Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изученному вопросу.
2. Выявить самооценку личности и социометрический статус подростков в школьном классе.
3. Определить характер влияния самооценки личности на взаимоотношения подростков в школьном классе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния самооценки личности на взаимоотношения с окружающими 5
1.1. Самооценка и ее место в самосознании личности 5
1.2. Особенности взаимоотношений подростков с окружающими 8
1.3. Особенности взаимоотношений подростков в группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростков на взаимоотношения с окружающими 18
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34
Рассмотрение эмоционально – оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает? что нравится или не нравится им в сверстниках? Основная функция эмоционально – оценочных отношений в подростковой группе – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. Они возникают в онтогенезе довольно рано, и формирование этого типа отношений либо обусловлено чисто внешними моментами восприятия (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения с этим ребенком – негативным или позитивным [3, с. 122].
Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора [7, с. 101].
Выявлено, что «предпочитаемые» и «отверженные» подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками [9]. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. «Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого» [19, с. 102].
Итак,
уровень развития коллективных отношений
определяет специфику процессов индивидуализации.
В классах, где взаимоотношения основаны
на доверии, взаимопомощи, ответственности,
проявления самобытности, независимо
от статуса членов группы, встречают поддержку
и способствуют интеграции личности в
группе. Обогащенной оказывается не только
личность, проявляющая творческую инициативу,
смелость в отказе от отрицательных традиций,
но и коллектив. В группах с низким уровнем
коллективных отношений проявления индивидуальности
пресекаются без учета их нравственного
содержания. Необычность одноклассника
воспринимается как нежелательный фактор
и несет в себе угрозу для персонализации
остальных. В классах с подобным типом
межличностных отношений индивидуализация
одного происходит за счет деиндивидуализации
других.
Глава
2. Эмпирическое исследование
влияния самооценки
личности на взаимоотношения
с окружающими
2.1. Описание выборки, методов и процедуры исследования
В исследовании принимали участие группа подростков, обучающихся в 8 «А» классе в средней общеобразовательной школе № 31 г. Набережные Челны. Всего учувствовали в исследовании 13 мальчиков и 15 девочек. Восьмиклассники относятся к подростковому возрасту.
Особенности взаимоотношений с окружающими подростков исследовались с применением метода Социометрия (Д. Морено). Они применяется для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе [12].
Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными: «С кем бы вы хотели сидеть на лекциях?», «А с кем нет?».
Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании академической группы номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.
Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:
Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,
Ri- - отрицательные.
Индекс групповой «сплоченности», согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.
Представим
формулы индекса
1. Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, ∑ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
Возможен расчет Ci+ – положительного и Ci– – отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс социометрического статуса каждого члена группы
Испытуемые | Расчеты индекса
социометрического статуса |
1 | С1=(3+2)/27=5/27=0,17 |
2 | С2=(6+0)/27=6/27=0,22 |
3 | С3=(1+1)/27=2/27=0,07 |
4 | С4=(1+0)/27=1/27=0,04 |
5 | С5=(2+1)/27=3/27=0,11 |
6 | С6=(1+0)/27=1/27=0,04 |
7 | С7=(3+1)/27=4/27=0,15 |
8 | С8=(2+1)/27=3/27=0,11 |
9 | С9=(6+1)/27=7/27=0,26 |
10 | С10=(3+1)/27=4/27=0,15 |
11 | С11=(2+1)/27=3/27=0,11 |
12 | С12=(3+2)/27=5/27=0,17 |
13 | С13=(6+1)/27=7/27=0,26 |
14 | С14=(2+1)/27=3/27=0,11 |
15 | С15=(2+1)/27=3/27=0,11 |
16 | С16=(2+0)/27=2/27=0,07 |
17 | С17=(4+0)/27=4/27=0,15 |
18 | С18=(2+1)/27=3/27=0,11 |
19 | С19= (1+1)/27=2/27=0,07 |
20 | С20=(2+0)/27=2/27=0,07 |
21 | С21=(2+1)/27=3/27=0,11 |
22 | С22=(2+0)/27=2/27=0,07 |
23 | С23=(2+0)/27=2/27=0,07 |
24 | С24=(5+0)/27=5/27=0,17 |
25 | С25=(3+1)/27=4/27=0,15 |
26 | С26=(1+0)/27=1/27=0,04 |
27 | С27=(2+0)/27=2/27=0,07 |
28 | С28=(4+0)/27=4/27=0,15 |
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где
Ej – эмоциональная экспансивность
j-члена, R – сделанные j-членом
выборы (+, –).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы (потребность в общении)
Испытуемые | Расчеты индекса социометрического статуса члена группы |
1 | С1=(3+1)/27=4/27=0,15 |
2 | С2=(6+0)/27=6/27=0,22 |
3 | С3=(2+1)/27=3/27=0,11 |
4 | С4=(2+2)/27=4/27=0,15 |
5 | С5=(3+1)/27=4/27=0,15 |
6 | С6=(3+1)/27=4/27=0,15 |
7 | С7=(3+0)/27=3/27=0,11 |
8 | С8=(1+3)/27=4/27=0,15 |
9 | С9=(4+0)/27=4/27=0,15 |
10 | С10=(6+0)/27=6/27=0,22 |
11 | С11=(4+1)/27=5/27=0,19 |
12 | С12=(3+2)/27=5/27=0,19 |
13 | С13=(4+1)/27=5/27=0,19 |
14 | С14=(4+1)/27=5/27=0,19 |
15 | С15=(4+0)/27=4/27=0,15 |
16 | С16=(2+0)/27=2/27=0,07 |
17 | С17=(2+1)/27=3/27=0,11 |
18 | С18=(1+0)/27=1/27=0,04 |
19 | С19= (1+0)/27=1/27=0,04 |
20 | С20=(2+0)/27=2/27=0,07 |
21 | С21=(0+3)/27=3/27=0,11 |
22 | С22=(3+1)/27=4/27=0,15 |
23 | С23=(1+1)/27=2/27=0,07 |
24 | С24=(1+1)/27=2/27=0,07 |
25 | С25=(0+1)/27=1/27=0,04 |
26 | С26=(1+1)/27=2/27=0,07 |
27 | С27=(2+1)/27=3/27=0,11 |
28 | С28=(1+0)/27=1/27=0,04 |
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag – экспансивность группы, N – число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Ag=0,15+0,22+0,11+0,15+
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы.
Gg=3+6+1+1+2+1+3+2+6+1+2+3+6+
Для исследования самооценки личности применялась методика «Q-сортировка» [1]. Методика разработана английским психологом У. Стефенсоном (1953). Этот метод эмпирически определяет то, каким человек представляет себя. Экспериментатор дает испытуемому набор карточек, каждая из которых содержит утверждения, касающиеся какой-то личностной характеристики. Задача испытуемого рассортировать карточки по категориям (обычно их 7–11), ранжируя их от наиболее характерных (больше всего подходит к нему) до наименее характерных (меньше всего подходит к нему).
Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость; независимость; общительность; необщительность; принятие «борьбы»; «избегание борьбы».
В нашем исследовании испытуемым данная методика была предложена три раза: для исследования Я-реального; Я-идеального и Я-зеркального. Расхождения между Я-реальным и Я-идеальным показывают уровень самооценки личности. Если испытуемый получил до 0,3 баллов, то у него заниженная самооценка личности, при 0,4-0,7 – адекватная, а от 0,7 – завышенная.
Исследование
проводилось в три этапа. На первом
этапе подбирались методы и методики
исследования, формировалась выборка,
проводилась диагностика
Информация о работе Влияние самооценки личности на взаимоотношения с окружающими