Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)
  1. Рассказ о группе.

Ведущий: «Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы узнали о каждом из нас».

Через 5 минут ведущий предлагает каждому прочитать получившийся рассказ. При этом ведущий проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных новых сторон.

6.Задание на дом: описать не менее 6 случаев или ситуаций из повседневной жизни, произошедших между занятиями, в которых человек поступил творчески, неординарно (это можете быть вы сами, ваш знакомый или случайный человек). Это может быть и эпизод из увиденного вами фильма или прочитанной книги.

7. Ритуал окончания занятия.

Все члены группы становятся по кругу. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Ведущий: «Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового – в правую. И когда я скажу: «Готово, давай!», ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!».

Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.

Эта процедура выполняет сразу две функции: во-первых, является сигналом завершения тренинга, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии знания со старыми, уже имеющимися.

 

Занятие 2

Цель занятия: закрепление тренингового стиля общения; актуализация потребности творчески относиться к жизни и самому себе; осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления; формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.

Материалы: листы бумаги, краски, фломастеры и т.д. – все, что необходимо для рисования.

Содержание занятия

  1. Рефлексия прошлого занятия: «Поговорим о дне вчерашнем»

Группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии.

  • Что особенно понравилось?
  • Что не принято?
  • Что хотелось бы сегодня сделать по-другому?
  • Какие претензии есть к группе, конкретно кому-либо, руководителю?

Не надо никого заставлять, высказываются только желающие, остальные внимательно слушают и помогают говорящему улыбкой, кивком головы и другими жестами.

  1. Выработка ритуала приветствия.

Ведущий: «Сейчас мы должны придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга в этой группе. Тогда на последующих занятиях мы будем здороваться именно таким способом.

Сначала каждый выбирает себе партнера. Это первый шаг к успеху. Теперь у вас есть три минуты, чтобы изобрести новую и необычную форму приветствия для всех нас. Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие.

Конечно, вы можете использовать детали других приветствий, которые вы знаете; вы можете их изменять или добавлять что-нибудь совсем новое. Вы готовы? Тогда вы можете приступать к творчеству.

После того, как все пары продемонстрируют свой вариант приветствия, все участники путем голосования выбирают самый интересный вариант, который и становится ритуалом приветствия группы.

3.Обсуждение домашнего задания по вопросам:

  • Как помогает креативность в жизни?
  • Чем ценно креативное поведение?

4.Упражнение  «Знакомый».

Ведущий: «Вспомните, пожалуйста, человека, с которым вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для вас образцом человека творческого, неординарного, нестандартного. Когда вам удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди скажет, какие качества, особенности поведения вашего знакомого дают вам основания считать его креативным, творческим».

Это упражнение дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основам. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с его именем.

  1. Составление списка качеств, важных для творчества.

Ведущий: «Сейчас мы объединимся в группы: по 4-5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, помогают, а какие затрудняют создание чего-то нового, оригинального. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств ведущий побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом ведущий записывает называемые качества, особенности поведения на доске или на листе ватмана. После того, как все качества будут записаны, группа должна проголосовать за них. В случае, если участники затрудняются правильно сформулировать то или иное качество, ведущий может помочь дать правильную формулировку.

Это упражнение способствует осознанию проявлений креативности, что дает возможность ведущему в дальнейшем предложить участникам группы ориентировочную основу с перечнем этих проявлений и на следующем этапе работы перейти к их развитию, тренировке. Кроме того, упражнение позволяет понять внутренние барьеры креативности.

Возможные варианты ответов:

Качества человека, способствующие созданию чего-то нового:

  • открытость новому опыту;
  • нестандартность, оригинальность мышления и восприятия;
  • мечтательность, способность фантазировать;
  • чувство юмора;
  • самопринятие;
  • ориентация на внутренние критерии и оценки;
  • независимость в суждениях и поступках;
  • уверенный стиль поведения с опорой на себя;
  • настойчивость в достижении цели;
  • рискованность и т.д.

Качества личности, препятствующие созданию чего-то нового:

  • неуверенность в себе, своих силах;
  • предвзятость мнений;
  • заниженная самооценка;
  • чрезмерная приверженность принципам;
  • стереотипность мышления и поведения;
  • ориентация на общепринятые нормы и правила;
  • излишняя чувствительность к мнению других;
  • тревожность;
  • высокая внушаемость и т.д.

6.Упражнение «Рисуем креативность».

Ведущий: «Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда вы закончите свои рисунки».

После того, как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он понимает, что такое креативность.

Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.

По ходу обсуждения ведущий предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того, как все выскажутся, ведущий подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития.

7.Задание на дом: проанализируйте, какие из качеств, способствующих и препятствующих творчеству, характеризуют вашу личность. Подумайте, над чем необходимо особенно поработать.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие 3

Цель занятия: снятие стереотипности мышления и восприятия; осознание этапов креативного процесса; осознание барьеров проявления креативности; развитие навыков управления креативным процессом; развитие психологической наблюдательности.

Материалы: небольшой мяч.

Содержание занятия

1. Ритуал приветствия.

2. Рефлексия прошлого занятия.

Схема та же, что и на прошлом занятии, но можно добавить еще одну позицию – «Если бы я был руководителем группы, я бы.». Следовать жесткой схеме при проведении рефлексии не надо, пусть высказываются все желающие по тем вопросам, которые у них есть, главное, чтобы не было равнодушных к тем процессам, которые идут в группе.

3.Обсуждение домашнего задания по вопросам:

- Каких качеств оказалось больше?

- Над чем особенно хотелось бы поработать?

4. Психологическая  разминка: упражнение «Рекорд группы».

Ведущий подсчитывает количество участников тренинга и предлагает группе поставить рекорд – перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное – ни разу не уронить мяч на пол, т.е. стараться ловить его.

После того, как группа добилась положительного результата, ведущий вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 15 (например) раз за одну минуту. Сможем ли мы это сделать за 50 секунд? Помните, что главное – кидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали». Когда группа добилась этого результата, ведущий вводит креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 15 участников тренинга перекинут друг другу мяч всего за 15 секунд».

Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кругу соседу. Пусть это решение найдут сами участники. Когда решение найдено, ведущий вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд: я гарантирую, что можно перекинуть мяч в группе из 15 человек всего за 3-5 секунд». Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное количество участников сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается в том, чтобы раздвинуть ладони. Самое трудное в этом решении: последний в серии – 15 участников просто не смогут встать рядом друг с другом, чтобы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому придется делать две «этажерки», - быстро передает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол. Это психологическая разминка, призванная в считанные минуты включить всю группу в активную деятельность.

5.Упражнение «Закодированный признак».

Ведущий: «Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: (например, в круг выйдет Таня)»Таня, я с пум-пум-пумом?», и Таня ответит «да» или «нет» в зависимости от того, есть задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.

Задача – понять, какой пум-пум-пум задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, можно будет высказать возникшие гипотезы.

В процессе поиска пум-пум-пума обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа.

Данное упражнение имеет многочисленные эффекты. Оно полностью соответствует содержанию тренинга креативности, создавая проблемную, неопределенную среду, проходит весело, побуждает участников быть изобретательными, гибкими развивает их воображение и наблюдательность.

Но самым важным является то, что упражнение позволяет осознать этапы креативного процесса.

В данном упражнении участникам предлагается осознать следующие этапы креативного процесса:

  • Подготовка. Этот этап характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует задачу, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию.
  • Фрустрация. Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся информацию и проверив возникшие варианты решения, индивид все-таки не находит ответ. Иными словами, оказывается в тупике.
  • Инкубация. Этот этап начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Следует, однако, заметить, что работа над проблемой на подсознательном уровне начинается, конечно, раньше, по-видимому, уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической.
  • Инсайт. Это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией.
  • Разработка. Это завершающий этап креативного процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами. Этап может быть представлен двумя подэтапами:

Информация о работе Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях