Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:47, курсовая работа
Дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка (половое созревание), разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии детей и приводит к непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями. Агрессивное поведение занимает одно из доминирующих мест среди нарушений поведения подростков.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ
СОСТАВА СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Сущностная характеристика понятий «агрессия»
«агрессивность». Основные подходы к проблеме агрессивности
в отечественной и зарубежной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Психологические трудности подросткового возраста . . . . . . . . . 16
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков . . . . . . . . . . . 21
1.4 Влияние состава семьи на формирование и проявление
агрессивности и агрессивного поведения в подростковом
возрасте . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.1 Методика исследования состава семьи на формирование
и проявление агрессивности и агрессивного поведения
в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
В теории переноса возбуждения, автором которой является Д. Зилман, агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять. Одним из наиболее важных аспектов теории Д. Зилмана является положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. В какой-то мере теория переноса возбуждения позволяет понять неожиданные и выраженные агрессивные проявления подростков в группе. Такие реакции могут быть результатом заражения друг от друга, а также аккумуляцией агрессии, спровоцированной различными.
В своей теории когнитивных моделей агрессивного поведения Л. Берковиц рассматривает прежде всего эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-либо действий оказывает определенное влияние на его чувства и поведение. Так, агрессивность увеличивается, если человек оценивает препятствие как результат произвольных и преднамеренных действий других людей. Рассматривая взаимосвязь между провоцирующими стимулами и агрессией, Л. Берковиц считал, что при столкновении с неприятными стимулами (жара, теснота и т.п.) человек имеет возможность выбрать соответствующую реакцию: он может нападать на подходящую жертву или избегать самих стимулов. Он подчеркивал, что процесс формирования агрессии может подвергаться значительному изменению под влиянием осознания и понимания того, что с человеком происходит, отношения к происходящему и под воздействием социальных норм.
Кроме вышеуказанных направлений выделяют также поведенческий подход. Сторонники поведенческого подхода (бихевиористы) опираются на данные контролируемых лабораторных экспериментов.
Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является А. Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки-акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую. А. Басс указывал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек: 1. Частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражён. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут реагировать более агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов. 2. Частое достижение успеха путём агрессии, которое приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (например, устранение препятствия или достижение вознаграждения). 3. Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности. Однако этот фактор частично перекрывается вторым фактором.
А. Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии и предложил свою классификацию агрессии в виде трех дихотомий:
- физическая - вербальная;
- активная - пассивная;
- направленная - ненаправленная.
В отечественной психологии многоплановое психологическое исследование проблемы агрессии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекли внимание многих авторов - Г. М. Андрееву, В. В. Знакова, И. А. Фурманова, Л. М. Семенюк и других. Изучение проблемы агрессии проводится с точки зрения деятельностного подхода. По мнению отечественных психологов, развитие и становление качеств личности есть результат взаимодействия субъекта и внешней среды. В формировании личности участвуют как внешние, так и внутренние факторы.
Знаков В.В. выделяет следующие основные внутренние факторы: - тип нервной системы и природные особенности темперамента; - необходимость защитить или удовлетворить свои потребности; - потребность в самоутверждении.
Особое внимание
отечественные психологи
В подростковом периоде необыкновенно возрастает значение групп сверстников. В. Л. Васильев отмечает, что в группе подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают морально (а иногда и материально), убеждают, что он “все может”. Подросток чувствует себя защищенным, поэтому, не принимая зачастую стиля отношений в группе, он вынужден остаться в ней. Иначе он - изгой. А для подростка самое важное - это общение, чувство “мы”. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками является одной из основных причин перехода подростка в другую среду общения: во двор, на улицу, в асоциальные компании.
Л. М. Семенюк [14] отмечает, что на формирование агрессивного поведения значительную роль оказывают стереотипы, которые предлагаются различными средствами массовой информации. Кроме того, на возникновение агрессии оказывают влияние следующие факторы:
- оценка другими людьми - в зависимости от личностных качеств наблюдателя и его взаимоотношений с субъектом агрессии возможно усиление, либо снижение степени агрессивности;
- намеренность агрессии - предположение субъекта агрессии относительно данной ситуации, например, предположение о враждебных намерениях другого лица;
- восприятие агрессии - ситуативная реакция на непосредственное наблюдение акта агрессии, в результате чего степень агрессивности в данный момент может либо снизиться, либо возрасти;
- желание возмездия
- ответная реакция на
Как считает Е. Семенюк [14], не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние: знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. В эмоциональном компоненте агрессивного состояния выделяют, прежде всего, гнев. Человек часто на всех этапах агрессивного состояния переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Следовательно, не всегда гнев провоцирует агрессию. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок эмоциональному состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Серьёзное значение имеет волевой компонент, т.к. агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует проявление таких волевых качеств, как: целеустремлённость, настойчивость, решительность, инициативность и смелость.
Итак, изучая агрессивное поведение, отечественные психологи учитывают и внутренние, и внешние причины ее происхождения, роль биологических и социальных факторов. Психологи считают, что агрессивность связана со всей структурой личности и не может рассматриваться лишь как ситуативная реакция на внешние воздействия.
Важно отметить, что
большинство исследователей агр
Так же можно выделить следующие виды агрессии:
Физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия- агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки) и агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющийся в топанье ногами, крике, битье кулаками по столу и т. д.).
Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства.
Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань)[ 6 ].
Проанализировав различные источники по проблеме агрессии, мы выделили следующие цели агрессивного поведения, способы выражения агрессии, формы и мотивы агрессивного поведения.
Агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия); как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [ 2 ].
Агрессия, как и любая поведенческая реакция, имеет свои способы и формы выражения. Агрессия принимает самые разнообразные формы. Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников); только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов); на животных (птиц, кошек, насекомых); на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте); на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т. д.); на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).
2. Социализированные
формы агрессивного проведения
Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия) [ 2 ].
Таким образом, проблема агрессии и агрессивного поведения изучалась зарубежными и отечественными психологами. Агрессивное поведение имеет свои цели, различные формы и способы выражения. Так же психологами выделены различные виды агрессии: физическая, вербальная, прямая и косвенная, враждебная и инструментальная агрессия и т.д.
1.2 Психологические трудности подросткового возраста
Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить.
С. Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска в бунтующем отрочестве», что связано с гормональной перестройкой организма подростка и изменением его социального статуса [ 15 ].
В. Штерн выделял подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие — «серьезная игра» [ 15 ].
Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни и подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.
Подростковый возраст является критическим, переломным, прежде всего в анатомо-физиологическом смысле. Это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма. Психологи характеризуют данный период такими понятиями как «скачок роста» и « гормональная буря» [ 15 ] .
Информация о работе Влияние семьи на агрессивность подростков