Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс стремительно охватил все сферы производственной и социальной деятельности человека. В короткие временные интервалы интенсивно изменяется природная среда обитания человека, образ его жизни, труда, быта и отдыха. Современная цивилизация, повышая уровень жизни и благосостояния, создала предпосылки для нарастания психоэмоциональных перегрузок. В этих условиях существует множество разнотипных по своей природе причин формирования психологического стресса.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………..6
1.1. Современные представления о психофизиологических реакциях на стресс………………………………………………………………………………6
1.2. Способы проблемно-решающего поведения и их связи с психоэмоциональными особенностями индивидуума………………………...13
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………..19
2.1. Технология выявления психоэмоциональных реакций на стресс у лиц среднего возраста………………………………………………………………..19
2.2. Базовые психологические принципы снятия стресса и управления трудными психоэмоциональными состояниями……………………................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..........32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………...34
Как видно из таблицы, наиболее опасны для человека интенсивные психотравмирующие события, обусловленные потерей близких людей. Умение приспособиться (адаптироваться) является основой поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Г. Селье, основоположник учения о стрессе, называет приспособляемость «главной отличительной чертой жизни».
Под влиянием стрессорного воздействия либо значительного по силе, либо частого, повторного (имеется в виду хронический стресс как следствие постоянных эмоциональных раздражителей) происходит срыв приспособляемости и развитие заболеваний. Иначе это называется дистрессом или стадией истощения «адаптационной энергии». И здесь важно вспомнить высказывание Г. Селье о том, что «стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни».
На заключительном этапе нами была рассмотрена связь цветопредпочтения с актуальным психоэмоциональным состоянием человека.
Проблема соотношения эмоций и цвета в течение многих лет интересует отечественных и зарубежных врачей и психологов. Как отмечалось выше, ассоциативное восприятие цвета человеком генетически детерминировано по типу безусловных и условных рефлексов и ассоциаций, приобретенных в процессе жизнедеятельности. Цвета и оттенки благодаря ассоциациям могут иметь эмоциональную окраску и вызывать разнообразные чувства при восприятии человеком цвета и соответствующего предмета.
Швейцарский ученый М. Люшер разработал известный всему миру цветовой тест, который связывает предпочтения того или иного цвета с устойчивыми личностными характеристиками человека и особенностями его переживания актуальной ситуации.
Особый интерес в цветотерапии и цветокоррекции представляют вопросы выбора цвета, феномена цветопредпочтения. На цветовосприятие и выбор цвета влияет огромное количество факторов. Это эмоциональное состояние, возраст, пол, социальное положение, особенности окрашенного предмета, параметры тона, яркости, насыщенности и др.
Особенно важна связь цветовых предпочтений с актуальным психоэмоциональным состоянием и личностными особенностями человека. Так, активные и энергичные люди часто выбирали теплые цвета и их оттенки, а спокойные и хладнокровные — холодные. Если психика человека устойчива, в цветовой гамме интерьера и одежды могут преобладать предпочитаемые цвета, родственные по сути. Допустимы выраженный и резкий контраст, использование чистых, ярких, насыщенных цветов, если они предпочитаемы.
При неустойчивой психике, пограничных психических расстройствах предпочитаемые испытуемыми цвета и контрастные цветовые сочетания могут ухудшить их психоэмоциональное состояние. Так, женщины, склонные к депрессиям, часто выбирали темные цвета: синий, черный и др. У них повышена чувствительность к синему и другим темным тонам. В гипоманиакальном состоянии, наоборот, повышается чувствительность к красному цвету. Разная чувствительность к цвету часто проявляется в рисунках таких испытуемых: преобладание темных, мрачных тонов при депрессии и наличие большого количества красного, оранжевого и других теплых тонов при гипоманиакальном состоянии.
Психологами была установлена прямая зависимость между предпочтением цвета и устойчивыми личностными особенностями. Так, экстраверты, имеющие потребность во внешней стимуляции, часто отдают предпочтение красному цвету. Интроверты выбирают синий цвет чаще других и имеют потребность в низкой внешней стимуляции.
Акцентуированные личности могут различаться и особенностями цветовосприятия и цветопредпочтения, что связано с индивидуальными особенностями профиля личности и выраженностью акцентуаций характера. Так, при «дистимичности», личностной предрасположенности к повышенной утомляемости и депрессии («дистимный» тип) может быть повышена чувствительность к темным тонам. Предпочитаемыми цветами могут оказаться синий или черный, не улучшающие, а, наоборот, усугубляющие негативное психоэмоциональное состояние человека.
С помощью данного теста можно определить самооценку человека, выстроить рейтинг тревожности и психоэмоционального дискомфорта.
Характеристика цветов по Люшеру включает в себя 4 основных и 4 дополнительных.
Основные цвета:
упрямство.
агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
экспансивность, жизнерадостность.
При отсутствии внутриличностного конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета символизируют тревожность, стресс, переживание страха, отвращения, огорчения:
Нами заранее был заготовлен набор цветных карточек, которые во время обследования были выданы испытуемым. Им было предложено из разложенных восьми карточек выбрать ту (тот цвет), которая нравится больше других. При этом испытуемым были даны пояснения, что цвет не нужно соотносить с любимым в одежде, машине и др. Карточка переворачивалась оборотной стороной, раскладывались слева-направо, а порядковый номер записывался.
Первый выбор характеризует желаемое, поэтому через 2-3 минуты – осуществлялась вторая попытка, которая отражала реальное положение дел (отношение).
В результате тестирования мы получили восемь рейтингов цвета.
1 и 2 – явное предпочтение (++)
3 и 4 – предпочтение (хх)
5 и 6 – безразличие к цвету (= =)
7 и 8 – антипатия (--)
Например, испытуемый выполнил инструкцию, произвел ранжирование цветных карточек и в бланке ответов сделал две попытки. (Приложение 4) При интерпретации мы ориентировались на рейтинг цвета второй попытки. На основе полученного результата мы можем сделать вывод, что в данном случае у человека было подавленное настроение, он испытывал состояние психоэмоционального дискомфорта, т.к. основные цвета не заняли первые пять позиций, более того преобладающими оказались лишь два основных цвета – жёлтый и зелёный.
Таким образом, обобщая проделанную
работу мы пришли к выводу о том, что вопрос реабилитации
и оздоровления лиц, находящихся в состоянии
длительно сохраняющегося психоэмоционального
стресса и пограничных психосоматических
заболеваний приобретает социальное значение
и требует неотложных мер по созданию
комплексного научно-обоснованного реабилитационно-
2.2. Базовые психологические методы снятия стресса и управления трудными психоэмоциональными состояниями
Основной метод борьбы со стрессом - психорелаксационная терапия. К ней относятся прогрессивная мышечная релаксация (ПМР), аутогенная тренировка (АТ), медитативные методики, поведенческая терапия с использованием биологической обратной связи (БОС).
Рассмотрим кратко каждую из указанных методик. ПМР заключается в использовании системы упражнений, состоящих из чередования напряжения и расслабления различных мышц с концентрацией внимания, как на процессе напряжения, так и на процессе расслабления. АТ основана на использовании формул самовнушения для достижения релаксации. Медитативные методики предполагают пассивную концентрацию внимания на каком-либо объекте с целью нервно-мышечного расслабления. Сущностью поведенческой терапии с использованием БОС является применение аппаратуры, позволяющей пациенту получать информацию об изменении, например, частоты пульса или уровня АД.
Таким образом, вышеуказанные методики после определенного курса тренировок позволяют достигать состояния релаксации.
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.
Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: «Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если у меня чего-то нет, это не имеет значения».
Д. Карнеги приводит меткое высказывание А. Шопенгауэра: «Мы редко думаем о том, что у нас есть, зато всегда - о том, чего нет». Только разумом человек может взвесить истинную цену того или иного события дня для его собственной жизни. Однако для того, чтобы сформировать антистрессорную стратегию жизни, человеку нужен не только разум.
В глубокой древности на Востоке люди говорили: «Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого».
Г. Селье советует избегать стрессов осознанием «собственного потолка достижений», сосредоточением на светлом в жизни, воспоминаниями о своих успехах и радостях.
Формированию оптимизма и психологической устойчивости способствует развитие «смеховой культуры». Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии, остроумию, балагурству как к чему-то второстепенному: это защита человека от самого себя, своего уныния и отчаяния. Так или иначе, психоэмоциональные стрессы развиваются у каждого человека, даже устойчивого к ним. Тем не менее, уже возникший стресс можно ограничить определенными методами. Так, внезапное и сильное эмоциональное возбуждение (аффект) можно снизить плотным сжатием губ и медленными дугообразными движениями языка по небу. Велико успокаивающее действие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами.
Такие упражнения являются основой аутотренинга – учения, которое развито немецким психотерапевтом Шульцем и в настоящее время широко используется для снятия волнения и тревоги, усталости и неуверенности, развития воли, интеллекта и памяти.
При возникновении стресса и, особенно, его большой продолжительности хороши и такие средства, как музыка. Автор «музыкальной методики» П.Г. Шеффлер, рекомендует слушать при меланхолическом настроении оду «К радости» Л. Бетховена, при депрессии – «Короля гномов» Ф. Шуберта, а также шум прибоя, леса, дождя, птичьи голоса. Около 14% всех записей классической музыки, продающихся в Европе, принадлежит В. Моцарту. Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая и радостная - тонизирует. Вокальное исполнение, перенося человека в другой образ, помогает ему познать себя и за счет бессловесного контакта с внешним миром - ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.
Женщинам, возвращающимся расстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну с ароматной пеной. Мир покажется лучше, «смоются» стрессы дня. Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитации защищенности периода внутриутробной жизни и, конечно, влияния перераспределения кровотока: за счет увеличения кровотока кожи, снижается кровоток в мозгу, что ограничивает психоэмоциональное напряжение и способствует лёгкому засыпанию.
Цветовая культура человека также является фактором, способным повлиять на его настроение и психические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическое напряжение, но быстро утомляет; серый - успокаивает; черный – «давит», страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный - возбуждает, воодушевляет, при этом учащает дыхание, но на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый - защищающий, «уютный», но в большой дозе может вызвать апатию. Зеленый и синий - успокаивают и усыпляют, снижают артериальное давление и частоту дыхания. Желтый - возбуждает, создает надежду, способствует мечте и фантазии. Голубой - делает человека более миролюбивым и безмятежным. Фиолетовый - вызывает скрытую активность, повышает внушаемость.
В общении людей друг с другом кроется великий источник психического влияния. Сегодня очень остро стоит проблема одиночества. Одиночество - младшая сестра депрессии. Одинокие люди в 2 раза чаще погибают от рака и болезней сердца, в 4 раза - от дорожных катастроф и самоубийств.
Д. Карнеги, крупный специалист в области человеческих отношений, подчеркивал, что в общении с другими людьми не следует забывать, что человека от животных отличает стремление к собственной значимости, поэтому надо поощрять людей говорить о себе и научиться их слушать.
Имя человека - говорит Карнеги - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому следует стремиться запомнить как можно больше имен и использовать их в общении.
«Не судите, да не судимы будете» - гласит библейская мудрость, которую Карнеги интерпретирует словами: «Человеку свойственно обвинять кого угодно, только не самого себя. Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой».
Г. Селье считает, что для ограничения стрессов следует не демонстрировать свои достижения и избегать дружбы с «трудными» людьми.
Одним из регуляторов общения человека с другими людьми, животными и природой в целом является совесть - своеобразная внутренняя самооценка, самопредупреждение и самоосуждение. По сути своей это явление отождествляется с подсознательным страхом, стрессорной реакцией человека на собственный поступок. Совершая зло, человек разрушает сам себя не только психологически, но и чисто физически, т.к. стресс сложным образом меняет состояние внутренних органов, иммунитета и крови.
Не удивительно, что стрессолог Г. Селье высказал идею альтруистического эгоизма как единственного способа длительного выживания человека. Делая добро другому человеку или животному, заботясь о слабых, больных, увечных и проявляя великодушие, можно смягчить внутреннюю тревогу и обрести душевный комфорт.
Информация о работе Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека