Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;

Содержание работы

Введение
1. Анализ литературы по проблеме исследования влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Современное состояние изучения психологии конфликта
Стили поведения личности в конфликтной ситуации
1.3 Психологические теории темперамента
2. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Они связанны с  двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):

1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах,

жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству,

общительность, вовлеченность в социальную деятельность.

3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета

деятельности  на другой, быстрота перехода с одних  способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе

общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта.

6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота

предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в

процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению

(расхождению)  между задуманным, ожидаемым, планируемым  и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

9. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в

коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам

окружающих  людей.

А.Г.Ковалев  и В.Н.Мясищев склонны отождествлять  темперамент с типом нервной деятельности, возражая против связи темперамента в первую очередь с эмоциональной возбудимостью [21]. А.Г.Ковалев, исходя из описанных четырех типов темперамента, делает такой вывод: "...Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности его поведения".

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в  стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную

примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую  роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче  других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя .

Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“,

представляющая  собой обширный комплекс свойств  и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим [21].

Под темпераментом  следует понимать индивидуально  своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 

2.1 Организация  и методы исследования

 

Исследование проводилось на базе Костанайской городской средней школы № 28 с профессионально техническим обучением, с 27.03.2012 по 17.04.2012 года. Испытуемые: ученики 11 класса. В количестве 27 человек в возрасте от 16 до 18 лет, пол – женский.

Основной метод исследования – эксперимент (констатирующий).

Для использования были использованы следующие методики:

1. Тест-опросник Айзенка

2. Тест «Формула темперамента» А.Белова.

3. Тест «Исследования  особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К.Томаса.

4. Тестовая методика «Предросположенны лы вы к конфликту?»

 

1. Тест-опросник  Айзенка.

Вопросы опросника см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкция: «Вам будут даны листы с 57-ю вопросами, на которые Вы должны дать положительный или отрицательный ответы».

Результаты исследования и интерпретация: см. ПРИМОЖЕНИЕ 2

 

2. Тест «Формула  темперамента» А.Белова.

Качества в «паспорте» темперамента теста А.Белова см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инструкция: «Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны».

Результаты исследования и интерпретация: см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

3. Тест «Исследование  особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К.Томаса.

Суждения теста см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Инструкция:  «Вам представлены 30 пар суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации, в каждой из которой вам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения».

Результаты исследования и интерпретация: ключ к интерпритации

теста К. Томаса см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

4. Тестовая  методика «Предросположенны лы вы к конфликту?»

Тестовые вопросы см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Инструкция:  «Из предлогаемых ответов на вопросы выберите подходящий вариант»

Результаты исследования и интерпретация: ключ и интерпритация см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

 

2.2  Результаты  исследования и выводы.

 

1. Тест-опросник Айзенка.

Результаты, полученные по тест-опроснику Айзенка представлены в «Таблице 1».

 

Таблица 1

Экстроверсия

Невротизм

Ложь

Тип темперамента

1

18

16

2

Холерик

2

14

2

0

Сангвиник

3

2

12

1

Меланхолик

4

20

6

3

Сангвиник

5

4

6

0

Флегматик

6

22

15

0

Холерик

7

8

2

0

Флегматик

8

8

13

2

Меланхолик

9

18

4

1

Сангвиник

10

6

4

1

Флегматик

11

16

12

1

Холерик

12

8

12

3

Меланхолик

13

6

11

3

Сангвиник

14

8

8

1

Флегматик

15

14

16

2

Холерик

16

6

12

0

Меланхолик

17

2

13

0

Меланхолик

18

8

15

1

Сангвиник

19

6

2

1

Флегматик

20

24

2

1

Сангвиник

21

1

11

4

Меланхолик

22

17

13

1

Холерик

23

7

7

0

Флегматик

24

11

12

3

Холерик

25

3

5

0

Флегматик

26

7

11

2

Сангвиник

27

18

15

1

Холерик


 

Информация по шкалам «Экстроверсия», «Невротизм» и тип  темперамента наглядно представлены на графиках. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Из полученных данных видно, ни один из участников данного  эксперимента не врал т.к. по шкале «Ложь» сумма набранных баллов составляло от 0 до 3 это означает норму человеческой лжи. И это означает, что ответом  можно доверять.

По шкале «экстроверсия»

59% испытуемых набрали  сумму от 0 до 10 – это означает, что они интроверты, замкнуты  внутри себя.

30 % испытуемых набрали  сумму от 15 до 24, они экстроверты,  общительны и обращены к внешнему  миру.

11 % испытуемых набрали  в сумме от 11 до 14 баллов, что означает испытуемые амбиверты, они общаются когда ему это нужно.

По шкале «Невротизм»

41 % испытуемых набрали  в сумме от 0 до 10 баллов, что означает  эмоциональную устойчивость.

59 % испытуемых набрали  сумму от 11 до 16 баллов, означает, что  испытуемые эмоционально впечатлительны.

 

2. Тест «Формула темперамента»  А.Белова.

Проведя эту методика мы получили данные, которые обработали через формулу темперамента, и в процентном соотношении представили эти данные в «Таблице 2».

Таблица 2

Холерик %

Сангвиник

%

Меланхолик

%

Флегматик

%

Доминирующий тип темперамента

1

55

23

17

5

Холерик

2

31

47

13

9

Сангвиник

3

3

15

15

67

Меланхолик

4

22

53

18

7

Сангвиник

5

6

18

12

64

Флегматик

6

74

15

7

4

Холерик

7

9

17

23

51

Флегматик

8

1

13

59

27

Меланхолик

9

5

86

4

5

Сангвиник

10

20

15

20

45

Флегматик

11

61

17

20

2

Холерик

12

21

19

54

6

Меланхолик

13

8

82

7

3

Сангвиник

14

16

6

74

4

Флегматик

15

59

21

17

3

Холерик

16

16

17

44

23

Меланхолик

17

3

5

91

1

Меланхолик

18

23

37

14

26

Сангвиник

19

16

18

18

48

Флегматик

20

13

67

12

8

Сангвиник

21

14

17

56

13

Меланхолик

22

74

6

12

8

Холерик

23

18

29

11

39

Флегматик

24

4

16

15

65

Холерик

25

18

42

25

15

Флегматик

26

7

9

81

3

Сангвиник

27

12

18

30

35

Холерик

Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации