Влияние особенностей внимания младшего школьника на успеваемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа психических познавательных процессов младшего школьника и в частности - внимания. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением либо с неспособностью того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.
Цель исследования: определение продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 Проблема изучения внимания в психологии 5
1.1 Теоретические подходы к изучению внимания в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Общая характеристика. Виды внимания 6
1.3 Физиологические механизмы внимания 10
1.4 Основные свойства внимания 13
1.5 Особенности развития внимания 15
1.6 Пути и способы развития внимания младшего школьника 17
2 Диагностика особенностей внимания у детей младшего школьного возраста 20
2.1 Организационная часть 20
2.2 Результаты и их обработка 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА» 
 
 

Кафедра психологии 
 
 

Курсовая  работа на тему: 

«Влияние  особенностей внимания младшего школьника  на успеваемость»

                                                                                                                                     
 

    Выполнил: студентка 

    2-го  курса 25-й группы 

    психолого-педагогического  факультета

     специальности  «Психология»  
     

    Научный руководитель:

    преподаватель кафедры психологии 
     
     
     
     
     

                          

Брест

    Содержание

Введение 3

1 Проблема изучения внимания в психологии 5

1.1 Теоретические подходы к изучению внимания в отечественной и зарубежной психологии 5

1.2 Общая характеристика. Виды внимания 6

1.3 Физиологические  механизмы внимания 10

1.4 Основные свойства  внимания 13

1.5 Особенности развития  внимания 15

1.6  Пути и способы  развития внимания  младшего школьника 17

2 Диагностика особенностей  внимания у детей  младшего школьного  возраста 20

2.1 Организационная  часть 20

2.2 Результаты и их  обработка 21

Заключение 23

Список  использованной литературы 24

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
                                                           Введение

     Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей  организованности, точности, напряжения, является высокая активность и сосредоточенность  внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей  общей оценки развития личности. Внимание - это сосредоточенность, направленность сознания человека на конкретные предметы и явления или их стороны (при отвлечении от всего остального) обеспечивающее их четкое выражение. Уровень направленности и организации деятельности учащихся в значительной степени определяется характеристиками устойчивости, переключения, распределения, объемом и избирательностью внимания.

  Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа психических познавательных процессов младшего школьника и в частности - внимания. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением либо с неспособностью того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.

    Учителя отмечают, что никогда не было такого, количества детей которые или  вообще не усваивают программу, или  усваивают ее с большим трудом. Очень часто это является средством  недостаточности внимания, прежде всего  произвольного ведущего в учебной  деятельности школьника. С проблемой  невнимательности детей, безусловно, сталкиваются и родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это понятно, поскольку учебная  деятельность требует от ребенка  новых, более высоких форм произвольного  поведения, способности управлять  своими психическими процессами, в  том числе и вниманием. Причин этому может быть несколько и  задача учителя начальных классов, школьного психолога вовремя  провести диагностику и коррекционные  мероприятия.

    Бесспорно, результат учебной - воспитательного  процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить  себе современного учителя, не использующего  дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в  обучении занимает далеко не последнее  место. Однако дидактический принцип  наглядности, в обучении являющийся ведущим, следует понимать несколько  шире, нежели возможность зрительного  восприятия.

    Воздействуя на органы чувств, средства наглядности  обеспечивают полное представление  образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес  к знаниям, позволяют облегчить  процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Особую роль наглядность имеет в обучении детей младшего школьного возраста, поскольку соответствует уровню их восприятия и усвоения знаний.

    Изучение  развития интеллектуальных функций  и особенностей внимания позволяет  раскрыть актуальные и потенциальные  возможности учащегося и осуществлять своевременную коррекционную работу с детьми. Исследования уровня развития младшего школьника (в том числе  и особенностей внимания) является чрезвычайно важным, так как систематическое  обучение в школе обеспечивает своевременное  и эффективное развитие познавательных функций. В деятельности формируются  и развиваются познавательная сфера  психики (восприятие, память, мышление, внимание), волевая и эмоциональная. Внимание вместе с восприятием и  памятью являются так называемым предвестником мышления. Внимание характеризуется  как динамическая сторона сознания.

    Таким образом, познавательная деятельность у младшего школьника преимущественно  происходит в процессе обучения. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно  по объему. Поэтому весь процесс  обучения и воспитания ребенка начальной  школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует  от ребенка постоянных упражнений в  произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими  функциями, и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех в учебной деятельности.

     Цель  исследования: определение  продуктивности и устойчивости внимания у детей  младшего школьного возраста.

    Для реализации этой цели нам необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать исследования по проблеме выявления индивидуальной особенности внимания;

    2.  Подобрать диагностический материал;

    3.  Диагностика продуктивности и  устойчивости внимания.

    Объектом  исследования является внимание младшего школьника.

    Предметом исследования: продуктивность и устойчивость внимания.

 

     
    1 Проблема изучения внимания в психологии

     
    1.1 Теоретические подходы к изучению внимания в отечественной и зарубежной психологии

           Интересные и противоречивые  свойства внимания привлекали  к нему взгляды многих ученых, которые  по-разному объясняли  происхождение  и  сущность  внимания. Н.Н. Ланге выделил такие  основные подходы к проблеме  внимания:

          1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на  другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

          2. Внимание как результат ограниченности  объема сознания. Не объясняя, что  они понимают под “объемом  сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон  считают, что более интенсивные  представления вытесняют или  подавляют менее интенсивные.

          3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая  в английской ассоциационной  психологии, указывает на зависимость внимания от интересности  представления. Дж. Миль  указывал: “Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.

          4. Внимание как результат апперцепции,  т.е. как  результат  жизненного  опыта индивида.

          5. Внимание как особая активная  способность духа.  Некоторые   психологи принимают внимание  за  первичную  и  активную  способность,  происхождение которой  необъяснимо.

         6. Внимание как усиление нервного  раздражителя. - внимание  обусловлено  увеличением местной раздражительности  центральной нервной системы.

         7. Теория нервного  подавления  объясняет  основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический  нервный   процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

        Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку  внимания. Основные  положения его концепции заключаются   в следующем:

        1) внимание является одним из  моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в  данный  момент  в психике  человека;

        2) по своей функции внимание  представляет контроль за этим  содержанием. В  каждом  действии  человека  есть  ориентировочная,   исполнительская   и контрольная  части. Последняя и представлена  вниманием как таковым;

        3) в отличие от действий, направленных  на  производство  определенного  продукта,  деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного  особого результата;

        4) с точки зрения внимания, как  деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

        Все эти теории опираются на  реальные факты, но абсолютизируя  выделенные феномены, они игнорируют  все остальные проявления. Правильно  понять феномен внимания можно  лишь в совокупности всех его  свойств.  Итак, внимание - направленность  и сосредоточенность сознания, на каком- либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

     
            1.2 Общая характеристика. Виды внимания

        Внимание - это активная направленность  сознания человека на те или  иные предметы и явления действительности  или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении  от всего остального. Внимание - это  такая организация психической  деятельности, при которой определенные  образы, мысли или чувства сознаются  отчетливее других.  

        Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и  чувств,  впечатлений  от  них, воспоминаний о том, что было, и образов  представляемого  будущего.  В  этот поток беспрерывно вливаются все новые и  новые  ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми,  изменением  в собственном психическом и физическом состоянии. Почему же  наша  психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному  руслу, удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность  достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Информация о работе Влияние особенностей внимания младшего школьника на успеваемость