Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа
Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опыт многолетних работ с подростками и их родителями показал, что родители часто сами нуждаются в коррекционной работе. Для этой цели мы и разработали комплекс упражнений, направленных на улучшение детско-родительких отношений, приобретение ими навыков конструктивного взаимодействия, где они посредством практических упражнений обучаются приемам позитивного общения со своими детьми.
Занятие 1
Цель: познакомить участников группы с предполагаемой работой, рассказать о формах, методах, тематике.
Занятие включало: приветствие, упражнение «Знакомство», «Ладошка», «Никто не знает», «Рассмеши», выработка правил работы в группе, рефлексия занятия, ритуал прощания.
Анализ занятия: в начале занятия чувствовалось немного стеснения, напряженность, но уже ближе к середине родители «втянулись» в процесс и активно принимали участие. Участники тренинга, так увлеклись процессом, что даже не заметили, что занятие подошло к концу. После окончания занятия наблюдался положительный эмоциональный климат.
Занятие 2
Цель: создание условий для осознания собственной роли в семье.
Занятие включало: приветствие, беседе на тему: «Я и моя семья», упражнения «Моя роль в семье», «Хорошо или плохо», «Скульптура семьи», «Неоконченные предложения», «Комплимент», рефлексия занятия, прощание.
Анализ занятия: в начале занятия родители познакомились с теоретической основой - темой занятия «Я и моя семья», продемонстрировали свои знания в области устного народного фольклора (пословицы, поговорки, анекдоты о семье), поделились своим мнением «как должна выглядеть идеальная семья?», все родители принимали активное участие. В упражнении «Моя роль в семье» родители работали в мини-подгруппах, задача их была распределить между собой роли в «семье» и потом ответить на вопросы: «Устраивает ли вас доставшаяся роль? Какие усилия вы прилагали, чтобы именно эта роль стала вашей? Какова ваша роль в собственной семье?». Упражнение прошло живо и ярко. В следующем упражнении «Скульптура семьи», родители показали свои творческие способности, создали вариант скульптуры идеальной семьи с последующим обсуждением, что позволило увидеть цели, стремления, а также разницу между ожиданиями и реальностью в семейных отношениях. В завершающем упражнении «комплимент» участники тренинга заметно сблизились, в группе царила благоприятная атмосфера. Цели тренинга были достигнуты.
Занятие 3
Цель: подготовить психологическую почву для сближения родителей и детей.
Занятие включало: приветствие, сочинение «Мой ребенок», упражнение «Перенос качеств», медитация «Мой ребенок в будущем», рефлексия занятия, прощание.
Анализ занятия: Третье занятие коррекционной работы было направлено на подготовку психологической почвы сближения родителей с детьми. Упражнение приветствие эмоционально настроило родителей на работу, здесь они вспоминали, как здоровается их ребенок в разных ситуациях, с разными людьми и как он это делал в разные периоды детства. В беседе «Мой ребенок» родители обменивались мнениями о своих детях, о взаимоотношениях в семье. В упражнении «Перенос качеств» родители обращали свое внимание на неосознанное приписывание своему ребенку чужих качеств, вспоминали о своем детстве, что не нравилось их родителям в них, как они боролись с отрицательными качествами, пытались найти положительное даже в отрицательных качествах. Потом была медитация «Мой ребенок в будущем», где родители концентрировали свое внимание на положительных моментах, настраивались на принятие ребенка. Занятие прошло успешно. Цели были достигнуты.
Занятие 4
Цель: демонстрация родителям структуры неконструктивных взаимоотношений с детьми; достижение более высоких степеней эмоционального контакта и самосознания.
Занятие включало: приветствие, упражнения «Моменты – недочеты», «Мое будущее», «Я научился у тебя», ролевые игры “Приготовление уроков”, “Опять двойка”, анализ семейных взаимоотношений, рефлексия занятия, прощание.
Анализ занятия: на четвертом занятии родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность, научились преодолевать барьеры межличностного общения, приобрели навыки, способы конструктивного взаимодействия. Цели занятий были достигнуты.
3. Коррекционная работа с
Занятие 1
Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей. Раскрытие мира эмоций и способы их выражения.
Занятие включало: приветствие, упражнения «Цепочка», «Пантомимика», «Оркестр», «Ясновидцы», рефлексия занятия, ритуал прощания.
Анализ занятия: на первых минутах занятия чувствовалось небольшое волнение, но скоро оно исчезло. Установилась благоприятная атмосфера, атмосфера доверия и взаимопонимания. На этом занятии родители с детьми приобрели совместный опыт конструктивного взаимодействия. В упражнении «Оркестр» произошло эмоциональное и телесное сближение родителей и детей, где ребенок исполнял роль инструмента, а родитель музыканта, остальные участники отгадывали, что за инструмент они изображают. В следующем упражнении «Ясновидцы» они осваивали технику понимать друг друга без слов, здесь они с помощью невербальной коммуникации пытались передать информацию. После окончания занятий наблюдался положительный эмоциональный климат. Цель занятия была достигнута!!!
Занятие 2
Цель: обучение выражению негативных чувств социально приемлемыми способами, выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.
Занятие включало: беседу о конфликтных ситуациях, психологические этюды, упражнения «Семейный конфликт», «Связующая нить», «Совет», рефлексию, ритуал прощания.
Анализ занятия: На втором занятии родители и их дети углубили свои знания о конфликте, о вариантах исхода конфликта, выяснили причины, порождающие конфликтные ситуации, обучились конструктивным способам разрешения, проиграли несколько психологических этюдов, отражающих данную тему занятия. В занятие прошло успешно.
Занятие 3
Цель: эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя; развитие эмпатии; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие навыков социального взаимодействия.
Занятие включало: приветствие, упражнения «Растем», «Прогулка вслепую», «Скульптор и глина», «Зеркало», «Сиамские близнецы», рефлексию, ритуал прощания.
Анализ занятия: Первое упражнение «Растем» исполняло роль разминки, в котором участники настраивались на занятие. Упражнение «Прогулка вслепую» было направлено на развитие эмпатии и доверия между родителями и детьми, где вначале родители исполняли роль поводырей, а дети их роль ведомых, потом они обменивались ролями и делились впечатлениями. В упражнении «Скульптор и глина» произошло эмоционально-телесное сближение участников, так как один участник был скульптором, а другой глиной, податливым материалом. В упражнении «Сиамские близнецы» родители и дети были единым целом, в этом упражнении они приобрели навык совместного взаимодействия. Думаю, что занятие прошло успешно и продуктивно.
Занятие 4
Цель: подведение итогов работы группы. Ориентация группы на преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем.
Занятие включало: беседу, медитацию, ритуал чаепития, ритуал прощания.
Анализ занятия: Последнее занятие коррекционной программы было направлено на подведение итогов, ориентацию родителей и детей на совместное преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем, чтобы те знания, которые они приобрели в игре, могли перенести в повседневную жизнь. В последнем упражнении «медитация» родители и дети мысленно перенеслись в начало тренинговых занятий, прослеживали динамику развития отношений, и затем перенеслись в будущее, воображая о том, какими они видят эти отношения. Думаю, что занятия не прошли даром, каждый участник извлек для себя что-то новое, интересное и полезное. После окончания тренинга родители делились своими ощущениями, пример: «Я стала более мягкой и сдержанной, стала внимательнее относится к своему ребенку», «Научилась вовремя останавливаться, прежде чем отругать ребенка», “Значительно улучшились отношения в семье» и т.д.
В процессе занятий родители стали более сензитивными к своим детям, научились относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдали за ребенком, видели те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользали от их внимания. Они по-другому стали воспринимать и ощущать неудачи и радости, научились сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать.
В совместной игровой деятельности родители и дети учатся способам решения задач, которые в дальнейшем облегчают взаимодействие внутри семьи. В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Как говорил Сухомлинский: «совместная деятельность взрослых и детей обогащает и тех и других».
В ходе наблюдения за поведением участников тренинга можно отметить позитивную динамику в отношениях, личностных особенностях, эмоциональных проявлениях. Посещение тренинговых занятий способствовало усвоению родителями и детьми модели эффективного взаимодействия друг с другом. Таким образом, организованные нами занятия, способствовали развитию взаимодействия родителя и ребенка.
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
С целью определения эффективности реализованной коррекционно- развивающей программы на контрольном этапе была проведена вторичная диагностика по методике акцентуации характера А. Е. Личко и по опроснику «Взаимодействие родитель – ребенок» Марковской (вариант для подростков и их родителей). Результаты по методике акцентуации характера представлены в таблице 7 и на рисунке 4.
Таблица 7
Сравнительный анализ акцентуаций характера подростков 7 «А» класса до и после коррекционной работы.
Типы акцентуаций характера по методике А.Е. Личко |
Проявление акцентуации характера у подростков до коррекции (%) |
Проявление акцентуации характера у подростков после коррекции (%) |
Гипертимный тип |
52 |
45 |
Циклоидный тип |
8 |
7 |
Лабильный тип |
16 |
13 |
Астеноневротический тип |
8 |
7 |
Сенситивный тип |
12 |
10 |
Психоастенический тип |
12 |
9 |
Шизоидный тип |
20 |
17 |
Эпилептоидный тип |
16 |
13 |
Истероидный тип |
8 |
5 |
Неустойчивый тип |
28 |
23 |
Конформный тип |
36 |
28 |
Рисунок 4. Сравнительный анализ акцентуаций характера подростков до и после коррекционной работы
Как мы видим из диаграммы 4 и вышеприведенной таблицы 7, по методике «Акцентуация характера» снизились результаты по всем показателям, так преобладающий гипертимный тип характера в классе снизился с 52% до 45%; циклоидный тип снизился с 8% до 7%; лабильный тип с 16% до 13%; астеноневротический тип с 12% до 10%; сенситивный с 12% до 9%; шизоидный тип с 20% до 17%; эпилептоидный тип с 16% до 13%; истероидный тип с 8% до 5%; неустойчивый тип с 28% до 23%; конформный тип с 36% до 28%.
Сравнительные результаты по опроснику «Взаимодействие родитель – ребенок» (вариант для подростков) до и после коррекции представлены в таблице 8 и на рисунке 5.
Таблица 8
Сравнительный анализ результатов по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (ответы подростков) до и после коррекции
Типы родительского воспитания по Марковской |
Результаты методики до коррекции (%) |
Результаты методики после коррекции (%) |
Мягкость |
28 |
55 |
Строгость |
72 |
45 |
Автономность |
20 |
52 |
Контроль |
80 |
48 |
Отвержение |
35 |
22 |
Рисунок 5. Сравнительные результаты диагностики типа родительского воспитания по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (ответы подростков) до и после коррекции
По результатам сравнительного анализа до и после коррекции мы видим, что тип родительского воспитания, по мнению подростков, значительно изменился, родители стали мягче относится к ним (55%), строгость (45%), контроль (48%), отвержение (22%) снизились, в разумной мере предоставлена автономия (52%), свобода выбора, родители стали чаще проявлять свое доброжелательное, благосклонное отношение, приняли его личностные и поведенческие реакции.
Далее мы рассмотрели результаты вторичной диагностики по аналогичной методике «Взаимодействие родитель – ребенок» (вариант для родителей подростков), но уже с учетом родительского мнения на стиль семейного воспитания и обнаружили следующие данные (до и после коррекции), которые представлены в таблице 9 и на рисунке 6.
Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков