Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изученному вопросу.
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО  «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 

                                              

Географический  факультет

Кафедра педагогики и психологии им. З.Т.Шарафутдинова 
 

Шигабудинова  Линиза Райхатовна

Студентка 861 группы ОДО ГФ

«ВЛИЯНИЕ  САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  С ОКРУЖАЮЩИМИ»

(курсовая  работа) 
 
 

                               

                             
 

Работа завершена «____» _________2011г.   Л.Р.Шигабудинова

Проверил : Научный руководитель,

кандидат психологических  наук

доцент кафедры «Педагогики и психологии» Садыкова  С.Ф.

«___»___________2011г. 
 
 

Набережные  Челны-2011г. 
 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты  влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5

   1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5

   1.2. Особенности взаимоотношений  подростков с окружающими 8

   1.3. Особенности взаимоотношений  подростков в группе 15

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18

   2.1. Описание выборки,  методов и процедуры  исследования 18

   2.2. Результаты исследования 22

   2.3. Анализ и интерпретация  результатов исследования 25

Выводы 28

Заключение 30

Список  литературы 32

Приложения 34

 

Введение 

      Актуальность. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания.

      Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным  образом с познанием человеком  самого себя как существа мыслящего - в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

      Самооценка  относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она - регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптаиииличности.

      В настоящее время изучение самооценки личности как компонента самосознания и ее связи с личностными чертами представляется наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоретические положения, определяющие место самооценки в структуре самосознания [9]; [11]; [24], делаются попытки определить структуру самооценки [4], ее возрастную динамику [15]; [18]; [19], связь с личностными чертами, такими как тревожность, агрессивность и др. [4].

      Изучение  адекватности самооценок, функций самооценки представляет теоретический интерес  в связи с формированием взаимоотношений с окружающими личности.

      Проблемой самооценки и самосознания в целом  занимались такие ученые как У. Дженс, И.С. Кон, В.В. Столин, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, А.А. Налчаджян, Р. Бернс и др.

      Цель  исследования: изучить влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими.

      Объект  исследования: подростковый школьный класс.

      Предмет исследования: влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими.

      Гипотеза  исследования: от самооценки личности подростков зависят их взаимоотношения в школьном классе. Заниженная самооценка личности более свойственна подросткам со статусом пренебрегаемого, изгоя или отверженного, а адекватная – высокостатусным детям и детям со статусом социометрической звезды.

      Задачи  исследования:

      1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую  литературу  по изученному вопросу.

      2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.

      3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.

      Методы  и методики исследования:

      1. Теоретический анализ литературы.

      2. Социометрия.

      3. Тест Q-сортировка.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты влияния  самооценки личности на взаимоотношения  с окружающими 

1.1. Самооценка и ее  место в самосознании личности

      Включаясь в систему общественных по своей  природе отношении, взаимодействуя и общаясь с людьми, человек  выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих  физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается, прежде всего, в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я» [3].

      Осознание самого себя вначале всегда возникает  в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся ко мне. Это, прежде всего мое тело, мои близкие, предметы, которые принадлежат мне, т.е. все то, что влияет на меня и к изменениям чего я чувствителен. Самосознание, таким образом, представляет собой некоторое действие, акт, с помощью которого все предметы и процессы, которые я могу воспринимать, относятся мной к тому, что можно назвать Я. В самосознании существует постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в Я. Этот образец представляет собой множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с Я. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Эта жесткая структура называется Я-концепцией [10].

      «Я-концепция» объединяет все знания человека о  себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознанном, но и на бессознательном уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе [8]. В «Я-концепции» обычно выделяют три основных компонента - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий [21].

      Второй  компонент «Я-концепции» - эмоционально-оценочное  отношение к себе - отражает отношение  человека (этнофора) к себе в целом  или к отдельным сторонам своей  личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний [19].

      В понятии «самооценка», как видно  из самого названия, на первый план выходит  именно оценочный компонент. Самооценка - оценка человеком себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные, самооценки). Самооценка может быть устойчивой, то есть сохраняющейся в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

      Степень адекватности «Я – образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности [23]. Для развития очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки порождает колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представления о себе [10].

      Сам термин «самооценка» непосредственно указывает на сове понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент [12]. Самооценка - человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [14].

      Самооценка- оценивание человеком своих собственных  психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков [21].

      Самооценка личности, основываясь на представлении индивида о самом себе, формирует ядро личности в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Уже И.Кант говорил о двойственности «Я», выделяя «Я» как субъект мышления и «Я» как объект познания [7]. В современной психологии принято выделять в самом общем виде две формы «Я»-концепции - реальную и идеальную, причем первая не предполагает реалистичность концепции уже на стадии ее определения.

      Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не предполагает, что  эта концепция реалистична. Главное  здесь - представление личности о  себе, о том, «какой я есть». Идеальная  же Я-концепция (идеальное «Я») - это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

      Конечно, реальная и идеальная Я-концепции  не только могут не совпадать, но в  большинстве случаев обязательно  различаются. Расхождения между  реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте. По существу на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепции, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки [18].

      Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С  одной стороны, рассогласование  между реальным и идеальным Я  может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте [18].

      Таким образом, оценка себя как личности - не менее сложная задача, чем оценка факторов и явлений окружающей действительности. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. В процессе самооценивания человек, с одной стороны, познает и оценивает реальную действительность, на которую направлена его деятельность, с другой- свои собственные качества и возможности, обеспечивающие выполнение этой деятельности. Самооценка является результатом этих двух линий познания. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. 

Информация о работе Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими