Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;

Содержание работы

Введение
1. Анализ литературы по проблеме исследования влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Современное состояние изучения психологии конфликта
Стили поведения личности в конфликтной ситуации
1.3 Психологические теории темперамента
2. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

По данным Н. В. Гришиной, межличностные конфликты часто имеют внутриличностное происхождение.

Внутриличностный  конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Социальное поведение вообще детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека.

Межгрупповые  конфликты (Бородкин В. М. ,  Каменев Н. П. , Храмов В. О. , Чекалин В. И. , Шаленко В. Н. , Шепель В. М. и др. ) в психологических исследованиях представлены ограниченно,  в основном связаны с анализом причин производственных конфликтов. В таких конфликтах могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных единиц (бригад, отделов, цехов и пр.); объединения лиц различного служебного ранга и работающих в разных подразделениях.

Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В психологических исследованиях таких конфликтов перспективным является рассмотрение группы как субъекта деятельности. Тогда можно довольно продуктивно проводить некоторые аналогии между группой и индивидом, ведь  группа также обладает определенными представлениями, нормами поведения, системами ожидания, также осуществляет постановку целей.  Но при этом необходимо  учитывать  специфику группы как противника в конфликте (Филиппов А.В.).

Следующим основанием классификации психологических  исследований конфликтов является опора на четыре подхода - организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный.

Организационный. В нем конфликт рассматривается в основном как процесс или следствие определенных рассогласований в функционировании организации (в том числе и малой группы) или нарушений социально-психологических связей, обеспечивающих стабильность данной системы. (Дубовская Е. М. , Кричевский Р. Л. , Журавлев Л. Л. , Зазыкин В. Г. , Китов А. И. , Ершов А. А. , Зотова О. И. , Бойко В. В. , Рубахин В. Ф. и многие другие). Деятельностный связан с изучением закономерности отражения в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют место. (Ковалев А. Г. , Зазыкин В. Г. , Крогиус Н. В. И др. ).

Что касается мотивационного и когнитивного  подходов, то, по мнению А. Я. Анцупова, в отечественной психологии они являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода - личностного.  Теоретической основой этого подхода является рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия. Не организация (социальная среда) и деятельность (система взаимодействий), а именно личность со своими намерениями, целями, ценностями, особенностями социально-перцептивных процессов, эмоциональных проявлений, способов общения чаще всего является объектом исследований психологов. Среди публикаций теоретического и эмпирического плана можно выделить направления, где изучаются:

-   мотивы  и цели, преследуемые в конфликте  (Ю. А. Алешина, Л. Я. Гозман, М. Л. Гомелаури, Е. М. Дубовская, А. А. Камынин, В. А. Сысенко и др);

-  познавательные  процессы в конфликте (С. Е.  Аксененко, А. Н. Алексеева,  В. В. Заболотин, В. Л. Зливков,  А. Н. Ковалев, Н. В. Крогиус,  А. И. Тащева, Н. И. Фрыгина  и др);

-  эмоциональные  состояния  противоборствующих  сторон (С. А. Агарков, Н. В. Аликина, А.Ф.Быстрицкая, В.К.Васильев, В. П. Галицкий, А. И. Китов, М. А. Новиков, Н. Ф. Феденко и др.).

Анализ личностных аспектов конфликтного поведения показал, что имеется немало внутренних условий  конфликтности личности. Часть из них носит внешний, ситуативный характер, а значительная часть - внутренний, обусловленный индивидуальными способностями личности.

В изучении эмоциональных  состояний противоборствующих сторон следует выделить исследования негативных психических состояний, в частности, сильных психологических стрессов. Психологические стрессы в свою очередь являются внутренними условиями личности, определяющими ее отношения и взаимодействия. Длящиеся негативные психические состояния у участников конфликтов могут привести к повышению их агрессивности, которая в подавляющем большинстве случаев направлена на оппонента и на формирование «образа врага». Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие  противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. [13] Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные друг против друга [32].

Личность формируется и развивается в сложном и многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значительными для нее являются ее отношения с другими личностями, т. е. межличностные отношения. В процессе взаимодействия с другими людьми проявляются две основных тенденции - устойчивость, стабильность ее  позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и их изменчивость - с другой. Один полюс личностного бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и установок, константность действий в изменяющихся условиях среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой, противоположный ему полюс включает в себя вариабельность поведенческих стратегий, смену убеждений и установок, трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт и самопреобразование.

В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Повседневная жизнь убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым общим социально-психологическим механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого (других) [5]. К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и т. п. Причины межличностных взаимодействий чаще всего возникают и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно межличностные конфликты. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение. Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующие на межличностные отношения индивидов:

а) личностные особенности  индивида, включая его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления о самом себе;

б) социальные роли, выполняемые индивидом в той  или иной общности (группе);

в) эмоциональные  отношения индивида с социальным окружением;

г) восприятие и  оценка индивидом своего социального  окружения;

д) поведение  индивида по отношению к другим людям.

    

1.2 Стили поведения  личности в  конфликтной ситуации.

Стиль – способ осуществления  определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера общения.

В конфликтологии с 70-х годов XX века признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн.  Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон. Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.

Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов  участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых  ими действий. Сам стиль поведения  в конфликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп – индивидуальные или совместные.

Каждый человек  может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет  приоритетные. Кроме того, некоторые  стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан  каждый из упомянутых стилей. Как показывает сетка, человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса Томасом и Килменном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно сильна, то нам это удается.

Вот примеры  тех случаев, когда следует использовать этот стиль:

·исход очень  важен для нас, и мы делаем большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

·мы обладаем достаточным  авторитетом для принятия решения  и представляется очевидным, что  предлагаемое нами решение — наилучшее;

·решение необходимо принять быстро и у нас есть достаточно власти для этого;

·мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и что нам нечего терять;

·мы находимся  в критической ситуации, которая  требует мгновенного реагирования;

·мы не можете дать понять группе людей, что находимся  в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;

·мы должны принять  непопулярное решение, но сейчас нам  необходимо действовать и у нас  достаточно полномочий для выбора этого  шага.

Стиль избегания реализуется тогда, когда мы не отстаиваем свои права, не сотрудничаем ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда мы чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать  собственную позицию. Мы можем попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Мы не делаем попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого мы уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы. Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда мы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если мы пытаемся принять решение, но не знаем, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной проблемы мы не располагаем достаточной информацией.

Несмотря на то, что некоторые могут посчитать  стиль уклонения “бегством” от проблем и от ответственности, а  не эффективным подходом к разрешению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если мы постараемся игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то мы сможем заняться им позже, когда будете больше готовы к этому. Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что мы действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Мы можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент. Томас и Килменн говорят, что мы действуем в таком стиле, когда жертвуем своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Поскольку, используя этот подход, мы откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать, таким образом, тогда, когда наш вклад в данном случае не слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на положительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если вы будете чувствовать себя обиженным.

Если мы считаем, что уступаем в чем-то важном для  нас, и чувствуем в связи с  этим неудовлетворенность, то стиль  приспособления в этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного нами. Этот стиль следует использовать тогда, когда мы чувствуем, что, немного уступая, мы теряете мало. Или же мы можем прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы предполагаем, вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку мы можем использовать его для получения отсрочки в решении проблемы.

Однако основное отличие состоит в том, что  мы действуем вместе с другим человеком; мы участвуем в ситуации и соглашаемся  делать то, чего хочет другой. Когда же мы применяем стиль уклонения, мы не делаем ничего для удовлетворения интересов другого человека. Мы просто отталкиваем от себя проблему. Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, мы можем смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Мы можем и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаем его приемлемым для себя. Или же мы можем использовать этот период затишья для того, чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добиться окончательного желательного для нас решения.

Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации