Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс стремительно охватил все сферы производственной и социальной деятельности человека. В короткие временные интервалы интенсивно изменяется природная среда обитания человека, образ его жизни, труда, быта и отдыха. Современная цивилизация, повышая уровень жизни и благосостояния, создала предпосылки для нарастания психоэмоциональных перегрузок. В этих условиях существует множество разнотипных по своей природе причин формирования психологического стресса.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………..6
1.1. Современные представления о психофизиологических реакциях на стресс………………………………………………………………………………6
1.2. Способы проблемно-решающего поведения и их связи с психоэмоциональными особенностями индивидуума………………………...13
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………..19
2.1. Технология выявления психоэмоциональных реакций на стресс у лиц среднего возраста………………………………………………………………..19
2.2. Базовые психологические принципы снятия стресса и управления трудными психоэмоциональными состояниями……………………................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..........32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………...34
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Общая психология»
Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека
Воронеж – 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………..6
1.1. Современные представления
о психофизиологических реакциях на стресс………………………………………………………………
1.2. Способы проблемно-решающего поведения и их связи с психоэмоциональными особенностями индивидуума………………………...13
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………
2.1. Технология выявления
психоэмоциональных реакций на стресс у лиц среднего возраста…………………………………………………………
2.2. Базовые психологические принципы
снятия стресса и управления трудными
психоэмоциональными состояниями……………………...........
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс стремительно охватил все сферы производственной и социальной деятельности человека. В короткие временные интервалы интенсивно изменяется природная среда обитания человека, образ его жизни, труда, быта и отдыха. Современная цивилизация, повышая уровень жизни и благосостояния, создала предпосылки для нарастания психоэмоциональных перегрузок. В этих условиях существует множество разнотипных по своей природе причин формирования психологического стресса.
Стресс современного человека – это реакция на скопившиеся заботы и проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс проник во все сферы нашей деятельности, стал частью нашей жизни. «Наше время – время стрессов и страстей». Состояние, которое столетия назад было важным защитным механизмом, в сегодняшнем мире превратилось в основной источник заболеваний. Поэтому современному человеку жизненно необходимо научиться адаптироваться к стрессовым ситуациям.
Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на физическое здоровье человека, но и на его эмоциональное состояние. Стрессовые ситуации представляют собой главные «факторы риска» при обострении не только различного рода заболеваний, но и при проявлении ряда психоэмоциональных расстройств. По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней.
По мнению учёных Г. Селье, С. Фолкмана, Р. Лазаруса и др. быстрое распознавание симптомов стресса важно для своевременного выявления его источников и недопущения перерастания в болезнь. Запустится или нет, заложенный в человеке природой механизм мобилизующего реагирования зависит не только и не столько от внешнего стимула, сколько от его интерпретации, которая может быть чисто гипотетической.
В последнем случае воздействие не только опосредуется человеком, но и конструируется им самим. Иными словами, очень часто стрессовую ситуацию мы создаём сами. Именно эта сугубо человеческая особенность трансформировала изначально позитивное значение стресса в его противоположность. Таким образом, для человека стресс из кратковременной реакции мобилизации превратился в продолжительное состояние напряжения, истощающее жизненные силы организма.
Исследования, посвящённые изучению механизма возникновения стресса, занимают большое место в отечественной и зарубежной психологии. По мнению учёных Г. Селье, С. Фолкмана, Р. Лазаруса важнейшим шагом на пути урегулирования реакции на стресс является выбор оптимального поведения индивидуума.
Таким образом, влияя на поведение людей, на их психоэмоциональное состояние, стресс оказывают громадное влияние и на всю общественную жизнь.
Цель исследования: изучить влияние психологического стресса на психоэмоциональное состояние человека.
Объект исследования: психологический стресс.
Предмет исследования: психоэмоциональные состояния человека в стрессовых ситуациях.
Гипотеза исследования: развитие психоэмоциональных проблем у лиц среднего возраста напрямую зависит от хронического повседневного стресса.
В соответствии с целью и гипотезой, нам необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития стрессовых расстройств;
2) изучить способы проблемно-решающего поведения и их связи с психологическими особенностями индивидуума;
3) провести диагностику уровня психоэмоционального состояния у лиц среднего возраста;
4) рассмотреть
базовые психологические
Методологическую основу исследования составляют положения психологии, психофизиологии, психотерапии по проблеме изучения механизма возникновения психологического стресса. В своей работе мы опирались на труды Г. Селье, С. Фолкмана, Р. Лазаруса и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами была использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ специализированной психологической литературы по проблеме исследования; наблюдение за испытуемыми; комплекс диагностических методик.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились лица женского пола в возрасте 33-35 лет, работающие в сфере обслуживания города Старый Оскол.
Структура исследования. Данная курсовая работа включает в себя оглавление; введение; две главы, (включающих по два параграфа); заключение; список литературных источников; приложение.
Список литературы состоит из 22 источников. Работа включает в себя 35 страниц.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – комплексное психическое и физиологическое состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Стресс в современном обществе – это «реакция на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями». [2, 28]
Состояние, которое столетие назад
было важным защитным
Рассмотрим последовательность
формирования «антистрессовой
Важно быстро распознать и увязать проблему с вызвавшим её стрессом. Ведь стресс – это реакция мобилизации. Всё, что связано с этой реакцией, относится его признакам.
Все признаки стресса можно разделить по сферам их проявления:
- психофизиологической;
- эмоциональной;
- поведенческой.
Психофизиологический стресс, прежде всего, проявляется в мышечном напряжении, дрожи и в нервных тиках, спазмах и связанных с ними болях в груди, животе, спине, шее, головокружении, высоком кровяном давлении, усиленном сердцебиении, частом дыхании, вегетативных проявлениях в виде сухости во рту или горле, повышенной потливости.
На эмоциональном уровне «большинство людей переживают стресс как чувство беспокойства или повышенной возбудимости, раздражительности, гнева и враждебности, необычной агрессивности, невозможности сосредоточиться».[9, 45] Может также возникнуть ощущение потери контроля над собой и ситуацией, вызывающее чувство беспомощности или безнадёжности, страх и панику.
На поведенческом уровне воздействие стресса может проявиться в том, что человек, чтобы уйти от него начинает злоупотреблять алкоголем, усиленно курить, бесконтрольно питаться, теряет интерес к своему внешнему виду, постоянно спешит в стремлении куда-то успеть, занимается поиском виноватых, или, наоборот, впадает в бездействие и апатию.
При описании стресса употребляются такие близкие понятия как собственно стресс и дистресс. Однако они не являются синонимами. В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда.
Событие, факт или сообщение,
которое может вызвать стресс, называется стрессором. При этом, «выступит
та или иная ситуация причиной стресса
или нет, зависит не только от самой ситуации,
не от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности
в себе…» [10, 35] Особенно большое значение
имеет, конечно оценка угрозы, ожидания
опасных последствий, которую содержит
в себе ситуация. Возникновение переживание
стресса зависит не столько от объективных,
сколько от субъективных факторов, от
особенностей самого человека: оценки
им ситуации, сопоставления своих сил
и способностей с тем, что него требуется,
и т. д.
Одним из факторов стресса является «психоэмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях в эндокринной системе человека».[12, 58] Так, во время экспериментальных исследований в клиниках было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях, безусловно, необходима помощь квалифицированного психолога.
Таким образом, основными чертами психологического стресса являются следующие:
2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное;
оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная
реакция недостаточна.
К переживанию психологического стресса близко и состояние фрустрации. Фрустрация «переживается , как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности». [6, 117] Причем, препятствия, с которыми сталкивается человек, могут быть , как объективно непреодолимыми, так и субъективно непреодолимыми. Например, в диалоге «начальник — подчиненный» первый может себе позволить повышенный тон в разговоре, а второй — нет, хотя все физиологические возможности для этого имеет.
Информация о работе Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека