Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа
Цель: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
Введение
1. Анализ литературы по проблеме исследования влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Современное состояние изучения психологии конфликта
Стили поведения личности в конфликтной ситуации
1.3 Психологические теории темперамента
2. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Заключение
Список использованных источников
Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, мы активно участвуем в разрешении конфликта, и отстаиваете свои интересы, но стараемся при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у нас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для нас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон. Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:
.решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;
·у нас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
·у нас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);
·и мы, и другой человек осведомлены в проблеме, и желания обеих сторон известны;
·мы и наш оппонент хотим поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;
·мы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
·обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы.
Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях. В середине сетки находится стиль компромисса. Мы немного уступаем в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, мы сходимся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Мы делаем это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; мы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в результате мы можем прийти к общему решению. Мы не ищем скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Мы рассматриваем только то, что говорим друг другу о своих желаниях. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. Применяя стиль компромисса, мы рассматриваем конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищем способ повлиять на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками. Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:
·обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
·мы хотим получить решение быстро, потому что у нас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;
· нас может устроить временное решение;
· мы можем
воспользоваться
· другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
·удовлетворение вашего желания имеет для нас не слишком большое значение, и мы можем несколько изменить поставленную вначале цель;
·компромисс позволит нам сохранить взаимоотношения, и мы предпочитаем получить хоть что-то, чем все потерять.
Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок.
Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами.
Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [23].
Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [26].
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые
1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности [21].
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. - phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч. melan chole - “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий [26]. Оригинальная концепция о связи между физиологическими и психическими процессами разрабатывается последователями И.П.Павлова в школе П.К.Анохина. Основу которого составляет утверждение, что между физиологическими процессами, с одной стороны, и психическими процессами с другой, "вклиниваются" еще " процессы организации физиологических процессов", или " системных информационных процессов" или психики [21]. Систематизируя типы нервной системы в 1935г.,
И.П.Павлов выделил некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Подвижность - нервных процессов- проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.
Инертность- противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента [21]:
1. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;
2. сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
3. сильный,
неуравновешенный тип с
4. слабый тип- меланхолик.
Павловская типология получила дальнейшее развитие в работах ряда советских исследователей (А. Г. Иванова - Смоленская, В. К. Федоров, В. К. Красуский и др.).
Многолетнее экспериментальные исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына, показали, что проявления каждого из основных свойств нервной системы образует некий синдром, т.е. совокупность коррелирующих друг с другом показателей.
Впервые мысль
о существовании общих и
В настоящее время не существует единого мнения относительно структуры психодинамических свойств человека. Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека. Л.С.Выготский [21] к темпераменту относил особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственностью конституцию человека. Согласно его представлениям, темперамент - это та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Л.С.Выготский выделил две основные характеристики темперамента:
1)телесную выразительность;
2)характер и темп движения. Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те "индивидуальные особенности организма", которые определяются деятельностью "двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата" [21].
Он рассматривал темперамент как "совокупность физиологических и психических особенностей человека" . В качестве ведущих характеристик им были выделены сила, скорость и устойчивость психических процессов. Другими важнейшими показателями темперамента он считал чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания человеком собственных поступков и действий.
В последние годы весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводятся в школе В.С.Мерлина. Автор отмечает, что "свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему" и далее: "свойства темперамента можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств" [20]. Основными показателями темперамента, по Мерлину, являются: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность - ригидность, резистентность и субъективация. В связи с этим, по мнению В.С.Мерлина, нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными
свойствами. Каждый тип темперамента представляет собой специфическое и постоянное отношение между свойствами, т.к. составляющие его свойства могут быть у разных людей одного и того же типа не вполне одинаковыми . Итак, каждое отдельное свойство темперамента обеспечивает приспособление определенного индивидуума к специфическому широкому кругу условий и требований деятельности, соотношение свойств необходимо для успешного приспособления любого человека, независимо от его индивидуальности. В.М.Русаловым темперамент рассматривается как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина [21]. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:
1. афферентный
синтез соответствует
2. блок программирования — пластичности;
3. блок исполнения — темпу;
4. обратная связь
— эмоциональной
Каждое измерение состоит из двух подызмерений:
1. объективно ориентированного;
2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).
Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации