Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изученному вопросу.
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34
- в группе средне- и низкостатусных подростков большинство испытуемых с адекватной самооценкой личности (56%), но в данной исследуемой группе было выявлено 31% подростков с заниженной самооценкой личности и 13% - с завышенной.
- большинство подростков со статусами пренебрегаемого, изгоя и отверженного с заниженной самооценкой личности (80%). С завышенной самооценкой личности подростков данной исследуемой группы было выявлено 20%. Среди пренебрегаемых подростков, подростков со статусом отверженных или изгоя не было выявлено испытуемых с адекватной самооценкой личности. Большинство из них с неадекватной самооценкой личности.
Заключение
Данная работа была посвящена теоретическому описанию влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими. Нами была предпринята попытка провести психологический анализ самооценки личности и рассмотреть особенности взаимоотношений с окружающими у лиц с различной самооценкой личности. Проведенный теоретический анализ проблемы самооценки показал, что самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка связана с уровнем притязаний. Эта связь отражает общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха или на избежание неудач.
Проанализированы работы по проблеме самооценки и ее влияния на взаимоотношения с окружающими следующих авторов: У. Дженс, И.С. Кон, В.В. Столин, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, А.А. Налчаджян, Р. Бернс и др. По их мнению, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.
Проведено эмпирическое исследование влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими. Было выявлено, что с заниженной самооценкой личности большинство подростков со статусом пренебрегаемого, изгоя и отверженного. С адекватной самооценкой личности большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов.
Подтверждена гипотеза исследования: самооценка личности влияет на взаимоотношения с окружающими. Неадекватная самооценка личности более свойственна подросткам со статусом пренебрегаемого, изгоя или отверженного, а адекватная – высокостатусным детям и детям со статусом социометрической звезды.
Самооценке невозможно научить ребенка. Это то, что должно воспитываться и развиваться в нем по мере роста. Конечно, родителям бы не хотелось слышать от ребенка, что он или она лучше кого-то или что-то в этом духе, но самоуважение и самооценка – очень важная часть в будущем успехе ребенка.
Список литературы
Приложение 1
Q-сортировка (В. Стефенсона).
Диагностическая цель: изучение представлений испытуемого о себе на основание анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Методика может быть использована для определения «идеального Я» индивида, или его представлений о том, каким его видят другие.
Инструкция: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений. Прочтите последовательно каждое из них и ответе «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.
№ | + | - | № | + | - | № | + | - | № | + | - | № | + | - | № | + | - | |
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | |||||||||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | |||||||||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | |||||||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | |||||||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | |||||||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 556 | |||||||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | |||||||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | |||||||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | |||||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Приложение 2
Матрица взаимоотношений и статус личности подростков 8«А» класса
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
1 | + | - | + | + | ||||||||||||||||||||||||
2 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||
3 | + | + | - | |||||||||||||||||||||||||
4 | + | - | - | + | ||||||||||||||||||||||||
5 | + | + | + | - | ||||||||||||||||||||||||
6 | + | - | + | + | ||||||||||||||||||||||||
7 | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
8 | - | - | - | + | ||||||||||||||||||||||||
9 | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||
10 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||
11 | + | + | + | - | + | |||||||||||||||||||||||
12 | - | + | + | + | - | |||||||||||||||||||||||
13 | + | + | + | - | + | |||||||||||||||||||||||
14 | + | + | - | + | + | |||||||||||||||||||||||
15 | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||
16 | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
17 | + | - | + | |||||||||||||||||||||||||
18 | + | |||||||||||||||||||||||||||
19 | + | |||||||||||||||||||||||||||
20 | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
21 | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||
22 | - | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||
23 | + | - | ||||||||||||||||||||||||||
24 | - | + | ||||||||||||||||||||||||||
25 | - | |||||||||||||||||||||||||||
26 | - | + | ||||||||||||||||||||||||||
27 | + | - | + | |||||||||||||||||||||||||
28 | + | |||||||||||||||||||||||||||
Положительные выборы | 3 | 6 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 6 | 1 | 2 | 3 | 6 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Отрицательные выборы | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 |
Сумма выборов | 5 | 6 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 3 | 7 | 4 | 3 | 5 | 7 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 5 | 4 | 1 | 2 | 4 |
Статус | II | I | III | III | II | III | II | II | I | IV | III | II | I | IV | IV | II | I | III | III | II | III | II | II | I | IV | III | II | I |
Информация о работе Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими