Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

5.Упражнение «Мои сильные стороны».

Ведущий: «У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выступить в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели их выработать в себе. На составление списка вам дается 5 минут».

После того, как участники составили списки, ведущий продолжает: «А теперь по очереди озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но», «если», «может быть», «я не совсем уверен в том, что» и т.п. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Это упражнение направлено не только на определение своих сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участвующие избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться. Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может описать себя ведущий.

  1. Групповая дискуссия по вопросам:
  • Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а что нет?
  • Надо ли преуспевать во всем?
  • Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она состоит?

7.Упражнение  «Письмо себе любимому».

Ведущий: «Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказываются) Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека!». Время на письмо 10 минут, под тихую музыку. Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма? Важно, с какими чувствами, а не про что. Любовь – или любое другое живое отношение – чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах.

Ведущий: «Кто хочет пересказать или зачитать свое письмо?» Этой возможностью, пусть не сразу, многие воспользуются. По ходу ведущий может давать комментарии. Стоит обратить внимание на то, как кто-то себя же и поучает, кто-то смотрит на себя снизу вверх, кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то радуется себе близкому, а кто-то тоскует по себе, каким он был когда-то. Упражнение направлено на повышение самооценки, на снятие внутренних барьеров, на понимание необходимости принять и полюбить себя таким, какой ты есть.

8.Упражнение «Яркое впечатление».

Ведущий: «Сосредоточьтесь на своем соседе слева. Вспомните все, что он говорил, делал во время нашей работы. Вспомните все чувства и отношения, которые возникали у вас по отношению к этому человеку и выберите наиболее яркое впечатление из всего того, что у вас связано с этим человеком».

Данное упражнение, равно как и предыдущие, способствует более полному представлению участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со своей личностью.

9.Задание на дом: составить текст, в котором нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Каков ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши любимые занятия? Чем можете заинтересовать другого человека?

10.Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 9

Цель: закрепление позитивного самовосприятия; выстраивание нового типа отношения с самим собой и окружающими; повышение представлений об уверенном, неуверенном и агрессивном поведении; отработка навыков уверенного поведения.

Материалы: билетики с описанием уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

Содержание занятия

1.Ритуал приветствия.

2.Рефлексия прошлого занятия.

На этот раз участники могут высказаться, используя фразу: «Я был бы более откровенным, если… «

3.Обсуждение домашнего задания.

Каждый из участников отдает прочитать свое объявление соседу слева, который выступает в роли эксперта, внося коррективы и добавляя то положительное и привлекательное, что забыл написать о себе сам автор.

4.Психологическая разминка: упражнение «Ловля моли».

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли» и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.

5.Упражнение «День рождения».

Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайне до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек. Группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.

6.Групповая дискуссия.

Обсуждаются вопросы:

  • Приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях?
  • Что такое уверенность в себе?

Ведущий заводит с участниками разговор, который должен помочь в выявлении и уточнении тех проблем каждого из них, которые касаются его уверенности в себе. Ведущему необходимо побуждать участников к тому, чтобы они оценивали свое поведение и приводили примеры из своей жизни, когда они вели себя уверенно либо неуверенно.

Ведущий должен терпеливо разъяснять членам группы, что такое уверенное поведение и чем оно отличается от неуверенного и агрессивного поведения. Ему следует всячески подчеркивать отрицательные стороны неуверенного поведения и важность тех дополнительных возможностей, которые появляются в жизни благодаря уверенности в себе, включая возможность осуществлять контроль над своей жизнью. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения. Ведущему необходимо зачитать список прав человека, которые поддерживают его уверенность в себе.

Вы имеете право:

  • иногда ставить себя на первое место;
  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  • протестовать против несправедливого обращения и критики;
  • на свое собственное мнение и убеждения;
  • совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
  • предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
  • говорить нет, спасибо, извините, НЕТ;
  • не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
  • побыть одному (ой), даже если другим хочется вашего общества;
  • менять свои решения или избирать другой образ действий;
  • добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

  • быть безупречным (ой) на 100%;
  • следовать за толпой;
  • любить людей, приносящих вам вред;
  • извиняться за то, что были самим собой;
  • жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
  • сохранять отношения, ставшими оскорбительными;
  • выполнять неразумные требования;
  • нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
  • отказываться от своего Я ради кого бы то и чего бы то ни было.

Участникам группы необходимо показать, что уверенность в себе не следует путать с бесчувственностью и ограничивать ее выражением только отрицательных эмоций. Важным условием развития уверенности в себе является способность к выражению положительного, заботливого отношения к другим. Группе необходимо сказать и то, что право на уверенность в себе не означает необходимости быть уверенным при любых обстоятельствах.

7.Игра «Неприятная ситуация».

Сначала участникам тренинга предлагается придумать по одной ситуации, в которой он чувствовал бы себя очень неуютно. Из всех предложенных ситуаций следует выбрать три-четыре таких, которые интересны, оригинальны, и, в то же время, могут встретиться любому участнику тренинга. Ведущий предлагает кому-нибудь из группы, кто поартистичнее, сыграть роль злобной продавщицы или дантиста-вымогателя, предлагает кому-нибудь сыграть роль жертвы, а всем остальным участникам тренинга отводит роли присутствующих при инциденте. Главные герои могут обращаться к ним, а они соответствующим образом реагировать.

В ходе обсуждения внимание заостряется на вопросе, что же такое выигрыш и проигрыш в подобного рода ситуациях. В психологии широко распространено мнение, что в таких ситуациях следует добиваться того, о чем зашел спор, иначе это является проигрыш. Например, если вам дали сдачу надорванным рублем, вы просите заменить его, а вам отказывают в резкой форме, вы порвали его пополам, швырнули половинки и ушли, то считается, что ситуацию вы проиграли. Но в данном случае ситуация, безусловно выиграна вами. Вы потеряли рубль, но психологически выиграли, продемонстрировав пренебрежение к сопернику в изящной форме, установив свои правила игры. Можно было бы, конечно, добиться, чтобы рубль вам заменили, заискивающе улыбнуться, попытаться вызвать симпатию со стороны человека, который вам неприятен, выслушать завершающую грубость и получить ущерб на гораздо более значительную сумму. Игра эта легкая, веселая, и она позволяет участникам, смеясь, расстаться с неуверенным прошлым.

8.Упражнение «Экскурсия».

Группа делится на три части. Одна должна «вылепить» скульптуру уверенного в себе человека, вторая – неуверенного и третья – агрессивно настроенного. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники придают необходимую позу, показывают мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Члены других подгрупп могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

9.Задание на дом: в разговоре понаблюдать, в каком из трех состояний находится ваш собеседник.

10.Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 10

Цель: закрепление позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования; развитие умения сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение; отработка навыка уверенного реагирования на критику; развитие навыка убеждения других.

Материалы: бумага, ручки.

Содержание занятия

1.Ритуал приветствия.

2.Рефлексия прошлого занятия.

Ведущий интервьюирует участников группы, задавая следующие вопросы:

  • Что помогло в работе над собой?
  • Что так и не получилось?
  • В чем причины?

3.Психологическая разминка: упражнение «Разожми кулак».

Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!). По окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

4.Упражнение «Вежливый отказ».

Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, прогулять урок и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться и какой способ отказа использовался: просто сказали «нет», не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давление продолжая отвечать «нет»; объяснили причину отказа; предложили сделать что-то другое; попытались убедить партнера отказаться от нежелательного действия и т.д.

  1. Групповая дискуссия на тему «Когда и почему необходимо сопротивляться и отстаивать свое мнение».

Ведущий должен подвести участников к выводу о том, что независимость в суждениях и поступках, способность отстаивать свое мнение совершенно необходимы творческому человеку.

6.Упражнение «Критика».

Упражнение проводится в парах. Один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики (справедливая, несправедливая). После этого обсуждается вопрос:

  • Как надо и как не надо реагировать на критику?

7.Упражнение «Убеждение».

Ведущий: «Среди качеств, необходимых творческой личности, является и способность убеждать людей. Но люди не похожи друг на друга, по-разному относятся и к тем, кто пытается их в чем-то убедить. Давайте проверим вашу способность».

Участники объединяются в микрогруппы по 4-5 человек и сразу решают вопрос об очередности выступлений. Затем ведущий называет тему.

Информация о работе Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях