Влияние семьи на акцентуации характера у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Диплом Ахба готов.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

5 баллов - «совершенно согласен», это утверждение абсолютно подходит;

В опроснике «Взаимодействие "родитель - ребенок"» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал:

- шкала — «Нетребовательность — требовательность родителя». Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком.

- шкала — «Мягкость — строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

- шкала — «Автономность — контроль по отношению к ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности

- шкала — «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю». Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем.

- шкала — «Отвержение — принятие ребенка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.

- шкала — Отсутствие сотрудничества — сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия.

- шкала — «Несогласие — согласие между ребенком и родителем». Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях.

 - шкала — «Непоследовательность — последовательность родителя». Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д.

 - шкала — «Авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния.

- шкала — «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем».   По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.

В своем исследовании мы использовали только вариант для подростков, чтобы выявить детско-родительские взаимоотношения, выявить тип родительского воспитания.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

Третий этап экспериментального исследования заключался в организации и проведении диагностики  для сбора информации, а также ее анализа, с использованием современных методов математико-статистической обработки и интерпретации результатов исследования. Важная и обширная информация была получена после анализа результатов исследования по методике акцентуации характера по А. Е. Личко. Результаты диагностики по методике акцентуации характера по А. Е. Личко  зафиксированы в таблице 4.      

Таблица 4 

Результаты диагностики акцентуаций характера подростков 7 «А» по методике А. Е. Личко

 №

Ф.И.О.

Степень развитости акцентуации характера

Г

Ц

Л

А

С

П

Ш

Э

И

Н

К

1

Чурикова А.

 

+

       

+

     

+

2

Машарипов Р.

+

+

+

 

+

       

+

+

3

Сердюков В.

+

                   

4

Ткаченко Т.

+

 

+

       

+

   

+

5

Талапова З.

         

+

   

+

   

6

Джумагалиев Е.

+

                   

7

Ахметов А.

+

                   

8

Избасарова А.

+

               

+

 

9

Мейрманов М.

                 

+

 

10

Сарсеева А.

+

             

+

 

+

11

Достангалиева А

+

                   

12

Утегенова Д.

+

                   

13

Исмагулов Р.

     

+

             

14

Климов А.

     

+

             

15

Джумагалиева Д.

+

           

+

 

+

 

16

Абдуллин А.

       

+

 

+

     

+

17

Быкова К.

                   

+

18

Мукатаев А.

+

               

+

 

19

Габбасова А.

+

           

+

 

+

+

20

Потапов А.

           

+

       

21

Перепелкина Е.

         

+

+

       

22

Горбатова В.

   

+

 

+

+

+

+

   

+

23

Тлешов А.

                 

+

 

24

Баймукашев Б.

   

+

               

25

Сулеева С.

+

                 

+


 

Процентные данные по методике акцентуации характера А. Е. Личко представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Акцентуации характера подростков

 

По результатам исследования мы получили следующие данные: в 7 «А» классе преобладает гипертимный тип, как черта акцентуации характера – 52%, циклоидный тип  – 8%, лабильный тип –  16%, астеноневротический тип – 8%, сенситивный тип – 12%, психоастенический тип – 12%, шизоидный тип – 20%, эпилептоидный тип– 16%, истероидный тип – 8%, неустойчивый  тип – 28%, конформный тип – 36%.

Для изучения детско-родительских отношений нами была проведена методика «Взаимодействие родитель – ребенок» автор И. М. Марковская (вариант для подростков и их родителей). Результаты диагностики по данной методике представлены в таблицах 5,6.

Таблица 5

Результаты исследования подростков 7 «А» класса по методике

«Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской

 

Ф.И.О.

Тип родительского воспитания (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

Чурикова

55

60

80

55

60

75

80

70

65

70

60

95

40

95

95

70

80

85

75

95

Машарипов

40

20

60

70

65

75

40

45

65

70

75

90

95

80

70

70

80

85

90

95

Сердюков

65

70

65

75

65

70

75

75

45

35

85

85

80

80

95

95

75

75

80

80

Ткаченко

65

70

60

55

90

70

45

35

60

65

90

75

60

60

85

70

85

85

90

90

Талапова

70

40

75

70

60

75

70

20

25

65

60

60

75

80

60

60

80

70

75

95

Джумагалиев

95

95

55

40

95

95

70

70

25

35

95

95

70

60

60

60

90

90

90

95

Ахметов

40

40

40

40

70

70

10

10

25

35

60

70

60

70

70

70

80

80

90

90

Избасарова

40

20

95

70

65

55

95

80

30

30

95

80

90

80

20

20

85

50

90

95

Мейрманов

65

65

70

55

75

65

80

80

45

35

75

75

80

80

80

80

70

70

90

90

Сарсеева

95

80

80

75

60

70

95

95

35

25

90

90

90

80

90

80

90

90

90

95

Достангалиева

  90

80

10

10

60

65

80

40

30

25

95

95

95

95

95

95

95

90

90

95

Утегенова

65

65

30

30

65

65

75

75

25

35

95

95

95

95

95

95

90

90

90

95

Исмагулов

65

 

70

 

85

 

80

 

30

 

95

 

95

 

95

 

90

 

95

 

Климов

70

 

60

 

90

 

70

 

30

 

90

 

75

 

80

 

70

 

90

 

Джумагалиева

80

65

65

55

65

55

80

95

35

35

75

60

75

75

95

95

85

80

95

95

Абдуллин

80

95

90

95

75

70

40

40

30

30

60

70

20

20

10

10

65

70

35

35

Быкова

60

 

70

 

75

 

95

 

25

 

95

 

75

 

70

 

85

 

90

 

Мукатаев

95

95

70

95

65

75

75

75

30

35

70

60

60

70

60

40

90

85

75

75

Габбасова

20

20

95

95

70

65

95

95

45

35

95

95

95

95

80

80

90

90

90

95

Потапов

60

40

95

65

35

25

55

10

45

35

95

60

40

60

90

90

40

30

40

30

Перепелкина

70

20

65

65

80

85

55

55

30

35

60

60

70

50

60

90

95

45

95

60

Горбатова

70

70

75

85

70

95

45

40

75

85

65

65

75

75

70

70

95

95

95

95

Тлешов

70

60

60

60

65

40

90

90

75

75

95

95

40

30

95

95

95

95

90

95

Баймукашев

60

 

25

 

60

 

30

 

80

 

75

 

95

 

90

 

100

 

90

 

Сулеева

15

10

40

55

55

65

55

55

30

40

30

70

75

60

70

70

90

95

95

95


 

Таблица 6

Ф.И.О.

Тип родительского воспитания (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

Чурикова

60

70

70

55

60

75

80

70

65

70

60

95

40

95

95

70

80

85

75

90

Машарипов

45

25

60

70

65

75

40

45

65

70

75

90

95

80

70

70

80

85

95

90

Сердюков

65

75

60

65

55

65

75

75

45

35

85

85

80

80

95

95

75

75

80

80

Ткаченко

65

70

60

65

65

65

45

35

60

65

90

75

60

60

85

70

85

85

75

80

Талапова

70

55

75

70

60

75

70

20

25

35

60

60

75

85

65

70

80

70

75

95

Джумагалиев

95

95

55

40

70

60

70

75

25

25

95

95

70

60

60

55

90

95

85

95

Ахметов

40

40

60

30

70

65

10

10

15

25

60

70

60

70

70

70

80

80

90

90

Избасарова

40

20

85

70

65

55

95

80

25

20

95

80

85

80

20

20

85

50

90

90

Мейрманов

65

65

70

55

75

65

80

90

15

25

75

75

80

85

80

80

70

70

90

90

Сарсеева

40

80

80

75

60

70

95

95

25

25

85

90

95

80

90

80

95

95

85

95

Достангалиева

45

70

40

40

70

65

80

40

20

25

95

95

95

95

95

95

95

85

90

90

Утегенова

55

65

20

30

75

75

75

75

35

35

90

95

95

95

95

95

75

95

90

90

Исмагулов

65

 

80

 

85

 

80

 

20

 

80

 

95

 

95

 

95

 

95

 

Климов

70

 

60

 

90

 

70

 

25

 

90

 

75

 

80

 

70

 

90

 

Джумагалиева

70

65

65

55

65

55

80

95

45

95

75

60

75

75

95

95

85

80

95

95

Абдуллин

70

95

60

45

75

70

40

40

30

30

60

70

20

60

30

10

65

70

35

35

Быкова

60

 

70

 

75

 

95

 

35

 

95

 

75

 

70

 

85

 

90

 

Мукатаев

85

75

60

40

65

75

75

75

20

25

70

60

60

70

60

40

90

85

75

75

Габбасова

20

20

45

55

70

65

95

95

15

25

95

95

95

95

80

80

90

95

90

90

Потапов

45

60

45

45

35

25

55

10

25

45

95

70

45

60

90

90

40

30

75

65

Перепелкина

60

40

60

45

35

65

75

60

30

35

70

65

75

55

60

90

95

45

95

60

Горбатова

60

70

45

55

70

95

45

40

75

85

65

65

75

75

70

70

95

95

95

95

Тлешов

60

60

60

65

65

40

90

90

45

25

95

95

45

30

95

95

95

95

75

85

Баймукашев

60

 

25

 

60

 

30

 

80

 

75

 

95

 

90

 

55

 

95

 

Сулеева

35

45

45

55

65

55

55

55

40

30

30

65

75

80

70

70

90

95

85

75




 

Результаты исследования родителей подростков 7 «А» класса по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской.

Опросник «Взаимодействия родитель – ребенок» отражает 10 шкал, но нас интересует 3 шкалы, а именно:

Шкала «мягкость – строгость родителя»;

Шкала «автономия – контроль»;

Шкала «отвержения – принятия ребенка родителем».

На основании данных двух таблиц, отражающих тип родительского воспитания можно сделать вывод, что высокий процент по параметрам, используемым в методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А. Е. Личко:

Контроль – гиперпротекция

Строгость – условия жестких взаимоотношений

А также низкий процент по шкалам:

Отвержение – эмоциональное отвержение

Мягкость – «кумир семьи»

Автономия – гипопротекция

Затем мы сопоставили стиль родительского воспитания по Марковской

со следующими акцентуациями характера:

Гипертимный тип – контроль

Циклоидный тип – отвержение

Лабильный тип – отвержение

Астеноневротический тип – контроль

Сенситивный тип – контроль

Психоастенический тип – контроль

Шизоидный тип – строгость

Эпилептоидный тип – строгость

Истероидный тип – мягкость

Неустойчивый тип – автономия

Конформный тип -  автономия

Процентные данные по методике «Взаимодействие родитель – ребенок» И. М. Марковской (вариант для подростков и их родителей) представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Результаты методики «Взаимодействие родитель  ребенок»

(ответы подростков  и их родителей)

 

Исходя из полученных данных мы видим, что по мнению подростков и их родителей преобладает в семье следующий тип воспитания: контроль – подростки (80%), родители (75%); строгость – подростки (72%), родители (65%); отвержение – подростки (35%), родители (33%); мягкость – подростки (28%), родители (35%); автономность – подростки (20%), родители (25%).

Проведя сравнительный анализ методик, соотнеся их, мы выявили следующую закономерность: стиль родительского воспитания напрямую влияет на формирование и проявление акцентуации характера в подростковом возрасте, так:

- у подростков с выраженным неустойчивым, комформным типом характера в семье преобладает тип родительского воспитания -  автономность, т. е. дети, предоставлены полной свободе, отсутствует контроль, при таком стиле воспитания у подростков наблюдалась повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях, в некоторых случаях наблюдалась повышенная тревожность вследствие отсутствия четких и определенных требований;

Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков