Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изученному вопросу.
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

     - в группе средне- и низкостатусных подростков большинство испытуемых с адекватной самооценкой личности (56%), но в данной исследуемой группе было выявлено 31% подростков с заниженной самооценкой личности и 13% - с завышенной.

     - большинство подростков со статусами пренебрегаемого, изгоя и отверженного с заниженной самооценкой личности (80%). С завышенной самооценкой личности подростков данной исследуемой группы было выявлено 20%. Среди пренебрегаемых подростков, подростков со статусом отверженных или изгоя не было выявлено испытуемых с адекватной самооценкой личности. Большинство из них с неадекватной самооценкой личности.

 

Заключение 

      Данная  работа была посвящена теоретическому описанию влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими. Нами была предпринята попытка провести психологический анализ самооценки личности и рассмотреть особенности взаимоотношений с окружающими у лиц с различной самооценкой личности. Проведенный теоретический анализ проблемы самооценки показал, что самооценка один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка связана с уровнем притязаний. Эта связь отражает общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха или на избежание неудач.

      Проанализированы  работы по проблеме самооценки и ее влияния на взаимоотношения с окружающими следующих авторов: У. Дженс, И.С. Кон, В.В. Столин, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, А.А. Налчаджян, Р. Бернс и др. По их мнению, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.

      Проведено эмпирическое исследование влияния  самооценки личности на взаимоотношения  с окружающими. Было выявлено, что с заниженной самооценкой личности большинство подростков со статусом пренебрегаемого, изгоя и отверженного. С адекватной самооценкой личности большинство подростков со статусом социометрической звезды и высокостатусных студентов.

      Подтверждена  гипотеза исследования: самооценка личности влияет на взаимоотношения с окружающими. Неадекватная самооценка личности более свойственна подросткам со статусом пренебрегаемого, изгоя или отверженного, а адекватная – высокостатусным детям и детям со статусом социометрической звезды.

      Самооценке  невозможно научить ребенка. Это  то, что должно воспитываться и развиваться в нем по мере роста. Конечно, родителям бы не хотелось слышать от ребенка, что он или она лучше кого-то или что-то в этом духе, но самоуважение и самооценка – очень важная часть в будущем успехе ребенка.

 

Список литературы 

      
  1. /Я-концепция и воспитание/ Бернс Р. Прогресс, 1996.- 341с.
  2. /Педагогика/  Бордовская Н.В., Реан А.А.Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. - 304 с.
  3. /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980гг. /  И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Издательство Московского университета, 1991.– 304 с.
  4. /Возрастная психология: Конспект лекций /О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
  5. /Возрастная психология / Кулагина И. Ю.Учебное пособие.- 5-е изд.- М.: УРАО, 1999.- 176с.
  6. /Диагностика и коррекция поведения трудных подростков /Н.Ю. Максимова. Журн.Вопросы психологии. - 1988'.- №3.- С.93.
  7. /Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ Мухина В.С. М.: Академия, 2000.- 456с.
  8. /Развитие личности ребенка /  Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
  9. /Возрастная психология. Педагогическое общество России/ Обухова Л. Ф.   Учебник.- М.: 2001.- 442с.
  10. /Самоотношение как эмоционально-оценочная система/  Пантилеев С. Р. Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 108с.
  11. /Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений/  Петровский А.В. , Ярошевский М.Г. – 2-е изд . , стереотип . – М .; издат. Центр «Академия»; Высшая школа , 2001.- 432с.
  12. /Психология самосознания. Хрестоматия/ Издательский Дом «БАХРАХ-М»  – Самара: 2007. – 672с.
  13. /Психология XXI ВЕКА: Учебник для вузов/ В. Н. Дружинина. – П 57 М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
  14. /Психология. Общие основы: курс лекций/ Е.И. Логов-М.:Гуманит. изд. ценр ВЛАДОС, 2000. - 448с.
  15. /Социальная педагогическая психология/ Реан А. А., Коломинский Я. Л. - СПб.: Питер, 1999.- 416с.
  16. /Настольная книга практического психолога/ Рогов Е.И.              Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  17. /Становление личности. Взгляд на психологию/ Роджерс К. Р.             М.: ЭКСМО- Пресс, 2001.- 416с.
  18. /Психология человека /   Рогов Е.И. - М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. -  320 с.
  19. /Самоотношение личности / Психология самосознания: Хрестоматия/    Сарджвеладзе Н.И. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. С. 174 – 207.
  20. / Введение в клиническую психологию/   Сидоров П.И., Парняков А.В.  - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
  21. /Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/ Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 256с.– 256с.
  22. / Психология – это просто/  Фолкэн Чак Т. , пер. с англ. Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с.
  23. /Теория личности/ Хъелл Л., Зиглер Д. - СПб.: Питер, 2000.- 608с.
  24. /Социальная психология/ Шибутани Т.   Пер с англ. В.Б.Ольшанского Ростов-на- Дону: изд-во «Феникс», 1999.- 544с.
  25. /Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии /  Эльконин Д.Б. П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 1995. – 364с.

 

Приложение 1

Q-сортировка (В. Стефенсона).

       Диагностическая  цель: изучение представлений испытуемого о себе на основание анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Методика может быть использована для определения «идеального Я» индивида, или его представлений о том, каким его видят другие.

       Инструкция: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений. Прочтите последовательно каждое из них и ответе «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.

  

  1. Я критичен к товарищам.
  2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  3. Я склонен следовать советам лидера.
  4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  5. Мне нравится дружественность в классе.
  6. Я склонен противоречить лидеру.
  7. Испытываю симпатию к одному-двум товарищам.
  8. Избегаю встреч и собраний  в классе.
  9. Мне нравится похвала лидера.
  10. Я независим в суждениях и манере поведения.
  11. Я готов встать на чью-либо сторону в споре.
  12. Я склонен руководить товарищами.
  13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
  14. При проявлении враждебности со стороны одноклассников, я внешне спокоен.
  15. Я склонен поддерживать настроение всего класса.
  16. Я не придаю значение личным качествам членов класса.
  17. Я склонен отвлекать класс от его целей.
  18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  19. Хотел бы сблизится с некоторыми членами класса.
  20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
  21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
  23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
  24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
  25. Недоволен слишком формальным отношением.
  26. Когда меня сбиваю, я теряюсь и молчу.
  27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в классе.
  28. Я привязан к классу в целом больше, чем к определенным товарищам.
  29. Я склонен затягивать и обострять спор.
  30. Стремлюсь быть в центре внимания.
  31. Я хотел бы быть членом более меньшего класса.
  32. Я склонен уступать.
  33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер, поступает вопреки моим ожиданиям.
  34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
  35. Могу быть коварным и вкрадчивым.
  36. Я склонен принять на себя «руководство» в классе.
  37. Я откровенен в классе.
  38. У меня возникает нервное беспокойство во время разногласий в классе.
  39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
  41. Я склонен сердится на товарищей.
  42. Я пытаюсь вести других против лидера.
  43. Легко нахожу знакомства за пределами класса.
  44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
  45. Легко соглашаюсь с предположениями других членов класса.
  46. Оказываю сопротивление образованию группировок в классе.
  47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
  48. У меня возникает неприязнь к тем, кто стремится выделится.
  49. Предпочитаю меньший по численности класс.
  50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
  51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
  52. Я инициативен в установлении контактов в общении.
  53. Избегаю критиковать товарищей.
  54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  55. Мне не нравится, что отношения в классе слишком формальны.
  56. Люблю затевать споры.
  57. Стремлюсь удержать свое высокое положение в классе.
  58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
  59. Я склонен к перепалкам, задиристый.
  60. Я склонен выражать недовольство лидером.
+ - + - + - + - + - + -
1     11     21     31     41     51    
2     12     22     32     42     52    
3     13     23     33     43     53    
4     14     24     34     44     54    
5     15     25     35     45     55    
6     16     26     36     46     556    
7     17     27     37     47     57    
8     18     28     38     48     58    
9     19     29     39     49     59    
10     20     30     40     50     60    
 

 

Приложение 2

Матрица взаимоотношений и статус личности подростков 8«А» класса

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
1   +         - +                                       +
2               + +       +       +             +       +
3 +                   +   -                              
4           +   -             -                 +        
5 +               +     +                         -      
6 +       -             +               +                
7                 +     + +                              
8 -   -                 -       +                        
9   +     +               +       +                      
10   +         +   +                 + +       +          
11   +             +       +               -   +          
12 -     +     +                     +             -      
13   +                 +     +         -     +            
14     +   +             -                   +   +        
15   +             +       +                             +
16             +                                       +  
17                   + -                               +  
18                                               +        
19                                                       +
20                               +                 +      
21                 - -                             -      
22                   -         +         +           +    
23                         +   -                          
24                   -             +                      
25                           -                            
26                           -                   +        
27                                 + -     +              
28                                         +              
Положительные выборы 3 6 1 1 2 1 3 2 6 1 2 3 6 1 1 2 4 2 1 2 2 2 2 5 1 1 2 4
Отрицательные выборы 2 0 1 0 1 0 1 1 1 3 1 2 1 2 2 0 0 1 1 0 1 0 0 0 3 0 0 0
Сумма выборов 5 6 2 1 3 1 4 3 7 4 3 5 7 3 3 2 4 3 2 2 3 2 2 5 4 1 2 4
Статус II I III III II III II II I IV III II I IV IV II I III III II III II II I IV III II I

Информация о работе Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими