Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изученному вопросу.
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34
Второй этап характеризуется обработкой результатов исследования и их описанием.
На третьем этапе проводился сравнительный анализ самооценки личности подростков с различным социометрических статусом в школьном классе.
2.2. Результаты исследования
У
подростков был выявлен уровень
самооценки личности. Самооценка личности
характеризуется высоким (завышенная),
средним (адекватная) и низким (заниженная)
уровнем. В таблице 1 представлены подростки
с различной самооценкой личности.
Самооценка личности подростков
Уровень самооценки личности | Дети подросткового возраста | |
в чел. | в % | |
Высокий (завышенная самооценка) | 5 | 17 |
Средний (адекватная самооценка) | 15 | 54 |
Заниженная (заниженная самооценка) | 8 | 29 |
Из таблицы 1 было выявлено, что большинство подростков со средним уровнем самооценки личности (54%), с заниженной самооценкой личности было выявлено 29% подростков и с завышенной - 17% подростков. Из этого следует, что каждый второй подросток с адекватной самооценкой личности, а каждый третий – с низкой (заниженной).
Также, по методике Q-сортировка можно исследовать представления о своем «Я». Результаты представлений о себе подростков представлены в приложении 3 и рисунке 1.
Рис. 1. Представления
о себе подростков
Из результатов исследования было выявлено, что у подростков в Я-Реальном низкое среднее значение по шкале Зависимость - независимость», а высокое – «Принятие борьбы-избегание борьбы». Тоже самое, наблюдается в содержании Я-Идеальном и Я-Социальном. Подростки стремятся к независимости, они требовательны к окружающим, отрицают групповые нормы, противопоставляют себя лидеру. Подростки готовы принимать борьбу, учувствовать в спорах и конфликтах, они склонны к соперничеству. Как им кажется, в идеале подросток должен обладать такими качествами, при этом, они думают, что окружающие к ним относятся именно так.
Таким образом, подростки характеризуются тенденцией к независимости, внутренним стремлением к непринятию групповых норм, стандартов, и морально-этических ценностей. Они чаще всего стараются не уступать и не подчиняться, менее доверчивы. Их тенденция к независимости характеризуется требовательностью, скептицизмом, противопоставлением себя лидеру. Подростки характеризуются тенденцией к общительности, которая свидетельствует о контактности, открытости, стремлением образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами.
Подростки
характеризуются активным стремлением
участвовать в групповой жизни,
достигать более высокого статуса
в системе межличностных
Результаты исследования взаимоотношений с окружающими в группе подростков представлены в приложении 2. Согласно социоматрици были выявлены подростки с различным статусом личности в классе. Результаты изучения статуса личности подростков в классе представлены в таблице 2.
Взаимоотношения с окружающими подростков в классе
|
По
результатам таблицы 2 было выявлено,
что большинство подростков со средним
статусом или низкостатусные (57%). В исследуемой
группе 26% подростков с высоким статусом
или со статусом социометрической звезды.
В данном классе наблюдаются 20 взаимных
положительных выборов и ни одного взаимного
отрицательного выбора. Сплоченность
группы высокая.
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования
В приложении 3 представлены результаты диагностики самооценки личности подростков с различным статусом личности в группе. В таблице 3 представлены результаты исследования самооценки подростков с различным статусом личности в классе.
Влияние самооценки личности на
взаимоотношения с окружающими подростков
Уровень самооценки | Социометрические звезды и высокостатусные | Средне- и низкостатусные | Пренебрегаемые, изгои и отверженные | |||
в чел. | в % | в чел. | в % | в чел. | в % | |
Высокий | 2 | 29 | 2 | 13 | 1 | 20 |
Средний | 5 | 71 | 9 | 56 | 0 | 0 |
Низкий | 0 | 0 | 5 | 31 | 4 | 80 |
Из таблицы 3 было выявлено, что большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов с адекватной самооценкой личности (71%). Из высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды было выявлено 29% испытуемых с завышенной самооценкой личности. С заниженной самооценкой личности высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды не было выявлено.
В группе средне- и низкостатусных подростков большинство испытуемых с адекватной самооценкой личности (56%), но в данной исследуемой группе было выявлено 31% подростков с заниженной самооценкой личности и 13% - с завышенной.
Большинство подростков со статусами пренебрегаемого, изгоя и отверженного с заниженной самооценкой личности (80%). С завышенной самооценкой личности подростков данной исследуемой группы было выявлено 20%. Среди пренебрегаемых подростков, подростков со статусом отверженных или изгоя не было выявлено испытуемых с адекватной самооценкой личности. Большинство из них с неадекватной самооценкой личности.
Таким образом, с заниженной самооценкой личности большинство подростков со статусом пренебрегаемого, изгоя и отверженного. С адекватной самооценкой личности большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов. Следовательно, самооценка личности влияет на взаимоотношения с окружающими. Неадекватная самооценка личности более свойственна подросткам со статусом пренебрегаемого, изгоя или отверженного, а адекватная – высокостатусным детям и детям со статусом социометрической звезды.
Статус
личности подростка в школьном классе
связан с самооценкой личности. Высоко
оцениваются сверстники, которые
адекватно оценивают себя, свои поступки.
Выявлено, что «предпочитаемые» и
«отверженные» подростки в
У подростков-изгоев, отверженных или принебрегаемых во взаимоотношениях проявляется робость, застенчивость, покорность. Отверженные подростки или изгои не склонны брать на себя инициативу в межличностных отношениях, их зачастую легко обманывают и используют в своих целях. Это связано с тем, что подростки считают себя непривлекательным и вне зависимости от реальных достижений и личностных качеств. Самооценка изгоев, пренебрегаемых и отверженных предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности. Во взаимоотношениях они пессимистичны, мрачны и подавлены. Пренебрегаемые подростки в случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
Популярные подростки демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов во взаимоотношениях. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Выводы
1.
Теоретический анализ
- оценка себя как личности - не менее сложная задача, чем оценка факторов и явлений окружающей действительности. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. В процессе самооценивания человек, с одной стороны, познает и оценивает реальную действительность, на которую направлена его деятельность, с другой- свои собственные качества и возможности, обеспечивающие выполнение этой деятельности. Самооценка является результатом этих двух линий познания. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
- в подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравиться друг другу. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.
2.
Исследование самооценки
- большинство подростков со средним уровнем самооценки личности (54%), с заниженной самооценкой личности было выявлено 29% подростков и с завышенной - 17% подростков. Каждый второй подросток с адекватной самооценкой личности, а каждый третий – с низкой (заниженной).
- большинство подростков со средним статусом или низкостатусные (57%). В исследуемой группе 26% подростков с высоким статусом или со статусом социометрической звезды. В данном классе наблюдаются 20 взаимных положительных выборов и ни одного взаимного отрицательного выбора. Сплоченность группы высокая.
3.
Исследование влияния
- большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов с адекватной самооценкой личности (71%). Из высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды было выявлено 29% испытуемых с завышенной самооценкой личности. С заниженной самооценкой личности высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды не было выявлено.
Информация о работе Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими