Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:05, дипломная работа
Цель исследования изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Выявить различные стили родительского воспитания.
3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.
4. Выявить взаимосвязь типа акцентуации характера подростков и особенностей стиля семейного воспитания.
5. Разработать и апробировать комплексную коррекционную программу для улучшения детско-родительских отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию характера и акцентуации характера
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте
1.4 Теоретические концепции по проблеме взаимосвязи стиля семейного воспитания и акцентуаций характера в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Реализация психокоррекционной программы, осуществляемая в целях развития конструктивного взаимодействия родителя и ребенка
2.4 Оценка эффективности психокоррекционной работы, выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 9
Сравнительный анализ результатов по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (ответы родителей подростков) до и после коррекции
Типы родительского воспитания по Марковской |
Результаты методики до коррекции (%) |
Результаты методики после коррекции (%) |
Мягкость |
35 |
57 |
Строгость |
65 |
43 |
Автономность |
25 |
40 |
Контроль |
75 |
60 |
Отвержение |
33 |
15 |
Рисунок 6. Сравнительные результаты диагностики типа родительского воспитания по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (ответы родителей подростков) до и после коррекции
По результатам вторичной диагностики мы видим, что строгость, контроль, отвержение снизились: строгость стала 43%, контроль - 60 %, отвержение - 15%, а показатели мягкости и автономности, наоборот повысились: мягкость - 57%, автономность - 40%.
Родители изменили свой стиль воспитания, стали больше прислушиваться к своему ребенку, отметилась большая мера родительского принятия, уважения к чувствам детей, признание необходимости автономии, укрепилась уверенность в собственных воспитательных возможностях.
Для того чтобы подвести итог вторичной диагностики, мы сравнили результаты методик «Акцентуация характера» и «Взаимодействие родитель – ребенок», полученные до и после коррекции. Результаты сравнительного анализа представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Результаты сравнительного анализа взаимосвязи акцентуаций характера и стиля семейного воспитания (до и после коррекции)
По результатам сравнительного анализа стиля семейного воспитания и акцентуации характера до и после коррекции, мы видим, что изменения, произошедшие в стиле воспитания, повлияли на выраженность отдельных черт характера подростков, так:
- по шкале «мягкость – строгость», мягкость («Кумир семьи») снизилась у родителей подростков с истероидным типом характера от 75% до 53% - подростки стали более сдержанными, снизилась демонстративность в поведении; строгость снизилась у родителей подростков с шизоидным (от 73% до 51%), эпилептоидным типом характера (от 73% до 52%): подростки с шизодным, эпилептоидным типом характера стали менее замкнутыми, тревожными, коммуникабельными, снизились напряженность, агрессивность, раздражительность;
- по шкале «автономность – контроль», автономность снизилась у родителей подростков с неустойчивым (от 66% до 49%), конформным (от 69% до 53%) типом характера: подростки с неустойчивым типом характера стали сдержанными, уравновешенными, подростки с конформным типом характера стали спокойными, снизилась тревожность, появились уверенность в себе в своих возможностях, инициативность, самостоятельность; абсолютный контроль снизился у родителей подростков с гипертимным (от 82% до 65%), астненоневротическим (от 88% до 67%), сенситивным (от 82% до 65%), психоастеническим (от 87% до 65%) типом характера: подростки с гипертимным типом характера стали сдержанны, наладился контакт с окружающими людьми, менее импульсивны, подростки с астеноневротическим типом характера стали уравновешенны, работоспособны, подростки с сенситивным, психоастеническим типом характера стали уверенными, решительными, спокойными, целеустремленными;
- по шкале «отвержение – принятие» отвержение снизилось у родителей подростков с циклоидным (от 68% до 45%), лабильным (от 71% до 48%) типом характера: подростки с лабильным, циклоидным типом характера стали менее эмоциональны, спокойны, сдержанны.
Исходя из полученных данных, мы видим, что в коррекционная работа прошла успешно, так как произошли положительные изменения: подростки стали сдержанными, появилась уверенность в себе, снизилась напряженность, тревожность, они стали общительными, открытыми, улучшились взаимоотношения между родителем и ребенком, стали лучше друг друга понимать, чувствовать, совместно приобрели опыт конструктивного взаимодействия, все это благоприятно влияет, как на детско-родительские взаимоотношения, так и на коррекцию негативных черт характера подростков, мешающих его социализации и гармоничному развитию личности.
Конечно же, в рамках одной коррекционной программы невозможно добиться устойчивых долговременных положительных результатов и полноценно решить все проблемы взаимоотношений между родителем и ребенком, поскольку они формировались достаточно длительное время и требуют больших усилий, времени, терпения и постоянной работы.
Для проведения успешной коррекционной работы с акцентуированными подростками и их родителями, мы предлагаем следующие методические рекомендации.
Необходимо создать благоприятный эмоционально-психологический климат в группе, взаимодействие тренера с группой в первую очередь предполагает равенство психологических позиций. Тренер должен чутко улавливать эмоциональное состояние группы, не допускать “натянутых пауз” между упражнениями, проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме, что позволяет добиться положительной динамики и способствует личностному росту участников группы.
Началу групповой тренинговой работы предшествует индивидуальная консультация каждого ребенка и членов его семьи (желательно обоих родителей). Детская групповая тренинговая работа должна проводиться в достаточно просторном помещении, где подростки с различной степенью активности могли бы безопасно передвигаться. Пол не должен быть скользким; целесообразно иметь специальное покрытие, чтобы ребенок при необходимости мог расположиться на полу. В помещении не должно быть никаких потенциально опасных предметов. Комната должна быть светлой и уютной, с регулируемой яркостью освещения. Стены и необходимая мебель должны быть теплых, успокаивающих тонов — светло-коричневые, зеленые и др.
Рекомендации родителям.
Если ваш ребенок находиться в подростковом возрасте:
1. Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности.
2. Соблюдайте четкую меру: с одной стороны – позволяйте и поощряйте самостоятельность ребенка, а с другой – негласно его контролируйте;
3. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
4. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства.
5. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
6. Проявляйте терпение к резким сменам настроения – в этом возрасте это норма;
7. Старайтесь не наказывать
8. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы.
9. Учитывайте интересы ребенка и не навязывайте ему свои. Помните, что ребенок не обязан быть похожим на Вас;
10. Интересуйтесь увлечениями
11. Поощряйте любые проявления самостоятельности.
12. Необходимо найти сильные
стороны или, лучше сказать, качества
подростка и правильно их
13. Поддерживайте подростка.
В отличие от награды
14. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
В завершении хочется напомнить, что личность вашего ребенка еще формируется, и каждый день он может проявлять разные ее стороны, аспекты. Самое главное помнить, что, несмотря на видимое отторжение родительской опеки, подсознательно подросток остро нуждается в помощи взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст многие ученые определяют как «второе рождение». Рождение социальной личности готовой вступить в жизнь. Подростковый период - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие эдипового комплекса - протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на гинетальную), страх одиночества, принятие новых социальных ролей, гормональный диссонанс - таким образом, получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс.
Для этого периода жизни характерно возникновение различных форм нарушений поведения. То, что раньше считалось аномалией сейчас вошло в критерий нормы, - 90% подростков имеют определенный тип акцентуации характера.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Проявление акцентуаций характера происходит в тех ситуациях, когда задействуется именно это уязвимая точка характера, в других случаях человек ведет себя адекватно, без срывов и потрясений.
Акцентуации характера могут проявляться
с раннего возраста, но в подростковом
возрасте их проявления обычно усиливаются.
Большинство акцентуаций характера обычно
со временем сглаживаются, компенсируются.
И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на
слабое звено характера, они могут не только
стать почвой для острых аффективных реакций,
неврозов, но и условием формирования
психопатического развития - психопатий
краевых.
По мнению большинства специалистов, одной из причин появления акцентуаций характера в подростковом возрасте как предпосылки для формирования отклоняющего поведения является неправильный стиль родительского воспитания.
Так, экспериментальным путем нами было выявлено, что во многих семьях, где преобладал высокий контроль (гиперпротекция), отвержение, строгость (жесткие взаимоотношения), дети были тревожными, неуверенными, замкнутыми, склонными к ипохондрическим реакциям, где высокая автономность (гипопротекция) наблюдалась повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению, в некоторых случаях наблюдалась повышенная тревожность, в семьях, где же преобладала высокая мягкость («Кумир семьи»), дети были демонстративными, истероидными, непослушными, все перечисленные стили воспитания ведут к формированию акцентуаций характера у подростков. Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предложенная нами гипотеза подтвердилась.
На основании полученных данных, на формирующем этапе нами была разработана и апробирована психокоррекционная программа по оптимизации детско-родительских отношений, коррекции негативных черт личности, а также для приобретения родителями и детьми навыков конструктивного взаимодействия.
Апробирование психокоррекционной работы прошло успешно. В ходе ее применения наладился контакт между родителями и детьми, подростки избавились от негативных черт акцентуации характера, мешающих социализации и гармоничному развитию личности, совместно приобрели навык конструктивного взаимодействия.
Изучение проблемы влияния стиля родительских отношений на формирование и проявление акцентуации характера в подростковом возрасте на данном этапе является процессом завершенным. В своей работе мы рассмотрели одну из сторон этого процесса - важность и необходимость учета влияния стилей семейного отношения на развитие личности подростка.
Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям, педагогам и психологам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребенка и стиль семейного воспитания. Зная тип акцентуации характера ребенка и, избегая, по возможности неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.
Информация о работе Влияние семьи на акцентуации характера у подростков