Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:47, курсовая работа
Дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка (половое созревание), разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии детей и приводит к непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями. Агрессивное поведение занимает одно из доминирующих мест среди нарушений поведения подростков.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ
СОСТАВА СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Сущностная характеристика понятий «агрессия»
«агрессивность». Основные подходы к проблеме агрессивности
в отечественной и зарубежной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Психологические трудности подросткового возраста . . . . . . . . . 16
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков . . . . . . . . . . . 21
1.4 Влияние состава семьи на формирование и проявление
агрессивности и агрессивного поведения в подростковом
возрасте . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.1 Методика исследования состава семьи на формирование
и проявление агрессивности и агрессивного поведения
в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Скачок роста – процесс индивидуальный. В период самого интенсивного роста подростки прибавляют от 8.5 до 12 см. В этот период идет развитие мускульного скелета по «мужскому» и «женскому» типу, начинают просматриваться черты мужественности и женственности. В подростковом возрасте чаще всего удваивается вес за счет роста костей, внутренних органов, увеличения массы мышц и жировой ткани. Изменения роста и веса сопровождаются изменением пропорций тела. Изменяется облик подростка по сравнению с ребенком.
Гормональная буря – перестройка деятельности эндокринных желез. Гормональная перестройка ведет к изменению в работе нервной системы, повышая ее возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, ранимость, которые тесно связаны с этой перестройкой.
Темпы физического и полового созревания оказывают влияние формирование личности подростка.
Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой — от детства к взрослости. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем.
Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.
Центральным психологическим образованием этого возраста, по мнению А.Е. Личко, является «чувство взрослости» - потребность быть и считаться взрослым. Оно ведет к формированию потребностей в самоутверждении и независимости, которые проявляются в стремлении добиться признания своей личности близкими и занять достойное место в семье, школе и в кругу сверстников. Необходимость удовлетворения этих потребностей выражается в изменении сферы общения, отдаления от семьи, поиска референтной группы.
Стремление к независимости обуславливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах, обычаях. Это втягивает молодых людей в конфликт, который может вызвать появление весьма изменчивых, импульсивных, с трудом предсказуемых эмоций, враждебности, негативизма.
Л. С. Выготский
отмечал также еще два
Центральным моментом развития в подростковом возрасте является развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний сам подросток не понимает.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.
Подростковый возраст переходный еще и в социальном плане. Происходит изменение в поведении подростка, во взаимоотношениях подростка со сверстниками и со взрослыми. Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками. Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.
Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости. Наряду с реакцией эмансипации в качестве специфически подростковой выделяют реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков. Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера. Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни [ 1 ].
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков
Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, и борьба за власть, борьба за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая “немотивированная агрессия”, направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков.
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.
Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.
Подростки ищут поддержку у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников. Круг ровесников играет важную роль в развитии социальных навыков, усвоении различных моделей поведения, и различные формы агрессивного поведения так же возникают при общении со сверстниками. Ориентация при общении со сверстниками часто связана с изменением норм поведения и ценностей (подростку нужно стать своим в компании сверстников и он принимает нормы поведения группы), что также способствует проявлению агрессии.
Нужно отметить, что агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся формой поведения, отражающей нормы, принятые в определенной социальной группе.
Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.
Важно отметить, что существуют половые различия в проявлении агрессии. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так, Ковалевым П. А. установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [ 13 ]. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной.
Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения агрессивного поведения. При оценке агрессивного поступка важно учитывать, что агрессия у детей имеет динамику, и обострение агрессивного поведения отмечается именно в периоды кризиса личностного развития, в периоды наибольшей эмоциональной нестабильности. В это время ребенок максимально чувствителен к внешним воздействиям, а, следовательно, и агрессия наказывающего родителя с легкостью фиксируется в сознании ребенка как допустимая форма социального поведения.
1.4 Влияние состава семьи на формирование и проявление агрессивности и агрессивного поведения в подростковом возрасте
Впервые ребенок сталкивается с моделями человеческого поведения в семье. На примере отношения к себе и взаимоотношений между членами семьи он учится общаться и взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений. Обращение родителей с ребенком, их реакция на его плохое поведение, характер взаимодействий между родителями, а также между родителями и другими детьми, отношения между сиблингами — вот основные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения. Условий и причин агрессивности детей — целая группа. Общими условиями развития агрессивности детей, их жестокости являются неблагоприятные семейные условия. Это, во-первых, ситуации неполной семьи, в которой отсутствует один из родителей, чаще всего — отец. Современные исследования показывают, что большинство будущих насильников растут неполных семьях. Во-вторых, развитию агрессивности детей способствуют те семьи, члены которых отчуждены друг от друга. Это означает, что существуют конфликты между родителями, они не интересуются жизнью и заботами детей, авторитарны, жестоки, часто применяют физические наказания [ 10 ].
Конфликт между родителями и в результате общая неблагоприятная ситуация в семье — следующая по важности причина фрустрации и агрессивности детей. Когда подобные конфликты повторяются и становятся систематическими, ребенок переживает хроническую фрустрацию. Дети из таких семей становятся злыми и завистливыми по отношению к другим детям, живущим в благоприятных семейных условиях. Психология детей из конфликтных семей — большая комплексная проблема, представляющая непосредственный интерес и для психологии человеческой агрессивности.
Изучение психологической литературы по проблеме детско-родительских отношений свидетельствует, что семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.
В силу сложившейся обстановки в обществе, особенностей экономического развития и особенностей мировоззрения в настоящее время существует очень много неблагополучных и неполных семей. Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [17, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся [17]. Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполных семей во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей [11].
Психологические исследования А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З.Матейчека и др. свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Исследования показывают, что подростки из неполных семей могут демонстрировать более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с подростками из полных семей.
Информация о работе Влияние семьи на агрессивность подростков