Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа
Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
5 баллов - «совершенно согласен», это утверждение абсолютно подходит;
В опроснике «Взаимодействие "родитель - ребенок"» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал:
- шкала — «Нетребовательность — требовательность родителя». Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком.
- шкала — «Мягкость — строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
- шкала — «Автономность — контроль по отношению к ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности
- шкала — «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю». Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем.
- шкала — «Отвержение — принятие ребенка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.
- шкала — Отсутствие сотрудничества — сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия.
- шкала — «Несогласие — согласие между ребенком и родителем». Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях.
- шкала — «Непоследовательность — последовательность родителя». Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д.
- шкала — «Авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния.
- шкала — «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.
В своем исследовании мы использовали только вариант для подростков, чтобы выявить детско-родительские взаимоотношения, выявить тип родительского воспитания.
2.2 Анализ результатов исследования
Третий этап экспериментального исследования заключался в организации и проведении диагностики для сбора информации, а также ее анализа, с использованием современных методов математико-статистической обработки и интерпретации результатов исследования. Важная и обширная информация была получена после анализа результатов исследования по методике акцентуации характера по А. Е. Личко. Результаты диагностики по методике акцентуации характера по А. Е. Личко зафиксированы в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики акцентуаций характера подростков 7 «А» по методике А. Е. Личко
№ |
Ф.И.О. |
Степень развитости акцентуации характера | ||||||||||
Г |
Ц |
Л |
А |
С |
П |
Ш |
Э |
И |
Н |
К | ||
1 |
Чурикова А. |
+ |
+ |
+ | ||||||||
2 |
Машарипов Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
3 |
Сердюков В. |
+ |
||||||||||
4 |
Ткаченко Т. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
5 |
Талапова З. |
+ |
+ |
|||||||||
6 |
Джумагалиев Е. |
+ |
||||||||||
7 |
Ахметов А. |
+ |
||||||||||
8 |
Избасарова А. |
+ |
+ |
|||||||||
9 |
Мейрманов М. |
+ |
||||||||||
10 |
Сарсеева А. |
+ |
+ |
+ | ||||||||
11 |
Достангалиева А |
+ |
||||||||||
12 |
Утегенова Д. |
+ |
||||||||||
13 |
Исмагулов Р. |
+ |
||||||||||
14 |
Климов А. |
+ |
||||||||||
15 |
Джумагалиева Д. |
+ |
+ |
+ |
||||||||
16 |
Абдуллин А. |
+ |
+ |
+ | ||||||||
17 |
Быкова К. |
+ | ||||||||||
18 |
Мукатаев А. |
+ |
+ |
|||||||||
19 |
Габбасова А. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
20 |
Потапов А. |
+ |
||||||||||
21 |
Перепелкина Е. |
+ |
+ |
|||||||||
22 |
Горбатова В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
23 |
Тлешов А. |
+ |
||||||||||
24 |
Баймукашев Б. |
+ |
||||||||||
25 |
Сулеева С. |
+ |
+ |
Процентные данные по методике акцентуации характера А. Е. Личко представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Акцентуации характера подростков
По результатам исследования мы получили следующие данные: в 7 «А» классе преобладает гипертимный тип, как черта акцентуации характера – 52%, циклоидный тип – 8%, лабильный тип – 16%, астеноневротический тип – 8%, сенситивный тип – 12%, психоастенический тип – 12%, шизоидный тип – 20%, эпилептоидный тип– 16%, истероидный тип – 8%, неустойчивый тип – 28%, конформный тип – 36%.
Для изучения детско-родительских отношений нами была проведена методика «Взаимодействие родитель – ребенок» автор И. М. Марковская (вариант для подростков и их родителей). Результаты диагностики по данной методике представлены в таблицах 5,6.
Таблица 5
Результаты исследования подростков 7 «А» класса по методике
«Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской
Ф.И.О. |
Тип родительского воспитания (%) | |||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||||||||||
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о | |
Чурикова |
55 |
60 |
80 |
55 |
60 |
75 |
80 |
70 |
65 |
70 |
60 |
95 |
40 |
95 |
95 |
70 |
80 |
85 |
75 |
95 |
Машарипов |
40 |
20 |
60 |
70 |
65 |
75 |
40 |
45 |
65 |
70 |
75 |
90 |
95 |
80 |
70 |
70 |
80 |
85 |
90 |
95 |
Сердюков |
65 |
70 |
65 |
75 |
65 |
70 |
75 |
75 |
45 |
35 |
85 |
85 |
80 |
80 |
95 |
95 |
75 |
75 |
80 |
80 |
Ткаченко |
65 |
70 |
60 |
55 |
90 |
70 |
45 |
35 |
60 |
65 |
90 |
75 |
60 |
60 |
85 |
70 |
85 |
85 |
90 |
90 |
Талапова |
70 |
40 |
75 |
70 |
60 |
75 |
70 |
20 |
25 |
65 |
60 |
60 |
75 |
80 |
60 |
60 |
80 |
70 |
75 |
95 |
Джумагалиев |
95 |
95 |
55 |
40 |
95 |
95 |
70 |
70 |
25 |
35 |
95 |
95 |
70 |
60 |
60 |
60 |
90 |
90 |
90 |
95 |
Ахметов |
40 |
40 |
40 |
40 |
70 |
70 |
10 |
10 |
25 |
35 |
60 |
70 |
60 |
70 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 |
90 |
Избасарова |
40 |
20 |
95 |
70 |
65 |
55 |
95 |
80 |
30 |
30 |
95 |
80 |
90 |
80 |
20 |
20 |
85 |
50 |
90 |
95 |
Мейрманов |
65 |
65 |
70 |
55 |
75 |
65 |
80 |
80 |
45 |
35 |
75 |
75 |
80 |
80 |
80 |
80 |
70 |
70 |
90 |
90 |
Сарсеева |
95 |
80 |
80 |
75 |
60 |
70 |
95 |
95 |
35 |
25 |
90 |
90 |
90 |
80 |
90 |
80 |
90 |
90 |
90 |
95 |
Достангалиева |
90 |
80 |
10 |
10 |
60 |
65 |
80 |
40 |
30 |
25 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
90 |
90 |
95 |
Утегенова |
65 |
65 |
30 |
30 |
65 |
65 |
75 |
75 |
25 |
35 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
90 |
90 |
90 |
95 |
Исмагулов |
65 |
70 |
85 |
80 |
30 |
95 |
95 |
95 |
90 |
95 |
||||||||||
Климов |
70 |
60 |
90 |
70 |
30 |
90 |
75 |
80 |
70 |
90 |
||||||||||
Джумагалиева |
80 |
65 |
65 |
55 |
65 |
55 |
80 |
95 |
35 |
35 |
75 |
60 |
75 |
75 |
95 |
95 |
85 |
80 |
95 |
95 |
Абдуллин |
80 |
95 |
90 |
95 |
75 |
70 |
40 |
40 |
30 |
30 |
60 |
70 |
20 |
20 |
10 |
10 |
65 |
70 |
35 |
35 |
Быкова |
60 |
70 |
75 |
95 |
25 |
95 |
75 |
70 |
85 |
90 |
||||||||||
Мукатаев |
95 |
95 |
70 |
95 |
65 |
75 |
75 |
75 |
30 |
35 |
70 |
60 |
60 |
70 |
60 |
40 |
90 |
85 |
75 |
75 |
Габбасова |
20 |
20 |
95 |
95 |
70 |
65 |
95 |
95 |
45 |
35 |
95 |
95 |
95 |
95 |
80 |
80 |
90 |
90 |
90 |
95 |
Потапов |
60 |
40 |
95 |
65 |
35 |
25 |
55 |
10 |
45 |
35 |
95 |
60 |
40 |
60 |
90 |
90 |
40 |
30 |
40 |
30 |
Перепелкина |
70 |
20 |
65 |
65 |
80 |
85 |
55 |
55 |
30 |
35 |
60 |
60 |
70 |
50 |
60 |
90 |
95 |
45 |
95 |
60 |
Горбатова |
70 |
70 |
75 |
85 |
70 |
95 |
45 |
40 |
75 |
85 |
65 |
65 |
75 |
75 |
70 |
70 |
95 |
95 |
95 |
95 |
Тлешов |
70 |
60 |
60 |
60 |
65 |
40 |
90 |
90 |
75 |
75 |
95 |
95 |
40 |
30 |
95 |
95 |
95 |
95 |
90 |
95 |
Баймукашев |
60 |
25 |
60 |
30 |
80 |
75 |
95 |
90 |
100 |
90 |
||||||||||
Сулеева |
15 |
10 |
40 |
55 |
55 |
65 |
55 |
55 |
30 |
40 |
30 |
70 |
75 |
60 |
70 |
70 |
90 |
95 |
95 |
95 |
Таблица 6
Ф.И.О. |
Тип родительского воспитания (%) | |||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||||||||||
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о | |
Чурикова |
60 |
70 |
70 |
55 |
60 |
75 |
80 |
70 |
65 |
70 |
60 |
95 |
40 |
95 |
95 |
70 |
80 |
85 |
75 |
90 |
Машарипов |
45 |
25 |
60 |
70 |
65 |
75 |
40 |
45 |
65 |
70 |
75 |
90 |
95 |
80 |
70 |
70 |
80 |
85 |
95 |
90 |
Сердюков |
65 |
75 |
60 |
65 |
55 |
65 |
75 |
75 |
45 |
35 |
85 |
85 |
80 |
80 |
95 |
95 |
75 |
75 |
80 |
80 |
Ткаченко |
65 |
70 |
60 |
65 |
65 |
65 |
45 |
35 |
60 |
65 |
90 |
75 |
60 |
60 |
85 |
70 |
85 |
85 |
75 |
80 |
Талапова |
70 |
55 |
75 |
70 |
60 |
75 |
70 |
20 |
25 |
35 |
60 |
60 |
75 |
85 |
65 |
70 |
80 |
70 |
75 |
95 |
Джумагалиев |
95 |
95 |
55 |
40 |
70 |
60 |
70 |
75 |
25 |
25 |
95 |
95 |
70 |
60 |
60 |
55 |
90 |
95 |
85 |
95 |
Ахметов |
40 |
40 |
60 |
30 |
70 |
65 |
10 |
10 |
15 |
25 |
60 |
70 |
60 |
70 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 |
90 |
Избасарова |
40 |
20 |
85 |
70 |
65 |
55 |
95 |
80 |
25 |
20 |
95 |
80 |
85 |
80 |
20 |
20 |
85 |
50 |
90 |
90 |
Мейрманов |
65 |
65 |
70 |
55 |
75 |
65 |
80 |
90 |
15 |
25 |
75 |
75 |
80 |
85 |
80 |
80 |
70 |
70 |
90 |
90 |
Сарсеева |
40 |
80 |
80 |
75 |
60 |
70 |
95 |
95 |
25 |
25 |
85 |
90 |
95 |
80 |
90 |
80 |
95 |
95 |
85 |
95 |
Достангалиева |
45 |
70 |
40 |
40 |
70 |
65 |
80 |
40 |
20 |
25 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
85 |
90 |
90 |
Утегенова |
55 |
65 |
20 |
30 |
75 |
75 |
75 |
75 |
35 |
35 |
90 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
75 |
95 |
90 |
90 |
Исмагулов |
65 |
80 |
85 |
80 |
20 |
80 |
95 |
95 |
95 |
95 |
||||||||||
Климов |
70 |
60 |
90 |
70 |
25 |
90 |
75 |
80 |
70 |
90 |
||||||||||
Джумагалиева |
70 |
65 |
65 |
55 |
65 |
55 |
80 |
95 |
45 |
95 |
75 |
60 |
75 |
75 |
95 |
95 |
85 |
80 |
95 |
95 |
Абдуллин |
70 |
95 |
60 |
45 |
75 |
70 |
40 |
40 |
30 |
30 |
60 |
70 |
20 |
60 |
30 |
10 |
65 |
70 |
35 |
35 |
Быкова |
60 |
70 |
75 |
95 |
35 |
95 |
75 |
70 |
85 |
90 |
||||||||||
Мукатаев |
85 |
75 |
60 |
40 |
65 |
75 |
75 |
75 |
20 |
25 |
70 |
60 |
60 |
70 |
60 |
40 |
90 |
85 |
75 |
75 |
Габбасова |
20 |
20 |
45 |
55 |
70 |
65 |
95 |
95 |
15 |
25 |
95 |
95 |
95 |
95 |
80 |
80 |
90 |
95 |
90 |
90 |
Потапов |
45 |
60 |
45 |
45 |
35 |
25 |
55 |
10 |
25 |
45 |
95 |
70 |
45 |
60 |
90 |
90 |
40 |
30 |
75 |
65 |
Перепелкина |
60 |
40 |
60 |
45 |
35 |
65 |
75 |
60 |
30 |
35 |
70 |
65 |
75 |
55 |
60 |
90 |
95 |
45 |
95 |
60 |
Горбатова |
60 |
70 |
45 |
55 |
70 |
95 |
45 |
40 |
75 |
85 |
65 |
65 |
75 |
75 |
70 |
70 |
95 |
95 |
95 |
95 |
Тлешов |
60 |
60 |
60 |
65 |
65 |
40 |
90 |
90 |
45 |
25 |
95 |
95 |
45 |
30 |
95 |
95 |
95 |
95 |
75 |
85 |
Баймукашев |
60 |
25 |
60 |
30 |
80 |
75 |
95 |
90 |
55 |
95 |
||||||||||
Сулеева |
35 |
45 |
45 |
55 |
65 |
55 |
55 |
55 |
40 |
30 |
30 |
65 |
75 |
80 |
70 |
70 |
90 |
95 |
85 |
75 |
Результаты исследования родителей подростков 7 «А» класса по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской.
Опросник «Взаимодействия родитель – ребенок» отражает 10 шкал, но нас интересует 3 шкалы, а именно:
Шкала «мягкость – строгость родителя»;
Шкала «автономия – контроль»;
Шкала «отвержения – принятия ребенка родителем».
На основании данных двух таблиц, отражающих тип родительского воспитания можно сделать вывод, что высокий процент по параметрам, используемым в методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А. Е. Личко:
Контроль – гиперпротекция
Строгость – условия жестких взаимоотношений
А также низкий процент по шкалам:
Отвержение – эмоциональное отвержение
Мягкость – «кумир семьи»
Автономия – гипопротекция
Затем мы сопоставили стиль родительского воспитания по Марковской
со следующими акцентуациями характера:
Гипертимный тип – контроль
Циклоидный тип – отвержение
Лабильный тип – отвержение
Астеноневротический тип – контроль
Сенситивный тип – контроль
Психоастенический тип – контроль
Шизоидный тип – строгость
Эпилептоидный тип – строгость
Истероидный тип – мягкость
Неустойчивый тип – автономия
Конформный тип - автономия
Процентные данные по методике «Взаимодействие родитель – ребенок» И. М. Марковской (вариант для подростков и их родителей) представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты методики «Взаимодействие родитель ребенок»
(ответы подростков и их родителей)
Исходя из полученных данных мы видим, что по мнению подростков и их родителей преобладает в семье следующий тип воспитания: контроль – подростки (80%), родители (75%); строгость – подростки (72%), родители (65%); отвержение – подростки (35%), родители (33%); мягкость – подростки (28%), родители (35%); автономность – подростки (20%), родители (25%).
Проведя сравнительный анализ методик, соотнеся их, мы выявили следующую закономерность: стиль родительского воспитания напрямую влияет на формирование и проявление акцентуации характера в подростковом возрасте, так:
- у подростков с выраженным неустойчивым, комформным типом характера в семье преобладает тип родительского воспитания - автономность, т. е. дети, предоставлены полной свободе, отсутствует контроль, при таком стиле воспитания у подростков наблюдалась повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях, в некоторых случаях наблюдалась повышенная тревожность вследствие отсутствия четких и определенных требований;
Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков