Влияние семьи на агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка (половое созревание), разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии детей и приводит к непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями. Агрессивное поведение занимает одно из доминирующих мест среди нарушений поведения подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ
СОСТАВА СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Сущностная характеристика понятий «агрессия»
«агрессивность». Основные подходы к проблеме агрессивности
в отечественной и зарубежной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Психологические трудности подросткового возраста . . . . . . . . . 16
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков . . . . . . . . . . . 21
1.4 Влияние состава семьи на формирование и проявление
агрессивности и агрессивного поведения в подростковом
возрасте . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.1 Методика исследования состава семьи на формирование
и проявление агрессивности и агрессивного поведения
в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 Таким образом,  агрессивность ребенка может  быть результатом внутренних  проблем, обусловленных недостаточной заботой, вниманием, любовью. Агрессивность в семье формируется под влиянием  ряда факторов, важнейшими из которых являются наблюдение агрессивного поведения родителей, подкрепление родителями агрессивного поведения ребенка. А так же сильными фрустраторами для детей выступают неблагоприятные семейные условия, развод родителей,  воспитание в неполной семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ГЛАВА 2.

 

 ИЗУЧЕНИЕ  ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Методика  исследования  состава семьи на формирование и проявления агрессивности и агрессивного поведения в подростковом возрасте

 

Для подтверждения  выдвинутой нами гипотезы было проведено исследование на базе ОСШ №16 г. Барановичи.

На первом этапе  исследования были опрошены учащиеся девятых и восьмых классов  в количестве 59 человек с использованием опросника Басса-Дарки. Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г одноименный опросник — одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. А. Басс разграничивает понятия «враждебность» и «агрессия». Он определяет враждебность как скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Стимульный материал включает инструкцию, 75 вопросов-суждений и бланк ответов (приложение А). 

При проведении исследования испытуемым давалась следующая  инструкция: «Вам предлагаются утверждения. Если Вы согласны с утверждением, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в бланке ответов. Ответы необходимо дать на все вопросы.  Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не следует долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов кажется Вам ближе.

  Обработка и интерпретация результатов проводится по ключу (приложение А).   По числу совпадений ответов с ключом, оцениваемых как 1 балл, определяются уровни выраженности присущих  испытуемым форм агрессивности и враждебных реакций. Ключ включает следующие шкалы: 

  1. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия — в этой шкале под термином понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, — злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, — взрыв ярости проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью.
  3. Склонность к раздражению — готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
  4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как 
    через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
  8. Чувство вины — эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он — плохой, поступает зло, и свидетельствует о наличии у него угрызений совести.

Суммирование  показателей шкал 1, 2, 7 дает общую шкалу агрессивности, показателей шкал 1,3, 7 — общую шкалу мотивационной агрессии, показателей шкал 5 и 6 — общую шкалу враждебности. Средним уровнем выраженности агрессивности выступает интервал, равный 21 ±2 балла, мотивационной агрессии — 21 ± 2 балла, враждебности — 8 ± 2 балла. 

Результаты  полученные по данной методике представлены в таблице (приложение Б).

Так же нами была выписана информация о составе семьи  испытуемых из классного журнала (приложение В).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2.2 Анализ результатов исследования

 

          Анализ результатов ведется по всей выборке. Результаты проведенного исследования агрессивности распределились следующим образом:

1 По шкале общей агрессивности высокий уровень показали 12 человек, что составляет 20.3 % от общего количества испытуемых, средний уровень показали 23 человека – 39%, низкий уровень показали 24 человека – 40.7%;

2 По шкале враждебности высокий уровень показали 19 человек, что составляет 32.2 % от общего количества испытуемых, средний уровень показали 34 человека – 57.6%, низкий уровень показали 6 человек – 10.2%;

3 По шкале мотивационной агрессии показали 13 человек, что составляет 22 % от общего количества испытуемых, средний уровень показали 26 человек – 44.1 %, низкий уровень показали 20 человек – 33.9 %;

 Согласно  информации о составе семьи  37 человек воспитывается в полных  семьях и 22 человека – в  неполных семьях, что составляет  соответственно 62.7 % и 37.3 % от общего количества испытуемых.

Соотношение уровней  общей агрессивности, враждебности, мотивационной агрессии и состава  семьи представлено в таблицах 2.1 – 2.3.

Таблица 2.1 - Соотношение уровня общей агрессивности и состава семьи

 

 

Высокий уровень общей агрессивности

Средний уровень  общей  агрессивности

Низкий уровень  общей агрессивности

Всего испытуемых

12 человек  / 20.3 % 

23 человека / 39 %

24 человека / 40.7%

Из них  воспитывается в неполных семьях

7 человек  / 11.9%

8 человек  / 13.6%

7 человек  /11.9%

Из них  воспитывается в полных семьях

5 человек  / 8.5%

15 человек  / 25.4%

14 человек  / 23.7 %


 

Из таблицы 2.1 видно, что результаты испытуемых, которые воспитываются в неполных семьях, распределились по уровням  проявления общей агрессивности почти в равном количестве: наиболее выражен среди испытуемых данной группы средний уровень общей агрессивности (8 человек), а высокий и низкий уровни показало одинаковое количество испытуемых (7 и 7 человек соответственно).  Результаты испытуемых, которые воспитываются в полных семьях, распределились по уровням проявления общей агрессивности таким образом, что большинство учащихся показали средний и низкий уровни общей агрессивности (15 и 14 человек), а высокий уровень показали 5 человек. Так же данная таблица показывает, что высокий уровень общей агрессивности имеют преимущественно испытуемые, которые воспитываются в неполных семьях, а средний и низкий - испытуемые, которые воспитываются в полных семьях.

Таблица 2.2 -  Соотношение уровня враждебности и состава семьи

 

 

Высокий уровень  враждебности

Средний уровень  враждебности

Низкий уровень   враждебности

Всего испытуемых

19 человек  / 32.2%

34 человек  / 57.6%

6 человек  / 10.2%

Из них  воспитывается в неполных семьях

8 человек / 13.6%

14 человек / 23.7%

0 человек  /  0%

Из них  воспитывается в полных семьях

11 человек / 18.6%

20 человек  / 33.9%

6  человек  /  10.2%


 

Из таблицы 2.2 видно, что  результаты испытуемых, которые воспитываются в неполных семьях, распределились по   проявлению враждебности на высокий и средний уровни: большинство испытуемых показали средний уровень (14 человек), а остальные  (8 человек) показали высокий, низкий же уровень в этой группе не представлен.  Результаты испытуемых, которые воспитываются в полных семьях, распределились по уровням  проявления  враждебности таким образом, что большинство учащихся показали средний уровень (20 человек), высокий уровень показали 11 человек,  низкий уровень показало меньше всего испытуемых (6 человек). Таблица позволяет сделать вывод, что высокий уровень враждебности более выражен у   испытуемых, которые воспитываются в полных семьях.

 Таблица 2.3 - Соотношение уровня  мотивационной агрессии и состава семьи

 

 

Высокий уровень  мотивационной агрессии

Средний уровень мотивационной агрессии

Низкий  уровень мотивационной агрессии

Всего испытуемых

13 человек / 22 %

26 человек / 44.1 %

20 человек / 33.9 %

Из них  воспитывается в неполных семьях

8 человек / 13.6 %

8 человек / 13.6 %

6 человек / 10.2%

Из них  воспитывается в полных семьях

5 человек / 8.5 %

16 человек / 27.1 %

14 человек /  23.7 %


Данные таблицы 2.3 показывают, что результаты испытуемых, которые воспитываются в неполных семьях, распределились по уровням  проявления  мотивационной агрессии почти в равном количестве: наиболее выражены среди испытуемых данной группы высокий и средний уровни (8 и 8 человек соответственно), низкий уровень показали 6 человек. Результаты испытуемых, которые воспитываются в полных семьях,  показывают, что большинство  испытуемых имеют средний и низкий уровни мотивационной агрессии  (16 и 14 человек соответственно),  высокий уровень показало меньше всего испытуемых (5 человек). Таблица показывает, что высокий уровень мотивационной агрессии более выражен у испытуемых, которые воспитываются в неполных семьях.

Количественный  качественный анализ результатов проведенного нами исследования показал, что испытуемые, которые воспитываются в неполных семьях, имеют  высокий уровень общей агрессивности и мотивационной агрессии; а испытуемые, которые воспитываются в полных семьях,  имеют высокие показатели по уровню враждебности. Отсюда можно сделать вывод, что состав семьи оказывает  влияние на формирование и проявление агрессивности в подростковом возрасте.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В завершение настоящей работы, следует, прежде всего, подчеркнуть актуальность изучения проблемы агрессивности подростков, важность ее научного и практического аспектов. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде является одной из острейших социальных проблем современного общества.

Проблема  агрессивности изучалась  зарубежными  и отечественными психологами. В настоящее время существует множество подходов к изучению агрессии и агрессивного поведения. Под агрессией понимается вредоносное поведение. Большинство психологов на современном этапе придерживаются следующего определения: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Одним из самых  сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости  особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Среди факторов, влияющих на формирование и проявление агрессивности  подростков,  одно из первых мест занимает семья. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье закладываются основы поведения, формы и способы взаимоотношения с другими людьми. Неблагоприятная обстановка в семье, нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные конфликты являются факторами риска формирования агрессивного поведения у детей и подростков.

Информация о работе Влияние семьи на агрессивность подростков