Влияние особенностей внимания младшего школьника на успеваемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа психических познавательных процессов младшего школьника и в частности - внимания. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением либо с неспособностью того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.
Цель исследования: определение продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 Проблема изучения внимания в психологии 5
1.1 Теоретические подходы к изучению внимания в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Общая характеристика. Виды внимания 6
1.3 Физиологические механизмы внимания 10
1.4 Основные свойства внимания 13
1.5 Особенности развития внимания 15
1.6 Пути и способы развития внимания младшего школьника 17
2 Диагностика особенностей внимания у детей младшего школьного возраста 20
2.1 Организационная часть 20
2.2 Результаты и их обработка 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

     Третье  направление составляет глобальная, всеобъемлющая и каждодневная работа  взрослых, результаты которой не всегда просчитываются. Желание учиться  складывается из успехов, позитивного  отношения к себе, уверенности  в своих силах. Все эти явления  так переплетены между собой  и взаимосвязаны, что очень сложно разделить  их по степени значимости. Не исключено, что центральным механизмом, регулирующим взаимоотношения личности и окружающими, является самооценка человека — становление человека о самом себе, образ самом себя, образ «я» и собственное отношение  к нему. Самооценка может быть как  осознаваемой, и скрытой от сознания человека, но  проявляется она  во всем: планах личности и способах реализации, походке, отношении к  собственному имени, одежде, характере  общения с людьми, отношениях к  собственным привычкам и т. д.  Каким образом это интимнейшее  психологическое образование —  самооценка — может  влиять особенности  внимания личности? Дело в том, что  человек с низкой самооценкой  внутренне (наедине с собой) постоянно  чувствует неуверенность в собственных  силах. (Внешняя сторона состояний  — поведение — может не совпадать  реальными переживаниями, но это  — отдельная проблема, и мы не будем останавливаться ней). А что такое не уверенный в себе человек, пример, в процессе решения задачи? Он бессознательно настроен на то, что плохо выглядит, боится оценок себя и своих поступков со стороны окружающих, он боится снижения и без того низкой самооценки. Человек, который боится результата, еще не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме. Он в большей степени переживает, нежели рассуждает. Поэтому внимание человека в процессе деятельности — это лакмусовая бумажка его состояния.  Это целиком и полностью относится к поведению младшего школьника в процессе  учебной деятельности. Исследования показывают, что ребенок, поступая в школу, испытывает снижение самооценки. До школы он общается с людьми, которые его любят, безусловно, и поэтому оценивают высоко, хвалят, отмечают каждый шаг, жест или новое слово.

     В школе ребенок впервые в жизни  попадает под «перекрестный огонь» не всегда положительных оценок своих  поступков, умений, способностей и всего  остального.  Возьмем простой  житейский пример. Ребенок учится писать. Это не что иное, как  формирование навыка. В самом начале формирования любого навыка производится большое  число бесполезных движений. Ребенок, который учится писать, двигает всей  рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только определенной части движении, координации их в группы и в  исключении не нужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений. Представьте ситуацию, когда взрослый начинает оценивать каждое движение ребенка и, не дай бог, ругать его. На что в этом случае будет направлено внимание ребенка? Педагоги и психологи бьются над проблемой: почему дети уже в начальной школе не хотят учиться? Может быть, ответ надо искать здесь во влиянии характера учебного процесса на структуру личности ребенка. Итак, уверенность в себе — великая вещь!  
 
 
 
 
 
 

 
     2 Диагностика особенностей  внимания у детей младшего  школьного возраста

 
     2.1 Организационная  часть

            Объектом исследования является внимание младшего школьника

            Предметом исследования: продуктивность и устойчивость внимания.

     Цель  исследования: определение  продуктивности и устойчивости внимания у детей   младшего школьного возраста.

     Задачи  исследования:

     1. Проанализировать исследования  по проблеме выявления индивидуальных  особенностей внимания;

     2. Подобрать диагностический инструмент;

     3. Диагностика продуктивности и  устойчивости внимания;

     Методики  исследования

     Базой для проведения экспериментального исследования являлась средняя общеобразовательная  школа №7 г. Кобрина. Для решения поставленных задач я использовала методику «Корректурная проба». Для проведения исследования я выбрала 20  участников  детей. Они  все посещают школу. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (6-7 лет). На мое предложение поучаствовать в новой интересной игре  на  внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.

     Обоснование выбора методики «Корректурная проба» такое: исследования проводились среди  младшего школьного возраста, а мы знаем, что внимание – один из главных  психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в  школе.

     В качестве основного методического  стимульного материала для оценки устойчивости внимания выбрана «Корректурная  проба», потому что она является универсальным средством, которое  можно применять для изучения внимания детей разных возрастов, получая  сравнимые и преемственные показатели. Стимульный материал и полный текст  инструкций, образец бланка ответов, протоколы ответов вынесены в  приложение А, приложение Б, приложение В, приложение Г.

     Методика  определения устойчивости внимания

     Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивности и устойчивости внимания).

     Материал: стандартный бланк теста «  Корректурная проба», ручка и секундомер.

     Ход выполнения: Ребенку предлагается  бланк «Корректурная проба» в  сопровождении следующей инструкции: « На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы  «к» и «р» и зачёркивай их. Задание  нужно выполнять быстро и точно». Работа проводится в течение 10мин. После  того, как 10 мин истекли, экспериментатор  произносит слово «стоп». По этой команде  ребенок должен прекратить работу и  поставить точку.

     2.2 Результаты и  их обработка

      Испытуемые  адекватно отреагировали на поставленную перед ними  задачу, но необходимо отметить,  что  в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а  далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение. При обработке результатов экспериментатор посчитывает: количество просмотренных за 10 минут букв; количество правильно вычеркнутых букв; количество букв, которые необходимо  было вычеркнуть; точность выполнения задания, %; оценка точности, баллы; оценка продуктивности, баллы; оценка устойчивости внимания, баллы.

     Выясняется  продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и  по формуле рассчитывается точность: 

     Где m – количество правильно вычеркнутых за 10 минут букв; n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

     С целью получения интегрального  показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путём обычного шкалирования  (приложение В).

     Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:

,

где В  и С – бальные оценки продуктивности и устойчивости соответственно.

    Заключение

    В нашей  работе мы рассматривали внимание младшего школьника на успеваемость. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что существует множество направлений  для развития внимания младшего школьника:

    - формирование  умственных действий;

    - научить  ребёнка приёмам контроля и  оценки своих действий;

    - создание  соответствующей атмосферы развития  произвольного внимания;

    - формирование  положительной эмоции и мотивации  учёбы.

     У младших школьников формируется  чувство ответственности за выполненную  работу,  развитие интереса, чёткая организация выполняемой деятельности. Нами было проведено исследование по выявлению индивидуальных особенностей (продуктивности и устойчивости) внимания. Изучив полученные результаты, можно  сделать вывод о том, что у  больщенства  детей 1 «Б» класса среднеустойчивое внимание. Это связано с тем, что  в этом возрасте внимание детей может  быть недостаточно совершенным в  силу возрастных особенностей общего психического развития и поэтому  внимание действительно еще слабо  организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная  зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль над выполнением деятельности.

     Таким образом, мы выполнили поставленные задачи, а именно: проанализировать   исследования по проблеме выявления  индивидуальной особенности внимания, подобрать диагностический материал, диагностика продуктивности и устойчивости внимания. 
     
     
     
     

 
     Список использованной литературы

1. Андреев, О.А, Хромов, Л.Н. Учись быть внимательным / О.А Андреев, Хромов Л.Н. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.

2. Выготский,  Л.С. Вопросы детской  психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Санкт-Петербург:  Изд-во « СОЮЗ»,1997. – 224 с.

3. Выготский,  Л.С. Развитие высших форм внимания  в детском возраста. Хрестоматия  по вниманию / Л.С Выготский. —  М., 1976.— 205 с.

4. Выготский,  Л. С. Собрание сочинений: В  6-ти т. Т. / Л.С.  Выготский 2: Вопросы  общей психологии / Гл. ред. А. В.  Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.

5. Гальперин,  П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное  формирование внимания / П.Я. Гальперин,  С.Л. Кабыльницкая.— М.,1974. – 364 с.

6. Ефимик, Р.П. Детская психология / Р.П. Ефимик. - Новосибирск.: научно-учебный центр  психология НГУ, 1995. – 376 с.

7. Коломинский,  Я.Л., Панько, Е.А. Учителю психологии  детей младшего школьного возраста: кн. для учителя / Я.Л. Коломинский,  Е.А.Панько. -М.: Просвещение, 1988.- (Психол. Наука – школе). – 190 с.

8. Лурия,  А.Р. Внимание и память / А.Р.  Лурия. — М., 1975.

9. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков—  СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

10. Морозов,  А.В. Деловая психология /  А.В.  Морозов

11. Немов,  Р.С. Психология:  Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн.  Общие основы психологии / Р.С. Немов. -  М.:  ВЛАДОС,  1997.  - 688 с.

12. Петровский, А.В.Общая  психология / Под   редакцией  А.В. Петровского  .  -  Москва:  Изд-во   «Просвещение», 1986. – 494 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.,1998

14. Титченер, Э. Внимание// Хрестоматия по вниманию / Э.Титченер. – М., 1976. 

15.Фридман,  Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический  справочник учителя / Л.М.Фридман,  И.Ю. Кулагина. — Второе издание,  дополненное и переработанное. —  М: Изд-во «Совершенство», 1998. —432 с. 

16. Страхов,  И.В., Внимание и структура личности / И.В. Страхов. Саратов, 1969.

17. Крылова,  А.А., Маничева, С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

18. Рогов,  Е.И. Общая психология/cост. Е.И.Рогов.-М.,1995

19. Немов,  Р.С. Психология. Учебник. Кн.1. Общие  основы психология / Р.С.Немов.- М.,1997.- 207 с.

20. Выготский,  Л.С. Развитие высших форм внимания  в детском возрасте// Хрестоматия  по вниманию / Л.С. Выготский.- М.,1976,-186-205с. 
 
 
 
 
 

     
    Приложение Б

     Среди 20 участников 6-7 лет бала проведена  методика по выявлению индивидуальных особенностей (продуктивности и устойчивости внимания). Получены результаты, что внимание детей является среднеустойчивым. Таким образом, были вычислены показатели внимания 1 «Б» класса. Можно сделать вывод, что лишь у 5 детей показатели устойчивости внимания находятся  на высоком уровне (Ангелины И., Ксении П., Ярослав Б., Кирилл Ф., Илья Н.), у 12 детей отмечена средняя устойчивость (Аня Б, Даша Б., Никита Ш., Кристина Д., Аня К., Катя М., Ангелина О., Настя Р., Катя Г., Катя П., Наташа Л., Саша П.), еще у одного ребенка (Ксения П.) достаточное, и у двоих удовлетворительное (Кирилл Ю., Паша Ю). Была проведена беседа с педагогам этого класса, и он отметил, что высокие показатели успеваемости у (Катя М., Ксении П., Ярослав Б., Илья Н.), эти дети всегда внимательны на занятиях к педагогу и излагаемому материалу, они много запоминают, у них высокий познавательный интерес.

          Учитель замечает, что Кирилл Ю. часто отмечает какие-то неприметные особенности  предметов, которые остальные дети не замечают. Было отмечено, что Паша Ю. на занятиях невнимателен, у него плохая усидчивость, часто на занятиях он не примечает даже самого главного, успеваемость у этого ребенка  удовлетворительная. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение  В

    Оценка  устойчивости внимания в баллах

    Продуктивность
    Точность
                 знаки                                         баллы
                  %       баллы
    Менее 1010                                 1

    1010-1175                                    3

    1175-1340                                    5

    1340-1505                                    7

    1505-1670                                    9

    1670-1835                                  10

    1835-2000                                  11

    2000-2165                                  12

    2165-2330                                  13

    2330-2495                                  14

    2495-2660                                  15

    2660-2825                                  16

    2825-2990                                  17

    2990-3155                                  18

    3155-3320                                  19

    3320-3485                                  20

    3485-3650                                  21

    З650-3815                                  22

    3015-3980                                  23

    3080-4145                                  24

    4145-4310                                  25

         Более 4310                                 26

         Менее 70                                       1

    70-72                                             2

    72-73                                             3

    73-74                                             4

    74-76                                             5

    76-77                                             6

    77-79                                             7

    79-80                                             8

    80-81                                             9

    81-83                                           10

    83-84                                           11

    84-85                                           12

    85-87                                           13

    87-88                                           14

    88-90                                           15

    90-91                                           16

    91-92                                           17

    92-94                                           18

    94-95                                           19

    95-96                                           20

    96-98                                           21

      Более 98                                         22

Информация о работе Влияние особенностей внимания младшего школьника на успеваемость