Влияние особенностей внимания младшего школьника на успеваемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа психических познавательных процессов младшего школьника и в частности - внимания. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением либо с неспособностью того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.
Цель исследования: определение продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1 Проблема изучения внимания в психологии 5
1.1 Теоретические подходы к изучению внимания в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Общая характеристика. Виды внимания 6
1.3 Физиологические механизмы внимания 10
1.4 Основные свойства внимания 13
1.5 Особенности развития внимания 15
1.6 Пути и способы развития внимания младшего школьника 17
2 Диагностика особенностей внимания у детей младшего школьного возраста 20
2.1 Организационная часть 20
2.2 Результаты и их обработка 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

     Внимание  обычно не считают особым психическим  процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в  которой  они  выступают  как деятельность, направленная на объект.

     Нельзя  быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется  в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения  объективной реальности. Внимание –  это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором  она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная  направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность  в направленную на объект познавательную деятельность.

     Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную  деятельность,  чтобы  быть  внимательным,  надо удержать этот выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании,  то  подразумеваем  также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее  стоящая  перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего  постороннего.  Чем  больше  мы  сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. Таким образом, при  внимательном отношении к какому либо предмету он (предмет) оказывается  в  центре  нашего сознания, все остальное в этот  момент  воспринимается  слабо,  оказывается, образно говоря, на  периферии  воспринимаемого.  Благодаря  этому  отражение становиться  ясным,  отчетливым,  представления  и мысли  удерживаются в сознании до тех  пор,  пока  не  завершиться деятельность, пока  не  будет достигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию  –  контроль и регуляцию деятельности.

     Внимание – важное  и необходимое условие  эффективности  всех  видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из  практической  деятельности  выделяется  и приобретает относительную  самостоятельность  деятельность теоретическая, внимание  принимает  новые формы: оно выражается  в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании  объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за  ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за  этой внешней неподвижностью при внимании скрывается  не  покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

     Внимание  к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом  какой-то  деятельности. Лишь совершая мысленно, какую либо деятельность, направленную  на  объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание  –  это связь сознания с объектом более или менее тесная,  цепная,  в  действии,   в действительности она и крепиться.

     Внимание  обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко  отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся  в сознании человека. В данном случае  говорят  об интеллектуальном  внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную  сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить  о моторном  внимании.  Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. 

     Внимание  не только создает наилучшие условия  для психической деятельности, по и несет сторожевую службу, помогая  человеку своевременно реагировать  на различные  изменения  в  окружающей  среде и в собственном организме.  
 

     Виды  внимания

     Психологи выделяют ряд видов внимания. Таковыми являются непроизвольное произвольное внимание и послепроизвольное, природное  и социально  обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание,  чувственное и интеллектуальное внимание.

     Непроизвольное  внимание, наиболее простое  и  генетически  исходное, называют  также  пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих  перед человеком целей. Деятельность захватывает  человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается  воздействующим на  него  предметам,  явлениям  выполняемой  деятельности [18].

     Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины условно можно разделить на три группы:

     1. Характер и качество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего,  его  силу  или  интенсивность. Важную  роль при этом играет  не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое  относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

     2. Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый  и  голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

     3. Третья группа причин  связана   с  общей  направленностью   личности. Например, идя по одной  и той же улице, дворник обратит  внимание на мусор, милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор -  на  красоту старинного здания.

     В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с  борьбой  мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и  конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов,  направляя все свое внимание на удовлетворение другого [19]. Послепроизвольное внимание  характеризуется длительной сосредоточенностью,  напряженной интенсивностью  умственной   деятельности, высокой производительностью труда. Человек не устаёт, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Природное внимание дано человеку с самого его рождения  в виде врожденной способности избирательно, реагировать, нате или иные  внешние или внутренние  стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной  механизм,  обеспечивающий  работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом [19]. Социально обусловленное внимание складывается пожизненно в результате обучения  и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным  интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

     Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов  чувств, а второе - с сосредоточенностью и  направленностью мысли. При чувственном  внимании в центре  сознания  находится какое-либо   чувственное   впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль [19].       

     
    1.3 Физиологические механизмы внимания

     Говоря  о физиологических механизмах активного внимания, нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен  только на фоне общего бодрствования  организма,  связанного  с  активной  мозговой  деятельностью.

     Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и  с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его   электроактивность. Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно  лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то  время как на  других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять   лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна  реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на  остальные реакции полностью отсутствуют.  Например,  мать  просыпается от  легкого движения ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах.  Активизация мозга осуществляется  его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию и т.д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний  в  коре  головного мозга (явление десинхронизации),  подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим  состоянием  внимания  организма.

     Среди “пусковых” механизмов ретикулярной формации следует, прежде всего, отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой  врожденную реакцию организма на  всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, у студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря  на  поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П.  Павлов назвал рефлексом “что такое?”

     Но  для объяснения избирательного характера  внимания этого недостаточно.  Выделяют две  основные  группы  механизмов,   осуществляющих фильтрацию  раздражений  из   среды:   периферические и  центральные. К периферическим  механизмам можно отнести настройку  органов чувств. Прислушиваясь к  слабому звуку, человек поворачивает голову в  сторону  звука и,  одновременно,  соответствующая  мышца  натягивает  барабанную  перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном  звуке  натяжение  барабанной перепонки ослабевает, что  ухудшает передачу колебаний во внутреннее  ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д.Е. Бродбента, внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на  входах, т.е. на периферии.  Он установил, что если человеку подавали информацию  одновременно  в оба уха, но, согласно инструкции, он  должен  был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся  при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было  показано, что периферические  механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы “предвниманием”, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

     Центральные механизмы внимания связаны с  возбуждением  одних  нервных  центров и  торможением других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном  направлении определяется, прежде всего, силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними  слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении.

     Для  понимания  физиологической  картины динамики  внимания важен установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И.П. Павловым  закон индукции нервных процессов, согласно которому,  возбуждение,  возникающее в одной области  коры  головного  мозга, вызывает торможение в других  ее областях (одновременная  индукция)   или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная  индукция).  При этом данный   участок характеризуется благоприятными,  оптимальными  условиями для возбуждения, поэтому  здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи, это в данный  момент - “творческий отдел больших полушарий”.

     Деятельность  же других участков мозга  связана  в  это  время с тем, что обычно  называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. Возбуждение в коре полушарий не  закреплено  в одном пункте,  а постоянно перемещается. Большое внимание  имеет также принцип доминанты, выдвинутый  академиком  А.А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначает временно господствующий очаг  возбуждения, обуславливающий  работу  нервных центров в  данный момент и придающий тем самым поведению  определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в  нервную  систему,  одновременно  подавляя активность  других  центров,  за счет чего очаг  возбуждения  еще  больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым  очагом возбуждения, что, в  свою очередь,  позволяет  объяснить  нервный механизм длительной интенсивности внимания. Основой возникновения  господствующего очага  является  не  только  сила  данного  раздражения,  но и   внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем  опыте нервными  связями.  Ни   закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не  вскрывают до  конца механизмы   внимания,   особенно   его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием.

     Именно  постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага   возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем,  осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной  системы в первую. В свою очередь, первоначальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

Информация о работе Влияние особенностей внимания младшего школьника на успеваемость