Влияние семьи на акцентуации характера у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Диплом Ахба готов.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

- у подростков с циклоидным, лабильным типом характера в семье преобладает отвержение, непринятие ребенка как личности, при таком типе воспитания у подростков наблюдались различные невротические реакции (расстройства);

- у подростков с гипертимным, астеноневротическим, сенситивным, психоастеническим типом характера в семье преобладает – высокий контроль, который может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности, при таком стиле воспитания наблюдалось в случае гипертимных подростков резкое противостояние с родителями, в случае  астеноневротических, сенситивных, психоастенических подростков -  несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности;

- у  подростков  с шизоидным, эпилептоидным типом характера в семье преобладает строгость, суровости мер применяемых к ребенку, жесткости правил,  устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо, в таких семьях у подростков с эпилептоидном типом характера наблюдалась амбивалентность самооценки, аффективная вспыльчивость, напряженность, у шизоидных подростков замкнутость, «уход в себя»;

- у подростков с истероидным  типом характера в семье преобладает  мягкость, как тип воспитания, который проявляется в некритическом удовлетворение потребностей подростка, стремлении освободить ребенка от трудностей, в таких семьях у подростков наблюдалось усиление демонстративных черт в характере.

Анализ взаимосвязи акцентуаций характера и стиля семейного воспитания отражен на рисунке 3.

Рисунок 3. Взаимосвязь акцентуаций характера и стиля семейного воспитания подростков

 

Этот рисунок отражает зависимость акцентуаций характера и стиля семейного воспитания, по результатам анализа мы выявили следующую закономерность:

- по шкале «мягкость – строгость родителя», в семье, где преобладал стиль родительского воспитания, как строгость у подростков наблюдался шизоидный (73%), эпилептоидный тип характера (73%), и, наоборот, у родителей, проявлявших чрезмерную мягкость, у ребенка наблюдался истероидный тип характера (75%);

- по шкале «автономность – контроль по отношению к ребенку», в семье, где доминирующим стилем воспитания была автономность, у ребенка  наблюдались   неустойчивый (66%), конформный тип характера (69%), и соответственно наоборот, родители, проявляющие чрезмерный контроль к ребенку, наблюдались: гипертимный (82%), психоастенический (87%), сенситивный (82%), астеноневротический тип характера (88%);

- по шкале «отвержение – принятие ребенка родителем», в семье, где стилем родительского воспитания было отвержение, у ребенка проявлялись циклоидный (68%), лабильный тип характера (71%).

Таким образом, после проведения первичной диагностики на формирующем этапе исследования нами была проведена коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений и приобретение родителями и детьми важных навыков конструктивного взаимодействия.

 

2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка

 

Для коррекции детско-родительских отношений нами была разработана психокоррекционная  программа (приложение 3). Реализация коррекционной программы проводилась в общеобразовательной средней школе № 20 г. Невинномысска, в 7 «А» классе, в количестве 25 человек: из них 13 девочек; 12 мальчиков.

Целью психокоррекционной программы является оптимизация детско-родительских отношений, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, приобретение навыков конструктивного взаимодействия.

Для реализации данной цели были выделены следующие задачи и направления:

  1. Создание условий для детско-родительского взаимодействия.
  2. Формирование положительного психо-эмоционального фона детско-родительского взаимодействия.

Направления психокоррекционной работы с подростками и их родителями:

1. Знакомство подростков и их родителей с понятием «семья»; «стили семейного воспитания»; беседа на тему: «Я и моя семья», «Моя роль в семье».

2. Установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми, улучшение взаимопонимание в семье.

3. Обучение навыкам общения, знакомство с вербальными и невербальными техниками общения.

4.  Обучение ребенка и их родителей конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении.

5. Стимуляция личной активности ребенка в разных жизненных ситуациях.

6.  Приобретение знаний о своих и чужих эмоциональных реакциях, и способах их отреагирования.

7. Анализ личностных проблем каждого члена группы.

8. Ориентация группы на преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем.

Средствами реализации задач стали занятия с подростками и родителями, которым предшествовала диагностика взаимоотношений родителей и детей, и разработка плана коррекционной работы. После проведения тренинговых занятий было выполнено повторное тестирование и сравнительный  анализ полученных результатов до и после тренинга.

Коррекционная программа с подростками и их родителями была реализована в виде тренинга «детско-родительских отношений» и состояла из трех частей:

  1. Коррекционная работа с подростками – 8 занятий;
  2. Коррекционная работа с родителями – 4 занятия;
  3. Коррекционная работа с подростками и их родителями – 4 занятия.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: приветствие, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, прощание. Также в структуру были включены разного вида невербальные и вербальные методики: мимические, жестовые, тактильные, ролевые игры, этюды, позволяющие каждому на время стать разным – «Я» и другим – «Я». Важными условиями развития взаимоотношений родителей и детей стали взаимодействие тренера и родителя, создание развивающей среды, совместные действия родителя и ребенка. Количество проводимых занятий в неделю варьировалось от одного до двух, в зависимости от  условий: загруженности, успеваемости подростков и родителей и т. д. Продолжительность занятий  45-60 минут.

1. Коррекционная работа с подростками включала 8 занятий.

Занятие 1

Цель: знакомство с методами, правилами групповой работы, объединение детей, создание высокого эмоционального подъема в группе.

Занятие включало: знакомство, выработка основных правил работы в группе, упражнения «Имя», «Снежный ком», «Алфавит», «Самый...», «Экипаж».  После каждого упражнения и по завершению занятия проводилось обсуждение (рефлексия), ритуал прощания.

Анализ занятия: в начале занятия чувствовалась напряженность, беспокойство, ребята вели себя неорганизованно, несдержанно, болтали, проявляли свое безразличие к занятию. Ближе к середине уже начали проявлять свой интерес, принимать участие в упражнениях. К концу занятия большая часть группы была вовлечена в процесс работы, активность  и эмоциональный настрой в группе повысились.  Цель была достигнута.

Занятие 2

Цель: формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, объединение детей, обеспечение сотрудничества, создание высокого эмоционального подъема.

Занятие включало: беседу с подростками на тему: «Я и моя семья», ответы на вопросы «Что значит любить родителей?», ролевые игры, «построение» дома моей мечты, ритуал прощания - произношение заповеди.

Анализ занятия: в ходе занятия произошли осмысления понятий семья, родители, взаимоотношения в семье, то,  как должна выглядеть идеальная семья, ассоциации с понятием дом, что можно и что нельзя в семье. Работа на занятии проводилась в мини-группах. Каждая группа представляла свой проект. Ребята проявляли свою активность, находчивость, были вовлечены в творческий процесс. Все были задействованы. Думаю, что занятие прошло успешно, цель была достигнута.

Занятие 3

Цель: стимуляция личной активности ребенка в разных жизненных ситуациях. Знакомство с вербальными и невербальными техниками общения.

Занятие включало:  ритуал приветствия, разминку «Мимическая гимнастика», этюд “Ларингит”, упражнение “Лабиринт”, функциональную тренировку поведения, задание «Эти разные слова» и ритуал прощания.

Анализ занятия: приветствие и разминку «Мимическая гимнастика» дети приняли радостно, весело, получили положительный настрой на все занятие. В этюде «Ларингит» задействованы были не все участники, активны были Ринат, Татьяна, Зарина, Екатерина, остальные были зрителями. Следующее упражнение “Лабиринт” проводилось в парах, вся группа была задействована, это упражнение было направлено на выявление доверия. Ребята справились хорошо. В следующем упражнении функциональная тренировка поведения принимали участие Акмарал, Артем, Айдар, Бекжан, это упражнение прошло весело, ярко, в группе царил положительный эмоциональный климат. В упражнении «Эти разные слова» ребята активно высказывали свое мнение по поводу значения слов, какие слова могут человека обрадовать, а какие огорчить. Занятие завершилось ритуалом прощания, по окончанию ритуала эмоциональный настрой группы был положительным, сформировался позитивный стереотип прощания.

Занятие 4

Цель: тренировка коммуникативных навыков, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

Занятие включало:  приветствие, разминку со стульями, упражнение «Море волнуется…», «Путаница», «Я умею, я люблю», «Тень»,  беседу «За что ценят людей», рефлексия занятия, ритуал прощания.

Анализ занятия: в ходе упражнений «Море волнуется…», «Путаница» в группе сформировался положительный эмоциональный климат, снизилось напряжение, ребята сблизились, чувствовалось сотрудничество, взаимопонимание.

Беседа на тему «За что ценят людей» заинтересовала ребят, они активно принимали участие, высказывали свое мнение, размышляли над вопросами: за что они уважают своих родителей, друзей; за что уважают их? Что им не нравится в людях, почему с кем-то они дружат, а кто-то им не нравится? и т.д., здесь затрагивался вопрос о взаимоотношениях. Занятие прошло интересно и продуктивно.

Занятие 5

Цель: приобретение знаний о своих и чужих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования.

Занятие включало: разминку, игру “Кис-мяу”, беседу об эмоциональных реакциях, их роли в нашей жизни, упражнение “Просьба”, самоанализ и рефлексию, ритуал прощания.

Анализ занятия: разминка состояла из 2-х упражнений: хождение над пропастью и «Восковая свеча», в этих упражнениях ребята оценили свои возможности вживаться в образ, при этом произошла проверка доверия, эмпатии, эмоциональной близости. Можно сказать, что доверие и эмоциональная близость в группе средняя, ребята не могут полностью  довериться, раскрыться в группе, чувствуется напряжение. После игры “Кис-мяу” напряжение и тревожность в группе заметно снизились, стабилизировался эмоциональный психологический климат. В целом занятие прошло успешно. Цель занятия была достигнута, ребята приобрели опыт эмоционального отреагирования.

Занятие 6

Цель: углубление знания о своих и чужих эмоциональных реакциях.

Занятие включало:  разминку “Японская машинка”, этюд “Сиамские близнецы”, упражнение “Снежный ком”, «Разговор через стекло», рефлексию, ритуал прощания.  

Анализ занятия: в разминке “Японская машинка” ребята были внимательны, сконцентрированы, увлечены процессом. В этюде  “Сиамские близнецы” были задействованы все участники, здесь они получили опыт совместного взаимодействия, поработали в парах, приобрели знания о своих и чужих эмоциональных реакциях. В упражнении «Снежный ком» хочется отметить Артема, Зарину, Катю, Айдара и Рината, в этом упражнении они особенно проявили свою находчивость, фантазию и воображение. Занятие прошло успешно были достигнуты поставленные цели.

Занятие 7

Цели: создание фрустрационной напряженности для более глубокого сплочения членов группы и смещение агрессивности на тренера.

Занятие включало:  разминку «Зеркало», беседу, направленную на создание эмоционального напряжения, упражнения «Садовник», «Фотограф», «Скульптура», упражнения на внимание и общение, рефлексию, ритуал прощания.

 Анализ занятия: В ходе занятия ребята поработали над своими эмоциональными состояниями, страхами. В беседе поразмышляли о значении ответственности, самостоятельности, активности и инициативе, какое влияние они оказывает на жизнь. Проработали ситуации, вызывающие фрустрационную напряженность. 

Занятие 8

Цель: анализ личностных проблем каждого члена группы.

Занятие включало:  разминку, упражнения на невербальную коммуникацию: “Испорченный телефон”, “Разговор через стекло”, “Передача предмета”, ролевые игры: “Позднее возвращение”, “Неприятный разговор с родителями”, “Сборы на дискотеку”, анализ 15 качеств личности, дискуссия «Детские страхи», рефлексия, ритуал прощания.

 Анализ занятия: в ходе обсуждения ребята говорили, что научились использовать приемы невербального общения, расширили свои знания о способах коммуникации, научились не только анализировать и проговаривать свои проблемы, но и слушать проблемы других, узнали друг о друге много нового и интересного, стали по-другому относиться к своим товарищам. Цель занятия была достигнута.

2. Коррекционная работа с родителями включала 4 занятия.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Многие отечественные психологи отмечали взаимосвязь стиля семейного воспитания и акцентуациями характера в подростковом возрасте, а также указывали, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития.

Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков