Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изученному вопросу.
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

      Второй  этап характеризуется обработкой результатов  исследования и их описанием.

      На  третьем этапе проводился сравнительный  анализ самооценки личности подростков с различным социометрических статусом в школьном классе.

2.2. Результаты исследования

     У подростков был выявлен уровень  самооценки личности. Самооценка личности характеризуется высоким (завышенная), средним (адекватная) и низким (заниженная) уровнем. В таблице 1 представлены подростки с различной самооценкой личности.                                               

                                                                                                     Таблица 1  

Самооценка  личности подростков

Уровень самооценки личности Дети  подросткового возраста
в чел. в %
Высокий (завышенная самооценка) 5 17
Средний (адекватная самооценка) 15 54
Заниженная (заниженная самооценка) 8 29
 

      Из  таблицы 1 было выявлено, что большинство подростков со средним уровнем самооценки личности (54%), с заниженной самооценкой личности было выявлено 29% подростков и с завышенной - 17% подростков. Из этого следует, что каждый второй подросток с адекватной самооценкой личности, а каждый третий – с низкой (заниженной).

      Также, по методике Q-сортировка можно исследовать представления о своем «Я». Результаты представлений о себе подростков представлены в приложении 3 и рисунке 1.

Рис. 1. Представления  о себе подростков 

      Из  результатов исследования было выявлено, что у подростков в Я-Реальном низкое среднее значение по шкале Зависимость - независимость», а высокое – «Принятие борьбы-избегание борьбы». Тоже самое, наблюдается в содержании Я-Идеальном и Я-Социальном. Подростки стремятся к независимости, они требовательны к окружающим, отрицают групповые нормы, противопоставляют себя лидеру. Подростки готовы принимать борьбу, учувствовать в спорах и конфликтах, они склонны к соперничеству. Как им кажется, в идеале подросток должен обладать такими качествами, при этом, они думают, что окружающие к ним относятся именно так.

      Таким образом, подростки характеризуются  тенденцией к независимости, внутренним стремлением к непринятию групповых  норм, стандартов, и морально-этических  ценностей. Они чаще всего стараются  не уступать и не подчиняться, менее доверчивы. Их тенденция к независимости характеризуется требовательностью, скептицизмом, противопоставлением себя лидеру. Подростки характеризуются тенденцией к общительности, которая свидетельствует о контактности, открытости, стремлением образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами.

      Подростки характеризуются активным стремлением  участвовать в групповой жизни, достигать более высокого статуса  в системе межличностных отношений, зачастую, путем манипуляции другими.

      Результаты  исследования взаимоотношений с  окружающими в группе подростков представлены в приложении 2. Согласно социоматрици были выявлены подростки с различным статусом личности в классе. Результаты изучения статуса личности подростков в классе представлены в таблице 2.

                                                                                                                

                                                                                                                 Таблица 2

Взаимоотношения с окружающими подростков в классе

Статус  личности Подростки
в чел. в %
Высокостатусные и социометрические звезды 7 26
Среднестатусные и низкостатусные 16 57
Пренебрегаемые, отверженные и изгои 5 17
 

      По  результатам таблицы 2 было выявлено, что большинство подростков со средним статусом или низкостатусные (57%). В исследуемой группе 26% подростков с высоким статусом или со статусом социометрической звезды. В данном классе наблюдаются 20 взаимных положительных выборов и ни одного взаимного отрицательного выбора. Сплоченность группы высокая.  
 
 

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования

     В приложении 3 представлены результаты диагностики самооценки личности подростков с различным статусом личности в группе. В таблице 3 представлены результаты исследования самооценки подростков с различным статусом личности в классе.

                                                                                                               Таблица 3

Влияние самооценки личности на

взаимоотношения с окружающими подростков

Уровень самооценки Социометрические  звезды и высокостатусные Средне- и низкостатусные Пренебрегаемые, изгои и отверженные
в чел. в % в чел. в % в чел. в %
Высокий 2 29 2 13 1 20
Средний 5 71 9 56 0 0
Низкий 0 0 5 31 4 80
 

     Из  таблицы 3 было выявлено, что большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов с адекватной самооценкой личности (71%). Из высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды было выявлено 29% испытуемых с завышенной самооценкой личности. С заниженной самооценкой личности высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды не было выявлено.

     В группе средне- и низкостатусных подростков большинство испытуемых с адекватной самооценкой личности (56%), но в данной исследуемой группе было выявлено 31% подростков с заниженной самооценкой личности и 13% - с завышенной.

     Большинство подростков со статусами пренебрегаемого, изгоя и отверженного с заниженной самооценкой личности (80%). С завышенной самооценкой личности подростков данной исследуемой группы было выявлено 20%. Среди пренебрегаемых подростков, подростков со статусом отверженных или изгоя не было выявлено испытуемых с адекватной самооценкой личности. Большинство из них с неадекватной самооценкой личности.

     Таким образом, с заниженной самооценкой личности большинство подростков со статусом пренебрегаемого, изгоя и отверженного. С адекватной самооценкой личности большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов. Следовательно, самооценка личности влияет на взаимоотношения с окружающими. Неадекватная самооценка личности более свойственна подросткам со статусом пренебрегаемого, изгоя или отверженного, а адекватная – высокостатусным детям и детям со статусом социометрической звезды.

     Статус  личности подростка в школьном классе связан с самооценкой личности. Высоко оцениваются сверстники, которые  адекватно оценивают себя, свои поступки. Выявлено, что «предпочитаемые» и  «отверженные» подростки в классе отличаются заниженной самооценкой личности.

     У подростков-изгоев, отверженных или  принебрегаемых во взаимоотношениях проявляется  робость, застенчивость, покорность. Отверженные  подростки или изгои не склонны брать на себя инициативу в межличностных отношениях, их зачастую легко обманывают и используют в своих целях. Это связано с тем, что подростки считают себя непривлекательным и вне зависимости от реальных достижений и личностных качеств. Самооценка изгоев, пренебрегаемых и отверженных предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности. Во взаимоотношениях они пессимистичны, мрачны и подавлены. Пренебрегаемые подростки в случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

     Популярные  подростки демонстрируют более  зрелые подходы к анализу конфликтов во взаимоотношениях. Они анализируют  ситуации достаточно объективно и рассматривают  их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

 

Выводы 

     1. Теоретический анализ литературы  влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими показал следующие результаты:

      - оценка себя как личности - не менее сложная задача, чем оценка факторов и явлений окружающей действительности. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. В процессе самооценивания человек, с одной стороны, познает и оценивает реальную действительность, на которую направлена его деятельность, с другой- свои собственные качества и возможности, обеспечивающие выполнение этой деятельности. Самооценка является результатом этих двух линий познания. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

     - в подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравиться друг другу. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.

     2. Исследование самооценки личности  и особенностей взаимоотношений  в группе студентов привело к следующим результатам:

      - большинство подростков со средним уровнем самооценки личности (54%), с заниженной самооценкой личности было выявлено 29% подростков и с завышенной - 17% подростков. Каждый второй подросток с адекватной самооценкой личности, а каждый третий – с низкой (заниженной).

      - большинство подростков со средним статусом или низкостатусные (57%). В исследуемой группе 26% подростков с высоким статусом или со статусом социометрической звезды. В данном классе наблюдаются 20 взаимных положительных выборов и ни одного взаимного отрицательного выбора. Сплоченность группы высокая.

     3. Исследование влияния самооценки  личности на взаимоотношения  с окружающими привело к следующим  результатам:

     - большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов с адекватной самооценкой личности (71%). Из высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды было выявлено 29% испытуемых с завышенной самооценкой личности. С заниженной самооценкой личности высокостатусных подростков и подростков со статусом социометрической звезды не было выявлено.

Информация о работе Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими