Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа
Цель: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
Введение
1. Анализ литературы по проблеме исследования влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
Современное состояние изучения психологии конфликта
Стили поведения личности в конфликтной ситуации
1.3 Психологические теории темперамента
2. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Заключение
Список использованных источников
Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):
1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах,
жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству,
общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета
деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе
общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта.
6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота
предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в
процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению
(расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
9. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в
коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам
окружающих людей.
А.Г.Ковалев
и В.Н.Мясищев склонны
Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.
Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную
примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя .
Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“,
представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим [21].
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.
Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Костанайской городской средней школы № 28 с профессионально техническим обучением, с 27.03.2012 по 17.04.2012 года. Испытуемые: ученики 11 класса. В количестве 27 человек в возрасте от 16 до 18 лет, пол – женский.
Основной метод исследования – эксперимент (констатирующий).
Для использования были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник Айзенка
2. Тест «Формула темперамента» А.Белова.
3. Тест «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К.Томаса.
4. Тестовая методика «
1. Тест-опросник Айзенка.
Вопросы опросника см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструкция: «Вам будут даны листы с 57-ю вопросами, на которые Вы должны дать положительный или отрицательный ответы».
Результаты исследования и интерпретация: см. ПРИМОЖЕНИЕ 2
2. Тест «Формула темперамента» А.Белова.
Качества в «паспорте» темперамента теста А.Белова см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструкция: «Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны».
Результаты исследования и интерпретация: см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К.Томаса.
Суждения теста см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Инструкция: «Вам представлены 30 пар суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации, в каждой из которой вам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения».
Результаты исследования и интерпретация: ключ к интерпритации
теста К. Томаса см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
4. Тестовая методика «Предросположенны лы вы к конфликту?»
Тестовые вопросы см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Инструкция: «Из предлогаемых ответов на вопросы выберите подходящий вариант»
Результаты исследования и интерпретация: ключ и интерпритация см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
2.2 Результаты исследования и выводы.
1. Тест-опросник Айзенка.
Результаты, полученные по тест-опроснику Айзенка представлены в «Таблице 1».
Таблица 1
№ |
Экстроверсия |
Невротизм |
Ложь |
Тип темперамента |
1 |
18 |
16 |
2 |
Холерик |
2 |
14 |
2 |
0 |
Сангвиник |
3 |
2 |
12 |
1 |
Меланхолик |
4 |
20 |
6 |
3 |
Сангвиник |
5 |
4 |
6 |
0 |
Флегматик |
6 |
22 |
15 |
0 |
Холерик |
7 |
8 |
2 |
0 |
Флегматик |
8 |
8 |
13 |
2 |
Меланхолик |
9 |
18 |
4 |
1 |
Сангвиник |
10 |
6 |
4 |
1 |
Флегматик |
11 |
16 |
12 |
1 |
Холерик |
12 |
8 |
12 |
3 |
Меланхолик |
13 |
6 |
11 |
3 |
Сангвиник |
14 |
8 |
8 |
1 |
Флегматик |
15 |
14 |
16 |
2 |
Холерик |
16 |
6 |
12 |
0 |
Меланхолик |
17 |
2 |
13 |
0 |
Меланхолик |
18 |
8 |
15 |
1 |
Сангвиник |
19 |
6 |
2 |
1 |
Флегматик |
20 |
24 |
2 |
1 |
Сангвиник |
21 |
1 |
11 |
4 |
Меланхолик |
22 |
17 |
13 |
1 |
Холерик |
23 |
7 |
7 |
0 |
Флегматик |
24 |
11 |
12 |
3 |
Холерик |
25 |
3 |
5 |
0 |
Флегматик |
26 |
7 |
11 |
2 |
Сангвиник |
27 |
18 |
15 |
1 |
Холерик |
Информация по шкалам «Экстроверсия», «Невротизм» и тип темперамента наглядно представлены на графиках. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Из полученных данных видно, ни один из участников данного эксперимента не врал т.к. по шкале «Ложь» сумма набранных баллов составляло от 0 до 3 это означает норму человеческой лжи. И это означает, что ответом можно доверять.
По шкале «экстроверсия»
59% испытуемых набрали сумму от 0 до 10 – это означает, что они интроверты, замкнуты внутри себя.
30 % испытуемых набрали
сумму от 15 до 24, они экстроверты,
общительны и обращены к
11 % испытуемых набрали в сумме от 11 до 14 баллов, что означает испытуемые амбиверты, они общаются когда ему это нужно.
По шкале «Невротизм»
41 % испытуемых набрали в сумме от 0 до 10 баллов, что означает эмоциональную устойчивость.
59 % испытуемых набрали сумму от 11 до 16 баллов, означает, что испытуемые эмоционально впечатлительны.
2. Тест «Формула темперамента» А.Белова.
Проведя эту методика мы получили данные, которые обработали через формулу темперамента, и в процентном соотношении представили эти данные в «Таблице 2».
Таблица 2
№ |
Холерик % |
Сангвиник % |
Меланхолик % |
Флегматик % |
Доминирующий тип темперамента |
1 |
55 |
23 |
17 |
5 |
Холерик |
2 |
31 |
47 |
13 |
9 |
Сангвиник |
3 |
3 |
15 |
15 |
67 |
Меланхолик |
4 |
22 |
53 |
18 |
7 |
Сангвиник |
5 |
6 |
18 |
12 |
64 |
Флегматик |
6 |
74 |
15 |
7 |
4 |
Холерик |
7 |
9 |
17 |
23 |
51 |
Флегматик |
8 |
1 |
13 |
59 |
27 |
Меланхолик |
9 |
5 |
86 |
4 |
5 |
Сангвиник |
10 |
20 |
15 |
20 |
45 |
Флегматик |
11 |
61 |
17 |
20 |
2 |
Холерик |
12 |
21 |
19 |
54 |
6 |
Меланхолик |
13 |
8 |
82 |
7 |
3 |
Сангвиник |
14 |
16 |
6 |
74 |
4 |
Флегматик |
15 |
59 |
21 |
17 |
3 |
Холерик |
16 |
16 |
17 |
44 |
23 |
Меланхолик |
17 |
3 |
5 |
91 |
1 |
Меланхолик |
18 |
23 |
37 |
14 |
26 |
Сангвиник |
19 |
16 |
18 |
18 |
48 |
Флегматик |
20 |
13 |
67 |
12 |
8 |
Сангвиник |
21 |
14 |
17 |
56 |
13 |
Меланхолик |
22 |
74 |
6 |
12 |
8 |
Холерик |
23 |
18 |
29 |
11 |
39 |
Флегматик |
24 |
4 |
16 |
15 |
65 |
Холерик |
25 |
18 |
42 |
25 |
15 |
Флегматик |
26 |
7 |
9 |
81 |
3 |
Сангвиник |
27 |
12 |
18 |
30 |
35 |
Холерик |
Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации