Влияние семьи на агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка (половое созревание), разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии детей и приводит к непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями. Агрессивное поведение занимает одно из доминирующих мест среди нарушений поведения подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ
СОСТАВА СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Сущностная характеристика понятий «агрессия»
«агрессивность». Основные подходы к проблеме агрессивности
в отечественной и зарубежной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Психологические трудности подросткового возраста . . . . . . . . . 16
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков . . . . . . . . . . . 21
1.4 Влияние состава семьи на формирование и проявление
агрессивности и агрессивного поведения в подростковом
возрасте . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.1 Методика исследования состава семьи на формирование
и проявление агрессивности и агрессивного поведения
в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . .  .  . . . . . . . .     3       

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ

                СОСТАВА СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ   

                АГРЕССИВНОСТИ     И     АГРЕССИВНОГО    ПОВЕДЕНИЯ

                В   ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .    6

    1. Сущностная характеристика понятий «агрессия»,

               «агрессивность».  Основные подходы к проблеме агрессивности

               в отечественной и зарубежной психологии .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     6

1.2 Психологические трудности подросткового возраста . . . . . . . . .    16

               1.3 Особенности агрессивного поведения подростков . . . . . . . . . . .    21                         

               1.4 Влияние состава семьи на формирование и проявление       

               агрессивности и    агрессивного  поведения  в   подростковом

               возрасте . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . .     24

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ  ВЛИЯНИЯ   СОСТАВА   СЕМЬИ  НА    

               ФОРМИРОВАНИЕ  И   ПРОЯВЛЕНИЕ  АГРЕССИВНОСТИ И

               АГРЕССИВНОГО   ПОВЕДЕНИЯ В     ПОДРОСТКОВОМ

               ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     27

                2.1 Методика исследования состава семьи на формирование

                и      проявление агрессивности   и  агрессивного поведения

                в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   27

      2.2 Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     36

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .       38

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

          С наступлением подросткового возраста создается ситуация, когда представление о том, что есть “Я”, перестает быть самоочевидным. Подросток как бы заново познает себя, определяет свои возможности.

Дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка (половое созревание), разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии детей и приводит к   непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями. Агрессивное поведение занимает одно из доминирующих мест среди нарушений поведения подростков.

 Подростковый  возраст считается трудным для воспитания, т.к. у подростков нередко наблюдаются проявления отдельных элементов агрессии: грубости, упрямства, непослушания, раздражительности, эгоизма и бессердечия. Для того чтобы корректировать агрессивное поведение, чтобы организовывать взаимодействие с агрессивными подростками необходимо изучить факторы, влияющие на ее формирование. Изучив литературу по данной проблеме, можно выделить  следующие факторы, влияющие на формирование и проявление агрессивного поведения подростков:  физиологические и психологические  изменения в организме, связанные с наступлением подросткового возраста; взаимоотношения между родителями и наблюдение агрессии в семье; различные стереотипы поведения, предлагаемые  СМИ;  негативное влияние группы сверстников  и т.д. На наш взгляд семья является одним из ведущих факторов, влияющих на формирование агрессивности.

Семья является древнейшим воспитательным институтом.   В семье ребёнок учится говорить, впервые познаёт внешнюю природу, обычаи и традиции своего народа. Семья внимательно следит за здоровьем детей, за их занятиями, помогает в трудных случаях ребёнку, создаёт условия для его любимых занятий. Впервые ребенок сталкивается с моделями человеческого поведения в семье. На примере отношения к себе и взаимоотношений между членами семьи он учится общаться и взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений. Безусловно, вне семьи невозможно полноценно воспитать человека, но не всегда условия воспитания в семье способствуют благоприятному развитию ребенка. Изменения в обществе, изменение мировоззрения людей привели к изменению в структуре семьи. Очень много, к сожалению, появилось неблагополучных семей, неполных семей, в которых воспитание детей имеет свои особенности и трудности. Это накладывает определенный отпечаток на их личностные особенности и поведение.

Изучением проблемы агрессивности  подростков занимались зарубежные и отечественные психологи. Среди них можно выделить таких ученых, как А. Басс, А. Бандура,  Уолтерс, Бэрон, Ричардсон, Л. Берковиц, Л.М. Семенюк, В.В. Знаков и др. Исследованием семьи занимались А.И. Захаров, В.С. Мухина, Э.Г. Эйдемилер, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, Й. Лангмейер, З.Матейчек и др. Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема влияния состава семьи на формирование и проявление агрессивности на наш взгляд изучена недостаточно.

  Поэтому мы считаем, что   изучение  влияния состава семьи на  формирование и проявление агрессивности у подростков является актуальной.

Объект  – формирование агрессивности в  подростковом возрасте.

Предмет – влияние состава  семьи на формирование агрессивности у подростков.

Цель  – изучить влияние состава семьи на формирование агрессивности в подростковом     возрасте.

Гипотеза:  состав семьи оказывает влияние  на формирование агрессивности в  подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Определить сущность понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» и рассмотреть основные подходы к  проблеме агрессивности в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Выявить  психологические трудности подросткового возраста и  особенности   агрессивного поведения в подростковом возрасте.
  3. Изучить влияние состава семьи на формирование и  проявления агрессивности и агрессивного поведения в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ГЛАВА 1. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Сущностная характеристика понятий «агрессия» и «агрессивность». Основные подходы к проблеме агрессивности в зарубежной и отечественной психологии

          Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях - проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей.   Как взаимодействовать с агрессивными подростками? На этот вопрос невозможно  ответить без достаточно полного определения понятий «агрессия» и «агрессивность». В настоящее время различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Проанализировав литературу, посвященную данной проблеме, можно выделить следующие определения понятий «агрессия» и «агрессивность».

Во-первых, под  агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [2]. Другие авторы под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [2, с.7] . Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [2, с.7].

Несмотря  на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию следующего определения: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [5].

 В то  же время многие авторы разводят  понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессивность- свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.  Агрессия- проявление агрессивности в деструктивных действиях, направленных на нанесение вреда другому человеку [ 16 ].

 Проблема  агрессии широко изучалась в  зарубежной психологии. Рассмотрим  основные направления в изучении  агрессии. По мнению А.А. Реана, выделяются 5 основных теоретических направлений, обьясняющих феноменологию агрессии [12]: 

          • Направления, в основе которых лежит инстинктивная природа агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц)(биологический подход).

  • Теория фрустрации (Дж. Доллард, Н. Миллер).
  • Теория социального научения (А. Бандура).
  • Теория переноса возбуждения (Д. Зилман).
  • Когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковиц).

Наиболее  известной теорией биологического происхождения агрессии является теория К. Лоренца, который много занимался исследованиями поведения животных. По К. Лоренцу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. К. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции, и считал агрессию важным ее компонентом: благодаря агрессии происходит расширение географического пространства обитания вида, агрессия помогает улучшить генетический фонд за счет выживания наиболее сильных и энергичных, наконец, сильные животные лучше защищают и, следовательно, обеспечивают лучшее выживание своего потомства.

 Другой представитель  данного направления - 3. Фрейд считал, что всё человеческое поведение проистекает из сложного взаимодействия двух инстинктов — «эроса», инстинкта жизни, чья энергия направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни, и «танатоса» — влечения к смерти, направленного на разрушение и прекращение жизни. Острый конфликт, существующий между двумя этими влечениями — влечением к жизни и ее разрушением, приводит к возникновению в человеческой психике механизмов, которые помогают направлять энергию «танатоса» вовне, сохраняя Эго. Внешнее проявление эмоций, сопровождающее агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии таким образом, уменьшить вероятность более опасных действий. Основным механизмом, приводящим к разрядке агрессивной энергии, является катарсис.

Теория фрустрации объясняет  агрессию не как автоматически возникающее в недрах организма влечение, а как следствие фрустраций, то есть внешних препятствий, встающих на пути целенаправленных действий субъекта или же мешающих достижению желаемого состояния. Согласно этой теории, в первоначальном варианте агрессия — это всегда следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию.  Основные факторы, побуждающие к агрессии:  интенсивность агрессивного возбуждения, вызванного блокированием цели; сила препятствия на пути достижения цели; количество последовательных фрустраций. В исследованиях Л. Берковица, А. Бандуры и др. было показано, что фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно при переживании фрустрации.

В рамках теории социального научения агрессия рассматривается как некоторое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Одним из ведущих авторов этого направления является А. Бандура. Он  считал, что исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобного действия, факторов, провоцирующих подобное поведение, условий, при которых агрессивное поведение закрепляется.

Склонность  к агрессивному поведению, согласно этой теории, приобретается через  непосредственный опыт и наблюдение. Биологические факторы, по мнению А. Бандуры, играют свою роль в осуществлении агрессивных реакций, но эта роль очень ограниченна. Более важным является непосредственный опыт, связанный с положительным подкреплением агрессивного поведения. Таким подкреплением может служить получение различных желаемых вещей — игрушек, сладостей, денег и т.д.; более приемлемое отношение со стороны сверстников в группе; более высокий социальный статус, например, лидерская позиция в подростковой группе. Часто в коллективах трудных подростков старшими или ответственными назначаются агрессивные дети, способные посредством силы и угрозы подчинять себе других, и т.д.  Научение посредством наблюдения может оказывать на развитие агрессивного поведения даже большее воздействие, чем непосредственный опыт. Исследования  А. Бандуры показали, что дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции,  к которым ранее не  были предрасположены, в процессе наблюдения за поведением других людей особенно если оно получает одобрение окружающих. Агрессивное поведение часто вознаграждается со стороны: дети, склонные нападать на других, получают игрушки, привилегии, занимают лидерскую позицию в группе, легко находят себе друзей, так как могут защитить их, и т.д.

Информация о работе Влияние семьи на агрессивность подростков