Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изученному вопросу.
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Географический факультет
Кафедра
педагогики и психологии им. З.Т.Шарафутдинова
Шигабудинова Линиза Райхатовна
Студентка 861 группы ОДО ГФ
«ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ»
(курсовая
работа)
Работа завершена «____» _________2011г. Л.Р.Шигабудинова
Проверил : Научный руководитель,
кандидат психологических наук
доцент кафедры «Педагогики и психологии» Садыкова С.Ф.
«___»___________2011г.
Набережные
Челны-2011г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34
Введение
Актуальность. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания.
Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего - в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.
Самооценка
относится к центральным
В настоящее время изучение самооценки личности как компонента самосознания и ее связи с личностными чертами представляется наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоретические положения, определяющие место самооценки в структуре самосознания [9]; [11]; [24], делаются попытки определить структуру самооценки [4], ее возрастную динамику [15]; [18]; [19], связь с личностными чертами, такими как тревожность, агрессивность и др. [4].
Изучение
адекватности самооценок, функций самооценки
представляет теоретический интерес
в связи с формированием
Проблемой самооценки и самосознания в целом занимались такие ученые как У. Дженс, И.С. Кон, В.В. Столин, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, А.А. Налчаджян, Р. Бернс и др.
Цель исследования: изучить влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими.
Объект исследования: подростковый школьный класс.
Предмет исследования: влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими.
Гипотеза исследования: от самооценки личности подростков зависят их взаимоотношения в школьном классе. Заниженная самооценка личности более свойственна подросткам со статусом пренебрегаемого, изгоя или отверженного, а адекватная – высокостатусным детям и детям со статусом социометрической звезды.
Задачи исследования:
1.
Изучить и проанализировать
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Социометрия.
3. Тест Q-сортировка.
Глава 1. Теоретические
аспекты влияния
самооценки личности
на взаимоотношения
с окружающими
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности
Включаясь в систему общественных по своей природе отношении, взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается, прежде всего, в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я» [3].
Осознание самого себя вначале всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся ко мне. Это, прежде всего мое тело, мои близкие, предметы, которые принадлежат мне, т.е. все то, что влияет на меня и к изменениям чего я чувствителен. Самосознание, таким образом, представляет собой некоторое действие, акт, с помощью которого все предметы и процессы, которые я могу воспринимать, относятся мной к тому, что можно назвать Я. В самосознании существует постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в Я. Этот образец представляет собой множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с Я. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Эта жесткая структура называется Я-концепцией [10].
«Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознанном, но и на бессознательном уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе [8]. В «Я-концепции» обычно выделяют три основных компонента - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий [21].
Второй компонент «Я-концепции» - эмоционально-оценочное отношение к себе - отражает отношение человека (этнофора) к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний [19].
В понятии «самооценка», как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка человеком себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные, самооценки). Самооценка может быть устойчивой, то есть сохраняющейся в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.
Степень адекватности «Я – образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности [23]. Для развития очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки порождает колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представления о себе [10].
Сам термин «самооценка» непосредственно указывает на сове понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент [12]. Самооценка - человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [14].
Самооценка- оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков [21].
Самооценка личности, основываясь на представлении индивида о самом себе, формирует ядро личности в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Уже И.Кант говорил о двойственности «Я», выделяя «Я» как субъект мышления и «Я» как объект познания [7]. В современной психологии принято выделять в самом общем виде две формы «Я»-концепции - реальную и идеальную, причем первая не предполагает реалистичность концепции уже на стадии ее определения.
Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») - это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно,
реальная и идеальная Я-концепции
не только могут не совпадать, но в
большинстве случаев
Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте [18].
Таким
образом, оценка себя как личности -
не менее сложная задача, чем оценка
факторов и явлений окружающей действительности.
Самооценка - оценка личностью самой себя,
своих возможностей, качеств и места среди
других людей. Это наиболее существенная
и наиболее изученная в психологии сторона
самосознания личности. В процессе самооценивания
человек, с одной стороны, познает и оценивает
реальную действительность, на которую
направлена его деятельность, с другой-
свои собственные качества и возможности,
обеспечивающие выполнение этой деятельности.
Самооценка является результатом этих
двух линий познания. С помощью самооценки
происходит регуляция поведения личности.
Информация о работе Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими