Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

4. Принцип нейтралитета посредника. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для разрешения (притом эффективного) конфликтной ситуации.    

5.   Принцип профилактики конфликтов. Реализация  данного принципа возможна при соблюдении таких рекомендаций:

- конфликтную ситуацию нужно рассматривать  в общем контексте реального  учебно-воспитательного процесса;

- косвенно или  прямо любой межличностный  конфликт влияет на морально-психологический климат учебной   группы, колледжа в целом, причем деструктивный характер такого конфликта ухудшает морально-психологическую атмосферу;

- педагогический конфликт не должен выходить за собственные рамки, т. е. принимать форму другого конфликта.

Существует  несколько типов  реагирования педагогов  на конфликты:

- репрессивные меры — педагоги готовы к отражению негативных реакций студентов: их обвинений, выпадов, упреков — и поэтому имеют в арсенале своих педагогических воздействий ряд репрессивных мер в адрес провинившегося;

- игнорирование  конфликта — стремление   к вытеснению неприятной информации, продолжение своей деятельности, что отражает установку «со мной этого быть не может»;

- ролевое воздействие — намерение разрешить конфликт в рамках ролевого воздействия;

- выяснение мотивов — ряд действий по уточнению, пониманию мотивов поведения ученика;

- стимул к собственному изменению — реакция в виде возникающего желания что-то изменить в своем поведении, отношении, т. е. конфликт воспринимается в качестве нужной информации о необходимости скорректировать собственное поведение;

- рефлексия — высказывания   о   переживаемых   чувствах, возникающих размышлениях.

При возникновении конфликтных ситуаций между педагогами и учениками преимущественно — в двух случаях из трех - прибегают к внешнему пресечению, использованию санкций. Реже, но также достаточно часто — в половине ситуаций — используется беседа-внушение. И примерно в каждом десятом случае внешняя реакция вообще отсутствует, причем это чаще связано с тем, что педагог не знает, как реагировать на сложившуюся ситуацию. В связи с этим в практике разрешения конфликта чаще всего используется арбитражная модель, суть которой выражается в том, что для нахождения способов урегулирования конфликта приглашается третье лицо, которому предоставляется право главного голоса. В зависимости от того, кто участвует в конфликте, третейским судьей часто становится директор, завуч колледжа, иногда классный руководитель или сам учитель [36].

На  качество разрешения конфликта влияют типичные ошибки педагога:

- погашение лишь внешних проявлений конфликтной ситуации;

- арбитражная модель;

- невозможность преподавателя выйти  за пределы социальной роли;

- отсутствие знания алгоритмов и навыков анализа педагогических конфликтов, приводящее к нарушению логической последовательности при разрешении конфликтной ситуации;

- недооценка того, насколько решен  конфликт (полностью или частично), что приводит к неумению отслеживать его возможное дальнейшее проявление.

Анализ  типичных ошибок педагогов, а также  научных работ помог выработать основные правила при разрешении конфликтов [36]. Ими могут быть:

- восприятие конфликта как свершившегося  факта;

- отношение к конфликту как к педагогической проблеме, которая может быть решена;

- рассматривание конфликта как ценного  источника информации о личности;

- проявление инициативы преподавателем;

- принятие педагогом ответственности  на себя за происходящее в данной ситуации;

- использование  эффекта  «трех Д»:  доброжелательности, добросовестности, доступности;

- грамотное проведение конфронтации с целью предотвращения асоциального поведения;

- определение и использование оптимальной продуктивной стратегии поведения в конфликте.

Позитивному решению педагогического конфликта способствует система общения преподавателя с учениками. Действия преподавателя подразделяются на несколько этапов [36].

 1.  Выбор стиля общения. На этом этапе педагог как бы определяет для себя:

  • что сказать, т. е. уточняет содержание диалога со студентом;
  • как сказать, т. е. продумывает так  называемое эмоциональное сопровождение разговора;
  • когда сказать, т. е. определяет время  и место выяснения конфликтной  ситуации;
  • при ком сказать, т. е. анализирует возможную реакцию невольных свидетелей конфликта;
  • зачем сказать, т. е. выстраивает  систему общения, чтобы быть уверенным  в конечном результате.

  2.   Отбор невербальных средств общения и приемов техники активного слушателя. Юношество, как и дошкольники, часто воспринимает взрослого так называемым эмоциональным слухом, т. е. не только расшифровывает содержание, смысл сказанных слов, а ориентируется на отношение к нему взрослых. Поэтому преподавателю следует продумать способы выражения своего умения слушать, обратить внимание на мимику, тон, интонацию речи.

3.   Возврат эмоций. Выход педагога из плена собственных эмоций и возможность откликнуться на переживания студента.

4.   Наказание. Преподаватель, который стремится к конструктивному разрешению конфликта, должен руководствоваться мудрым советом, что наказание должно уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов (А. С. Макаренко). Система наказания в ученическом классе должна быть продумана, чтобы не нанести ущерб личности студента.

При любом варианте развития конфликта  задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт в конструктивный.

5.    Взаимодействие - завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, оно включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех участников конфликта, направленная на его разрешение. 

В любом проявлении конфликты имеют позитивные и негативные стороны:

Позитивные стороны педагогических конфликтов: борьба с застоем, пробуждение к самоанализу, самокритике; стимулирование внутренней работы по принятию фактов и событий жизни; полное раскрытие личности; способности к протесту; содействие личностному самоутверждению; учит тех, кто наблюдает. 

Негативные  стороны и нежелательные последствия конфликта: снижение критичности мышления, повышение уровня тревожности; причинение воспитаннику глубокой психической травмы; провоцирование ответной грубости и агрессии, негативистских действий; потеря авторитета учителем; снижение интереса к преподаваемому учителем предмету; школьная дезадаптация; усиление тенденций трудновоспитуемости у отдельных детей или группы [36].

Специфика педагогического общения предполагает толерантность учителя как стратегию установления контактов с детьми, нормы, ценности, социальный опыт которых, как правило, отличаются от установок взрослых. Ведущую роль играет толерантность в напряженных и особенно в конфликтных педагогических ситуациях, предупреждение и решение которых во многом обеспечивают эффективность педагогической деятельности, особенно молодых учителей. Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных педагогических ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у педагогов соответствующих личностных качеств, знаний и умений [35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях.

2.1. Программа исследования.

Цель данного исследования: изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях.

Наше исследование включало следующие этапы:

    1. Констатирующий этап.

Цель: изучение влияния уровня социальной креативности педагогов на формирование стратегий совладающего поведения в конфликтной ситуации.

    1. На данном этапе формировались группы испытуемых. С этой целью мы использовали методику Определение социальной креативности личности (Е. Туник) [30].

Таким образом, проведя первое исследование и изучив уровни социальной креативности педагогов, мы выделили две группы испытуемых по 15 человек с высоким и средним уровнями креативности. Педагогов с низким уровнем социальной креативности выявлено не было.

В группу А вошли педагоги с высоким, очень высоким уровнями креативности.

А.К.

151

Очень высокий

М.Е.

154

Очень высокий

В.О.

156

Очень высокий

К.В.

133

Высокий

О.В.

131

Высокий

К.Л.

133

Высокий

П.М.

133

высокий

П.В.

135

Высокий

К.О.

138

высокий

И.О.

132

высокий

Я.Т.

131

Высокий

Н.З.

137

высокий

С.В.

138

Высокий

Л.Н.

140

высокий

П.Г.

135

высокий


 

В группу В вошли педагоги с уровнями креативности средний, чуть ниже среднего.

1.

Г. И.

97

средний

2.

К. В.

98

Средний

3.

П. Н.

99

Средний

4.

Е. С.

95

Средний

5.

Н. И.

97

Средний

6.

Л. А.

96

Средний

К. Т.

99

Средний

Н. И.

97

Средний

Т. О.

97

Средний

Г. А.

78

Чуть ниже среднего

С. И.

82

Чуть ниже среднего

К. О.

84

Чуть ниже среднего

Ш. С.

83

Чуть ниже среднего

Н. И.

81

Чуть ниже среднего

С. Е.

82

Чуть ниже среднего

Информация о работе Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях