Влияние семьи на агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка (половое созревание), разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии детей и приводит к непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями. Агрессивное поведение занимает одно из доминирующих мест среди нарушений поведения подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ
СОСТАВА СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Сущностная характеристика понятий «агрессия»
«агрессивность». Основные подходы к проблеме агрессивности
в отечественной и зарубежной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Психологические трудности подросткового возраста . . . . . . . . . 16
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков . . . . . . . . . . . 21
1.4 Влияние состава семьи на формирование и проявление
агрессивности и агрессивного поведения в подростковом
возрасте . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.1 Методика исследования состава семьи на формирование
и проявление агрессивности и агрессивного поведения
в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Острой проблемой на современном этапе является увеличение числа неполных семей. Воспитание в таких семьях имеет свои особенности и определенные трудности. Подростки из неполных семей часто склонны проявлять беспокойное, непослушное и агрессивное поведение в отношениях с окружающими.

Целью курсовой работы было изучение влияния состава семьи на формирование агрессивности в подростковом     возрасте. 

Нами было проведено  исследование влияние состава семьи  на формирование и проявление агрессивного поведение подростков.

Результаты  исследования показали, что подростки из неполных семей имеют высокий уровень общей агрессивности и мотивационной агрессии  и средний уровень враждебности. Подростки из полных семей склонны проявлять высокий уровень враждебности. Опираясь на данные проведенного исследования,  мы можем сделать вывод о том, что существует влияние состава семьи на формирование и проявление агрессивности в подростковом возрасте.  Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается. 

 Анализ полученных  результатов подтверждает ведущую  роль семьи в формировании  подростковой агрессивности. 

Важно отметить, что конструктивная агрессия играет огромную роль в становлении  «Я» подростка, в особенности  в выработке им самостоятельной  жизненной позиции. Через агрессию осуществляется отвержение норм, образцов поведения взрослых, что дает подростку время на осмысление своих собственных. Но если взрослые абсолютно не допускают никаких агрессивных проявлений (наказания), сами агрессивно реагируют на них (грубость, авторитарность, жестокость), либо абсолютно равнодушны к эмоциональным  проявлениям подростка, то конструктивная агрессивность может перейти в деструктивную, которая может быть направлена как на неодушевленные предметы, так и на родителей, педагогов, сверстников.

В последе время фактором риска асоциального поведения стала рассматриваться и гиперопека. Когда родители уступают всем требованиям подростка,  у него появляется чувство вседозволенности, стремление к немедленному удовлетворению своих желаний. Именно поэтому сегодня в асоциальных компаниях принимают участие и дети из благополучных по всем параметрам семей. Изучением данного фактора формирования подростковой агрессивности является целью наших дальнейших исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – Издательство Михайлова В.А., 1998. – 289 с.

2 Агрессия у детей  и подростков: учебное пособие  / Н.М. Платонова [ и др. ]; под  общ. ред. Н.М.   Платоновой. - Спб.: Речь, 2006. - 336 с.

3 Алексеева, И.А. Жесткое обращение с ребенком / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: Генезис, 2005. - 256 с.      

4 Андреева, Т.В. Семейная  психология: учебное пособие / Т.В.  Андреева – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

5 Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.   

6 Глуханюк, Н.С. Практикум  по общей психологии: учебное  пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 3-е изд. –  М.: Издательство Московского психолого  – социального института, 2006. –  224 с. 

7 Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. –  СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

8 Лоренс, К. Агрессия / К. Лоренс. – М.: Прогресс, 1994. – 234 с.

9 Матейчик, 3. Психическая  депривация в детском возрасте / 3. Матейчик,   Й. Лангмейер. – Прага.: Авицениум, 1984. – 186 с.

10 Налчаджян, А. Агрессивность  человека / А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.

11 Обухова, Л.Ф. Детская  психология. Учебник / Л.Ф. Обухова.  – М.: Тривола, 1996. – 374 с.

12 Реан, А.А. Агрессия  и агрессивность / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 3-18

13 Реан, А.А. Психология  человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

14 Семенюк, Л.М. Психологические  особенности агрессивного поведения  подростков и условия его коррекции: учебное пособие /Л.М. Семенюк. – 3-е изд. – М.: Московский психолого – социальный институт, 2005. –  96 с.

15 Сорокоумова, Е.А.  Возрастная психология. Краткий  курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

16 Столяренко, Л.Д. Психология. Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2005. – 592 с.

17 Титаренко, В.Я. Семья  и формирование личности / В.Я.  Титаренко. – М.: Мысль, 1990. –  354 с.

18 Эйдемиллер, Э.Г. Психология  и психотерапия семьи / Э.Г.  Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.:  Питер, 1999. – 342 с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Влияние семьи на агрессивность подростков