Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;

Содержание работы

Введение
1. Анализ литературы по проблеме исследования влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Современное состояние изучения психологии конфликта
Стили поведения личности в конфликтной ситуации
1.3 Психологические теории темперамента
2. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РГКП «АРКАЛЫКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ И. АЛТЫНСАРИНА»

Факультет Педагогики и  филологии

Кафедра Педагогики и  психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

тема:  ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 

5В010300 «Педагогика и психология»

 

 

 

 

      Подготовила:                                         студентка ЗППII курса Козловская Т.

 

      Научный руководитель:                       ст. преподаватель Бузулуцкая Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аркалык, 2012 г


 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Анализ литературы  по проблеме исследования влияния  темперамента на поведение личности  в конфликтной ситуации

    1. Современное состояние изучения психологии конфликта
    2. Стили поведения личности в конфликтной ситуации

1.3 Психологические теории  темперамента

2.   Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

2.1 Организация и методы исследования

2.2  Результаты исследования  и выводы

Заключение

Список использованных источников

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования состоит в том, что в современном  мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой  интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания. В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся  в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Человек всегда находится  в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды. При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у

каждого человека существует так называемый репертуар  поведения в конфликтной ситуации.

Цель: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.

Задачи:

1)     проанализировать литературные  источники по данным проблемам;

2)     подобрать методики для исследования;

3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте; 4)     установить влияние темперамента на агрессивность, коммуникативный

контроль и  выбор стратегий поведения в  конфликте.

Объектом  исследования: является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности.

Предмет исследования: взаимосвязь темперамента, уровня агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.

Основной  метод исследования: констатирующий эксперимент.  

Гипотеза: мы предполагаем, что особенности темперамента влияет на поведение личности в конфликтной ситуации, то есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.

Методологическая основа – нашей работы является личностно-деятельностный подход и системный подход.

Приверженцами личностно деятельностного подхода, получившее свое развитье в отечественной психологии, является А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн и др.

Деятельность это понятие, которое  относится к характеристике целенаправленного  поведения и целенаправленных систем. Системная деятельность включает в себя два механизма: целеполагание и целедостижение. Деятельностный подход в психологии – это совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмперических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование рассматривается в различных формах предметной деятельности субъекта. Деятельность обуславливает не только сущность личности, но и ее структуру, которая характеризует в свою очередь единством ее социальных и психических качеств.

Фундаментальных принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от ее деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, то есть как субъект и какой-то мере как объект. Иначе говоря, личность есть продукт и порождение деятельности, деятельное существо. По мнению С.Л.Рубинштейна личность проявляется в деятельности и посредством нее.        

Научная актуальность данного исследования состоит в  том, что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной  ситуации не до конца изучена. Муталимовой А. М. в 1998 году было проведено исследование на выявление взаимосвязей свойств темперамента и особенностей межличностных отношений, но не стилей поведения в конфликтной ситуации. Теоретической основой данной работы явились фундаментальные труды по изучению темперамента таких ученых, как: Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Гиппократ, Ковалев А. Г., Мерлин В. С., Мясищев В. Н., Небылицын В. Д., Павлов И. П.,  Русалов В. М.,Сеченов И. М., Теплов Б. М. И работы в области конфликтологии: Анцупов А. Я., Бабосов Е. М., Бородкин Ф.М., Гришина Н. В., Зазыкин В. Г., Здравомыслов А.Г., ., Коряк Н. М., Крогиус Н. В., Скот Д. Г., Шипилов А. Н. и др.

Практическая  значимость: результаты данной  работы могут быть применены  в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с конфликтными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1.1 Современное  состояние изучения психологии  конфликта.

 

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, стремление  доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать [16].

Конфликт - (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Психологические исследования конфликтов занимают центральное  место среди исследований других наук, посвященных данной проблеме. Это связано, в первую очередь, с широтой объектного и предметного полей, а самое главное, непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов – определением психологических механизмов и личностных детерминант конфликтного поведения.

Разнообразие  психологических исследований конфликтов требует их систематизации и углубленного анализа, что необходимо так же для  определения места настоящего исследования в их континиуме. Следует отметить, что систематизация психологических исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что и систематизация в рамках междисциплинарных исследований - отсутствие общего основания. Поэтому мы будем анализировать проведенные психологические исследования, используя различные основания [31].

В первую очередь  хотелось бы остановиться на исследованиях  конфликта в рамках психологических  парадигм, в основном разработанных  в западной психологии. К основным можно отнести:

- психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) ;

- экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл);

- социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле);

- динамическое (К. Левин);

- социометрическое (Дж. Морено);

- интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани);

- необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.

Исследованиям фрейдистской (психоаналитической) ориентации присуща биопсихологическая трактовка причин конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствие несоответствия моральных общественных условий и обстоятельств, с одной стороны, требованиям природных инстинктов - с другой. Как считал 3. Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила воздействия общественных условий существенно превышает способность человека к сублимации. Такие конфликты могут выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д. Вслед за 3. Фрейдом, австрийский психолог А. Адлер рассматривал источник конфликтов в незащищенности личности перед окружающим миром, осознании своей неполноценности и несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства над другими. По его мнению попытки освободиться от чувства неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам [31]. По мнению К. Хорни, конфликт возникает в системе взаимоотношений индивида с социальным окружением, а не как эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода, изначально заложенных в организме психических сил. Э. Фромм, полемизируя с 3. Фрейдом, утверждал, что в процессе своего развития человек приходит к обособлению и индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте личности с социальной средой. По Э. Фромму индивид может избавиться от одиночества и чувства собственной "ничтожности" только "бегством от всякой свободы", что связано с бессознательной деятельностью, которая может быть изучена в основном психоаналитическими методами [31]. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование и развитие вида, В. Макдугалл неправомерно распространил его на общество. Созданная им теория инстинктов социального поведения определили социотропное направление в психологических исследованиях конфликтов. Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой точки зрения рассматривал и проблему конфликта.  По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности. В соответствии с психологической теорией социометрии, разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. По мнению представителей шилеракционистского направления основные причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. Представители этого направления рассматривают конфликты преимущественно как ролевые, т. е. конфликты, которые возникают вследствие того, что к носителям одной роли различные группы предъявляют неодинаковые, зачастую противоречивые требования. Основой понимания конфликта в рамках необихевиористской ориентации является теория "фрустрации-агрессии", сформулированная в 40-е годы Н. Миллером и Дж. Доллардом. Ключевое место в этой теории занимает предположение о том, что любое условие, препятствующее достижению цели может вызвать фрустрацию и привести к появлению агрессии - стремлению разрушить либо устранить препятствие. Агрессивное поведение может остаться нереализованным вследствие сдерживания возможными негативными последствиями для личности либо осуществиться в форме "смещенной агрессии", направленной не на непосредственный источник фрустрации, а на любой объект [31]. Психологические исследования конфликтов можно классифицировать по их предмету [12]. По мнению Н. В. Гришиной таковых предметов всего три:

1. социально-психологические  аспекты социальных конфликтов, которые как всякое социальное явление, в качестве вторичных содержат психологические компоненты;

2.    межгрупповые  конфликты, возникающие при непосредственном

взаимодействии  малых групп;

3. межличностные  конфликты, возникающие во взаимодействии  отдельных личностей.

В обсуждении результатов  исследований конфликтов на основе их предметов следует особо выделить психологические механизмы конфликтов. Иногда их называютсобственно психологическими конфликтами. По мнению В. С. Мерлина основным психологическим механизмом конфликта является дезинтеграция" личности [20].

В новейших неофрейдистских  теориях существенное значение в развитии личности придается не столько самим мотивам, сколько бессознательным формам реагирования на неудовлетворение мотива. Неудовлетворение или подавление мотива вызывает различные формы агрессивных реакций против реального или воображаемого "виновника" неудовлетворения. Направленность этих агрессивных реакций на различных "виновников" создает установки и отношения личности. Важная роль в психологических исследованиях конфликта посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности личности и конфликтного поведения. Весомый вклад в разработку этой проблемы внес В. С. Мерлин [20]. По мнению В. С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности». Другая группа внутренних условий, по мнению В. С. Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.

Существуют  и другие точки зрения на психологические  механизмы конфликтов. В ряде исследований отмечалось, что таковая имеет  когнитивную (Афонькова В. М.), мотивационную и ценностно-ориентационную (Семенов В. А. , Ершов А. А. и др.), личностную (Гришина Н. В. , Ковалев Г. А.) и социально-психологическую основы (Зотова О. И. , Козер Л. и др.

Психологические исследования конфликтов, объединенные по предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности как внутриличностные, межличностные, индивид-группа и межгрупповые.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов А. Я. , Гришина Н. В. , Крогиус Н. В. , Моисеев Д. Л. , Шипилов А.Н. и многие другие). Исследуя межличностные конфликты А. В. Филипов отмечал, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это могут быть сугубо психологические - антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро (а порою - стремительно) переходит в межличностный.

Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации