы В, которые набрали на 5,4 балла.
К критике в своей деятельности прибегают в группе А на 25% больше испытуемых, чем в группе В, набрав в группе А – 7,3 баллов, в группе В – 4,6. Критиковать, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, подвергать его сомнению, приводить его в связь с другими явлениями и т.д., с чем более справляется на данном этапе группа испытуемых А.
Чаще поддерживают инициативы и предложения в коллективе испытуемых группы А (7,8 б.), чем в группе В (4,9 б.). Это говорит о том, что испытуемые группы А пользуются успехом и авторитетом в своем коллективе больше, чем испытуемые группы В.
Общительность и коммуникабельность наиболее характерна испытуемым группы А (8,3 б.), нежели испытуемым группы В (6,4 б.).
Ответив на 15 вопрос, мы выявили, что испытуемым группы А наиболее характерны находчивость и предприимчивость (7,4 б.), чем испытуемым группы В (4 б.), чтобы хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе.
Важным критерием социальной креативности мы считаем умение находить новые подходы к решению старых проблем. Здесь испытуемые группы А набирают 6,5 б., испытуемые группы В 3,6 б.
Таким образом, подводя итог исследования социальной креативности личности следует отметить, что обеим группам испытуемых присущи такие качества, как решительность, требовательность, критическое суждение, оптимизм, общительность, находчивость с той лишь разницей, что количество баллов в группе А превышает на 2,3,4 ступени, чем в группе В почти во всех вопросах теста. Т.е. испытуемые группы А являются наиболее решительными, настойчивыми, целеустремленными, активными, им характерны нетривиальные пути решения в различных жизненных ситуациях. Соответственно мы видим разницу уровней социальной креативности в группе А – очень высокий, высокий и в группе В – средний, чуть ниже среднего.
Теперь рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях.
Данная методика поможет выяснить, какие стратегии совладающего поведения используются испытуемыми двух групп чаще всего, данные представлены в таблицах (см. приложение 3).
Изучение совладающего поведения проводилось на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата, угроза и новые возможности (рис.2, 3, 4).
Сначала рассмотрим полученные результаты в ситуации утраты:
Рис. 2 Результаты исследования стратегий совладающего поведения в ситуации утраты в группах испытуемых, %
1-Разрядка, 2-Рациональные действия, 3-Поиск помощи, 4-Настойчивость, 5-Отстранение, 6-Фатализм, 7-Выражение чувств, 8-Позитивное мышление, 9-Отвлечение, |
10-Фантазия, 11-Отрицание, 12-Самообвинение, 13-Поэтапные действия, 14-Сравнение, 15-Успокоение, 16-Контроль эмоций, 17-Осторожность, 18-Приобретение силы, |
19-Уход, 20-Самоизменение, 21-Преодоление в не реальности, 22-Сдерживание, 23-Юмор, 24-Нерешительность, 25-Оценка вины, 26-Вера. |
В обеих группах 47 % испытуемых в ситуации утраты используют поиск помощи, т.е. они нуждаются в социальной поддержке. Для них очень важно, чтобы рядом были близкие люди.
В 1-й группе с высоким уровнем креативности 47 % респондентов выбирают выражение чувств, а во 2-й группе со средним уровнем креативности ту же стратегию поведения выбирают уже 60% испытуемых, т.е. для данных испытуемых характерно внешнее проявление своего эмоционального состояния, впечатлительность, низкий уровень самообладания.
Стратегия импунитивного поведения – отрицание, когда характерен уход от реальной ситуации, отрицание сложных, трудных последствий переживаемой проблемы, выявлена в 1-й группе (высокий ур. Креативности) у 20 % испытуемых, а во 2-й группе (средний ур.креативности) у 47% респондентов.
27 % испытуемых в 1-й группе прибегают к самообвинению, во 2-й группе к той же стратегии поведения прибегают уже 66% респондентов, т.е. в данной группе наблюдается ярко выраженная склонность уходить от самой проблемы.
Стратегию поведения – успокоение в 1-й группе выбирают 53 % испытуемых, во 2-й группе 27 % респондентов присуща та же стратегия поведения.
Преодоление вне реальности в ситуации утраты используют в 1-й группе 40 % испытуемых, а во 2-й группе 47% респондентов, т.е. в данной группе большой процент испытуемых не ориентирован на прямое решение проблемы, здесь наблюдается ориентация на желание изменить прошлое, либо, чтобы ситуация вовсе исчезла.
Сравнивая показатели с низким процентом испытуемых можно отметить выбор некоторых стратегий совладающего поведения в ситуации утраты. Например, контроль эмоций, когда испытуемый полностью контролирует свое поведение, выявлен в 1-й группе у 20 % опрошенных, а во 2-й группе всего у 13% опрошенных. Или, важной стратегий в любом конфликте являются поэтапные действия, когда испытуемый четко расставляет приоритеты в своей деятельности, в нашем исследовании эту стратегию выбирают в 1-й группе 7 % испытуемых, а во 2-й группе выбора этой стратегии вовсе не наблюдается.
Теперь рассмотрим полученные результаты в ситуации угрозы:
Рис. 3 Результаты исследования стратегий совладающего поведения в ситуации угрозы в группах испытуемых, %
Анализ полученных данных в ситуации угрозы (рис.3) свидетельствует о том, что для опрошенных ведущими стратегиями являются: рациональные действия (в 1-й группе испытуемых 40 %, во 2-й группе 67 % респондентов), т.е. действия, направленные на позитивное разрешение проблемы и выбор целесообразного пути выхода из сложившейся ситуации.
Вновь, уже в ситуации угрозы, обе группы испытуемых обращаются к поиску помощи (60 %).
53 % респондентов в 1-й группе испытуемых в ситуации угрозы положились на судьбу, т.е. приняли ситуацию как фатальный исход. Во 2-й группе обращение к той же стратегии поведения составляет 47 % испытуемых.
Большой процент испытуемых в 1-й группе (47 %) выбирают контроль эмоций и эту же стратегию поведения выбирают во 2-й группе всего 20 % испытуемых.
Преодоление вне реальности в ситуации угрозы используют в 1-й группе 53 % испытуемых, а во 2-й группе 67% респондентов, т.е. вновь как и в ситуации утраты в данной группе большой процент испытуемых не ориентирован на прямое решение проблемы, здесь наблюдается ориентация на желание изменить прошлое, либо, чтобы ситуация вовсе исчезла.
Большой разрыв в процентном соотношении наблюдается в стратегии поведения – поэтапные действия: в 1-й группе с высоким уровнем креативности выбирают 33 % испытуемых и во 2-й группе со средним уровнем креативности 0 % испытуемых. Или 33 % испытуемых в 1-й группе в ситуации утраты прибегают к осторожности, а во 2-й группе к той же стратегии поведения прибегают всего 7 % респондентов.
Теперь рассмотрим полученные результаты в ситуации новой возможности:
Рис. 4 Результаты исследования стратегий совладающего поведения в ситуации новой возможности в группах испытуемых, %
1-Разрядка, 2-Рациональные действия, 3-Поиск помощи, 4-Настойчивость, 5-Отстранение, 6-Фатализм, 7-Выражение чувств, 8-Позитивное мышление, 9-Отвлечение, |
10-Фантазия, 11-Отрицание, 12-Самообвинение, 13-Поэтапные действия, 14-Сравнение, 15-Успокоение, 16-Контроль эмоций, 17-Осторожность, 18-Приобретение силы, |
19-Уход, 20-Самоизменение, 21-Преодоление в не реальности, 22-Сдерживание, 23-Юмор, 24-Нерешительность, 25-Оценка вины, 26-Вера. |