Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа психических познавательных процессов младшего школьника и в частности - внимания. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением либо с неспособностью того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.
Цель исследования: определение продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста.
Введение 3
1 Проблема изучения внимания в психологии 5
1.1 Теоретические подходы к изучению внимания в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Общая характеристика. Виды внимания 6
1.3 Физиологические механизмы внимания 10
1.4 Основные свойства внимания 13
1.5 Особенности развития внимания 15
1.6 Пути и способы развития внимания младшего школьника 17
2 Диагностика особенностей внимания у детей младшего школьного возраста 20
2.1 Организационная часть 20
2.2 Результаты и их обработка 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение
Третье
направление составляет глобальная,
всеобъемлющая и каждодневная работа
взрослых, результаты которой не всегда
просчитываются. Желание учиться
складывается из успехов, позитивного
отношения к себе, уверенности
в своих силах. Все эти явления
так переплетены между собой
и взаимосвязаны, что очень сложно
разделить их по степени значимости.
Не исключено, что центральным механизмом,
регулирующим взаимоотношения личности
и окружающими, является самооценка
человека — становление человека
о самом себе, образ самом себя,
образ «я» и собственное
В
школе ребенок впервые в жизни
попадает под «перекрестный огонь»
не всегда положительных оценок своих
поступков, умений, способностей и всего
остального. Возьмем простой
житейский пример. Ребенок учится
писать. Это не что иное, как формирование
навыка. В самом начале формирования
любого навыка производится большое
число бесполезных движений. Ребенок,
который учится писать, двигает всей
рукой, глазами, головой, частью туловища
и языком. Обучение состоит в усилении
только определенной части движении,
координации их в группы и в
исключении не нужных движений. Произвольное
внимание и направляется на торможение
ненужных движений. Представьте ситуацию,
когда взрослый начинает оценивать каждое
движение ребенка и, не дай бог, ругать
его. На что в этом случае будет направлено
внимание ребенка? Педагоги и психологи
бьются над проблемой: почему дети уже
в начальной школе не хотят учиться? Может
быть, ответ надо искать здесь во влиянии
характера учебного процесса на структуру
личности ребенка. Итак, уверенность в
себе — великая вещь!
Объектом исследования является внимание младшего школьника
Предметом исследования: продуктивность и устойчивость внимания.
Цель исследования: определение продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать исследования
по проблеме выявления
2.
Подобрать диагностический
3. Диагностика продуктивности и устойчивости внимания;
Методики исследования
Базой для проведения экспериментального исследования являлась средняя общеобразовательная школа №7 г. Кобрина. Для решения поставленных задач я использовала методику «Корректурная проба». Для проведения исследования я выбрала 20 участников детей. Они все посещают школу. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (6-7 лет). На мое предложение поучаствовать в новой интересной игре на внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.
Обоснование выбора методики «Корректурная проба» такое: исследования проводились среди младшего школьного возраста, а мы знаем, что внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.
В
качестве основного методического
стимульного материала для
Методика определения устойчивости внимания
Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивности и устойчивости внимания).
Материал: стандартный бланк теста « Корректурная проба», ручка и секундомер.
Ход
выполнения: Ребенку предлагается
бланк «Корректурная проба» в
сопровождении следующей
Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение. При обработке результатов экспериментатор посчитывает: количество просмотренных за 10 минут букв; количество правильно вычеркнутых букв; количество букв, которые необходимо было вычеркнуть; точность выполнения задания, %; оценка точности, баллы; оценка продуктивности, баллы; оценка устойчивости внимания, баллы.
Выясняется
продуктивность внимания, равная количеству
просмотренных букв за 10 минут, и
по формуле рассчитывается точность:
Где m – количество правильно вычеркнутых за 10 минут букв; n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путём обычного шкалирования (приложение В).
Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:
,
где В и С – бальные оценки продуктивности и устойчивости соответственно.
В нашей работе мы рассматривали внимание младшего школьника на успеваемость. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что существует множество направлений для развития внимания младшего школьника:
- формирование умственных действий;
- научить ребёнка приёмам контроля и оценки своих действий;
- создание
соответствующей атмосферы
- формирование
положительной эмоции и
У
младших школьников формируется
чувство ответственности за выполненную
работу, развитие интереса, чёткая
организация выполняемой
Таким
образом, мы выполнили поставленные
задачи, а именно: проанализировать
исследования по проблеме выявления
индивидуальной особенности внимания,
подобрать диагностический
1. Андреев, О.А, Хромов, Л.Н. Учись быть внимательным / О.А Андреев, Хромов Л.Н. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
2. Выготский,
Л.С. Вопросы детской
3. Выготский,
Л.С. Развитие высших форм
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. / Л.С. Выготский 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
5. Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая.— М.,1974. – 364 с.
6. Ефимик, Р.П. Детская психология / Р.П. Ефимик. - Новосибирск.: научно-учебный центр психология НГУ, 1995. – 376 с.
7. Коломинский,
Я.Л., Панько, Е.А. Учителю психологии
детей младшего школьного
8. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. — М., 1975.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков— СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
10. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов
11. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
12. Петровский, А.В.Общая психология / Под редакцией А.В. Петровского . - Москва: Изд-во «Просвещение», 1986. – 494 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.,1998
14. Титченер, Э. Внимание// Хрестоматия по вниманию / Э.Титченер. – М., 1976.
15.Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман, И.Ю. Кулагина. — Второе издание, дополненное и переработанное. — М: Изд-во «Совершенство», 1998. —432 с.
16. Страхов, И.В., Внимание и структура личности / И.В. Страхов. Саратов, 1969.
17. Крылова, А.А., Маничева, С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
18. Рогов, Е.И. Общая психология/cост. Е.И.Рогов.-М.,1995
19. Немов, Р.С. Психология. Учебник. Кн.1. Общие основы психология / Р.С.Немов.- М.,1997.- 207 с.
20. Выготский,
Л.С. Развитие высших форм
Среди 20 участников 6-7 лет бала проведена методика по выявлению индивидуальных особенностей (продуктивности и устойчивости внимания). Получены результаты, что внимание детей является среднеустойчивым. Таким образом, были вычислены показатели внимания 1 «Б» класса. Можно сделать вывод, что лишь у 5 детей показатели устойчивости внимания находятся на высоком уровне (Ангелины И., Ксении П., Ярослав Б., Кирилл Ф., Илья Н.), у 12 детей отмечена средняя устойчивость (Аня Б, Даша Б., Никита Ш., Кристина Д., Аня К., Катя М., Ангелина О., Настя Р., Катя Г., Катя П., Наташа Л., Саша П.), еще у одного ребенка (Ксения П.) достаточное, и у двоих удовлетворительное (Кирилл Ю., Паша Ю). Была проведена беседа с педагогам этого класса, и он отметил, что высокие показатели успеваемости у (Катя М., Ксении П., Ярослав Б., Илья Н.), эти дети всегда внимательны на занятиях к педагогу и излагаемому материалу, они много запоминают, у них высокий познавательный интерес.
Учитель
замечает, что Кирилл Ю. часто отмечает
какие-то неприметные особенности
предметов, которые остальные дети
не замечают. Было отмечено, что Паша
Ю. на занятиях невнимателен, у него
плохая усидчивость, часто на занятиях
он не примечает даже самого главного,
успеваемость у этого ребенка
удовлетворительная.
Приложение В
Оценка устойчивости внимания в баллах
|
|
|
|
1010-1175 1175-1340 1340-1505 1505-1670 1670-1835 1835-2000 2000-2165 2165-2330 2330-2495 2495-2660 2660-2825 2825-2990 2990-3155 3155-3320 3320-3485 3485-3650 З650-3815 3015-3980 3080-4145 4145-4310
Более 4310 |
Менее 70 70-72 72-73 73-74 74-76 76-77 77-79 79-80 80-81 81-83 83-84 84-85 85-87 87-88 88-90 90-91 91-92 92-94 94-95 95-96 96-98
Более 98 |
Информация о работе Влияние особенностей внимания младшего школьника на успеваемость