Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.
Анализ результатов в ситуации новой возможности (рис.4) позволил увидеть нам следующие данные: рациональные действия вновь лидируют теперь уже в этой ситуации (в 1-й группе с высоким уровнем креативности выбирают 33 % испытуемых, во 2-й группе со средним уровнем креативности выбирают 53 % респондентов).
А так же безусловный лидер всех трех ситуаций стратегия поведения – поиск помощи (53 % испытуемых в 1-й группе, 47 % опрошенных во 2-й группе), т.е. здесь ярко выражено стремление к поиску дополнительных источников информации, профессиональной помощи.
Поэтапные действия в 1-й группе испытуемых применяют 40 % опрошенных, во 2-й группе применяют всего 33% испытуемых.
Большая разница в группах испытуемых наблюдается в выборе стратегии фантазия, в 1-й группе с высоким уровнем креативности к фантазии прибегают 7 % испытуемых, а во 2-й группе прибегают уже 53 % опрошенных, т.е. проводят время в мечтах, что позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, думают о нереальном.
67 % респондентов обеих групп
выбирают приобретение силы, т.е.
преодоление кризиса
Один из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения самоизменение, в 1-й группе выбирают 67 % испытуемых, т.е. преодоление конфликта для них есть приобретение ценного жизненного опыта и изменения к лучшему, во 2-й группе самоизменение выбирают 53 % испытуемых (что тоже не мало).
В ситуации новой возможности в 1-й группе с высоким уровнем креативности 13 % опрошенных оценивают ситуацию как фатальный исход, а во 2-й группе со средним уровнем креативности к той же ситуации прибегают уже 27 % респондентов, т.е. поведение испытуемых не сопровождается конкретными действиями, они полностью полагаются на судьбу.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации утраты группа испытуемых В склонна к субъективно-ориентированному стилю совладания, когда поведение является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и не сопровождается конкретными действиями. Мы наблюдаем такой выбор стратегий как, фатализм, выражение чувств, отрицание проблемы, самообвинение, преодоление ситуации вне реальности. В группе испытуемых А к тем же стратегиям поведения прибегают более низкий процент опрошенных.
В ситуации угрозы, когда решение проблемы зависит на прямую от действий человека, у наших испытуемых наблюдаются совпадения высокого процента испытуемых в выборе стратегий поведения: рациональные действия, поиск помощи, т.е. действия испытуемых направлены на рациональное разрешение трудной ситуации. Как и в ситуации утраты, здесь вновь высокий процент испытуемых группы В выбирают стратегию преодоление вне реальности. Так же сравнивая показатели обеих групп следует отметить, что стратегию контроль эмоций в группе В со средним уровнем креативности выбирают значительно малый процент опрошенных (20%) по сравнению с группой испытуемых А (47%).
В ситуации новой возможности отличительной особенностью обеих групп является умение разрешать конфликтные ситуации, которые испытуемые оценивают как источник личностного роста, приобретение жизненного опыта и изменение к лучшему, этому способствует выбор стратегий поведения – приобретение силы (в группе А и В 67%) и самоизменение (А-67%, В-53%). В данной ситуации для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении. Испытуемые способны определять проблему и находить альтернативные решения.
Отличительной особенностью во всех трех ситуациях является выбор стратегии поиска помощи, которую в группе А выбирают наиболее высокий процент испытуемых (53%), чем в группе В(47%).
На этапе формирующего эксперимента нами был разработан тренинг «Развитие креативности личности».
Креативность – способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Цель: повышение уровня креативности педагогов.
Задачи программы:
Стратегия программы основывается на принципе поэтапности: каждый последующий этап логически связан с предыдущим и направлен на закрепление достигнутого и его последующее развитие на следующем этапе, поэтому важно сохранить порядок занятий.
Этапы программы:
1. Ориентировочный.
2. Развивающий.
3. Проективный.
Технология реализации тренинговой программы.
При реализации программы используются следующие методы:
Программа рассчитана на 12-14 полуторачасовых занятий, которые проводятся один раз в неделю (или 2 раза в неделю по 45 минут). Оптимальное количество участников – 13-15 человек. Группы формируются по принципу добровольности. При составлении программы мы использовали литературу таких авторов, как Ильин Е.П., Грецов А.В. и др.
Стулья для участников расставляются по кругу. Для занятий были необходимы бумага для рисования, наборы цветных карандашей, фломастеров или красок; листки бумаги с булавками для именных табличек; небольшой мяч; проигрыватель или магнитофон для музыкального сопровождения. Для одного из упражнений понадобилась колода игральных карт.
Вводные замечания для ведущего группы.
Основной задачей во время тренинга, особенно на его первых занятиях, являлось создание наиболее благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы над собой каждого участника. Поэтому важно было понять, что в данном случае ведущий – это не учитель, который должен научить жить, а помощник каждому участнику в его личностном развитии. Нельзя подчеркивать свое превосходство над другими и своим поведением нельзя вызывать восхищение или страх. У ведущего нет права судить, плох или хорош тот или иной человек в группе. Каждый оценивает себя сам и определяет меру своей ответственности. Задача ведущего была – помочь определить критерии и выбрать систему оценки.
Наиболее оптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного. Ведущий только помогает, всю основную работу проводит сам участник.
Мы опирались на следующие принципы:
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Занятие 1
Цель занятия: осознание креативности в себе и её развитие (развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.
Задачи: знакомство участников тренинговой группы; ознакомление с правилами работы в группе и основными понятиями, используемыми в ходе занятий; формирование умения работать в группе (эмпатия, рефлексия); тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы; плавное погружение участников в проблематику тренинга.
Материалы: небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек.
Содержание занятия
Знакомство осуществляется после вступительного слова ведущего, в котором он говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, знакомит с режимом работы тренинговой группы.
1.Знакомство.
Ведущий: «В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя. Предоставляется полная свобода выбора. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.
У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть те свои качества, которые действительно отличают вас от окружающих». Подчеркните, что участники должны внимательно слушать друг друга. После окончания представлений попросите вспомнить своеобразие друг друга. Для этого предложите каждому участнику по очереди назвать индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.
После того, как выбраны имена и состоялось первое знакомство, можно приступить к изучению основных правил работы в тренинговой группе. В каждой группе могут быть свои правила. Наиболее типичные:
Ведущий предупреждает членов группы против поспешных необоснованных выводов, рекомендует им избегать оценочных суждений с использованием нравственных и социальных критериев, предлагает всегда максимально объективизировать собственные эмоциональные состояния, не производить внутреннюю критику в категориях «плохо» – « хорошо».
После того, как ведущий подробно объясняет правила, проводится дискуссия, в ходе которой участники могут предложить изменение правил или добавление новых. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.
3.Упражнение «Три качества».
Ведущий: «Сейчас мы продолжим наше знакомство и сделаем это так: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя». Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.
В случае, если участник называет достаточно противоречивые характеристики, ведущий может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисление таких, на первый взгляд противоречивых качеств. Если же кто-то из участников называет одноплановые качества, ведущий может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.
4.Упражнение «Эпизод из жизни».
Ведущий: «Сейчас у нас будет некоторое время, в течение которого надо будет вспомнить какой-нибудь жизненный эпизод, случай или ситуацию, в которой вы вели себя нестандартно, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расскажет этот случай или жизненную ситуацию. Затем то же самое сделает каждый из нас».
Это упражнение дает возможность участникам сделать шаг на пути осознания своего опыта, сосредоточиться на проблематике, соответствующей содержанию тренинга креативности. Кроме того, в ходе этого упражнения в группе за короткое время появляется обширная, эмоционально окрашенная, разнообразная информация. Этот эффект значительно усиливает мотивацию на участие в тренинге, так как воспринимается как сигнал «здесь происходит много нового, интересного».