Влияние семьи на акцентуации характера у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Диплом Ахба готов.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Аверин В. А.  Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

2.  Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.

3.  Бодалев А. А. Психология общения. - М; Воронеж, 1996.

4.  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. (Формирование личности в подростковом возрасте: 292—365.)

5.  Воспитание подростков в семье / Методические рекомендации по педагогическому всеобучу родителей учащихся 4-7 классов - М., 1985.

6.  Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.

7.  Жарикбаев К. Развитие психологической мысли в Казахстане.

8.  Земская М. Р. «Семья и личность». - М.: изд. «Прогресс»,1999.

9.  Клейбейрг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

10.  Ковалев С. В. «Психология семейных отношений». - М., изд. «Педагогика», 1987.

11.  Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: 1988.

12.  Ковалев А. Г. Психология личности. - М.: "Просвещение", 1965.

13.  Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2006.

14.  Кроповницкий О. В.  Психология подростка. Тренинг личностного роста.

15.  Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М.: 1997.

16.  Левитов Н. Д. Психология характера. Изд – 3-е, испр. и доп. - М.,1969.

17.  Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев,1989.

18.  Лидерс А. Г. «Психологический тренинг с подростками». Изд - 2-ое, М. – 2004.

19.  Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985г.

20.  Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.,1983.

21.  Маклаков А. Общая психология. – М., 2001.

22.  Маркова А. К. Психология обучения подростка. - М., 1995.

23.  Марковская И. М. Опросник  для  изучения  взаимодействия  родителей  с

детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - № 2.  –  С. 45.

24.  Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000.

25.  Мишель Кле. Психология подростка. - М., 1991.

26.  Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1989.

27.  Мукатаева Г. К. Особенности акцентуации характера у подростков МСВА «Демеу» г. Астана.

28.  Немов Р. С. Психология. Кн.3. - М., 1998.

29.  Нечаев А. П. «Характер человека». – М., 2001.

30.  Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.

31.  Педагогика / Под ред. Н. Д. Хмель, Г. Т. Хайруллин, И. Муканова). – А., 2005.

32.  Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. 

33.  Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М., 1997.

34.  Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.,1996.

35.  Поливанова Л. Б. Психологическое содержание подросткового возраста / Вопросы психологии. - № 5. - 1992.

36.  Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989.

37.  Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практические применение. - М., 1994.

38.  Работа практического психолога с акцентуированными подростками (сост. В. А.Федоров). - Петрозаводск,1997.

39.  Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб, 2000.

40.  Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления     личности. – М.,1994.

41.   Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М., 2004.

42.  Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействия психолога и педагога в учебном процессе. – М., 2004.

43.  Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000.

44.  Семейное воспитание (сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько). - М.,1990.

45. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 Т. 1. - М., 1987.

46.  Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М., 2000.

47.  Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983.

48.  Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1997.

49.  Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М.,1999.

50.  Формирование личности в период от подросткового и юношеского возрастов. / Под ред. И. В. Дубровина. - М.: 1987.

51.  Фридман Л. М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей. – М., 2003.

52.  Хабаршы вестник. ст. Семья как источник развития внутреннего диалога в самосознании подростков. - А.- №2(9). - 2002.

53.  Хабаршы вестник. ст. Социально-психологическое  самочувствие современных подростков. Ш. Е. Джаманбалаева. - А. -  №2(9). – 2002.

54.  Хабаршы вестник. ст. Психологические аспекты семейного воспитания подростков. Ж. К. Аксакалова. - А.- №1(16). – 2006.

55.  Хан Н. Н. Сотрудничество в педагогическом процессе школы. - А., 1997.

56.  Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Анализ семейных  отношений  подростков при  психопатиях,  акцентуациях  характера,   неврозах   и   неврозных состояниях. – М., 1994.

57.   Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. –  СПб.:  Питер, 1999.

58.   Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

59.  Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.

60.  Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2002.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика «акцентуация характера» А. Е. Личко

С помощью данной методики определяются акцентуации характера человека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека. Ниже приведены краткие описания типов акцентуированных характеров, определяемых при помощи данной методики.

 Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен. 
          Циклоидный тип. Часто меняет настроение, падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимно-му типу. Самооценка нередко бывает неточной.

Лабильный тип. Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии — преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.

 Сенситивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость — типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.

Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Частый уход в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем-либо.

Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

  Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен к развлечениям, к получению удовольствий, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами настоящего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.

Конформный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать для себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам». 
          Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные, соединяющие в себе разные акцентуации характеров. 
         Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи данной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый. Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист (табл. 10), где слева перечислены названия 25 подшкал, а справа отмечаются номера выбираемых испытуемым суждений.

 

 

Название списка суждений

Номера выбираемых суждений

   

наиболее характерные

наименее характерные

Самочувствие

   

Настроение

   

Сон и сновидения

   

Пробуждение от сна

   

Аппетит и отношение к еде

   

Отношение к спиртным напиткам

   

Сексуальные проблемы

   

Отношение к одежде

   

Отношение к родителям

   

Отношение к друзьям

   

Отношение к окружающим

   

Отношение к незнакомым людям

   

Отношение к одиночеству

   

Отношение к будущему

   

Отношение к новому

   

Отношение к неудачам

   

Отношение к приключениям и риску

   

Отношение к критике и возражениям

   

Отношение к лидерству

   

Отношение к опеке и наставлениям

   

Отношение к правилам и законам

   

Оценка себя в детстве

   

Отношение к школе

   

Оценка себя в данный момент

   

Отношение к деньгам

   


Таблица 10

Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»

 

 

Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из следующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать три наиболее характерные для него и записать соответствующие номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же самое сделать для наименее характерных для него, отметив соответствующие номера в третьей графе регистрационного листа. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую и третью графы регистрационного листа меньшее количество цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается выбрать не менее трех суждений, наименее характерных для него, и записать их номера в третью графу регистрационного листа.

Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков