Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс стремительно охватил все сферы производственной и социальной деятельности человека. В короткие временные интервалы интенсивно изменяется природная среда обитания человека, образ его жизни, труда, быта и отдыха. Современная цивилизация, повышая уровень жизни и благосостояния, создала предпосылки для нарастания психоэмоциональных перегрузок. В этих условиях существует множество разнотипных по своей природе причин формирования психологического стресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………..6
1.1. Современные представления о психофизиологических реакциях на стресс………………………………………………………………………………6
1.2. Способы проблемно-решающего поведения и их связи с психоэмоциональными особенностями индивидуума………………………...13
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………..19
2.1. Технология выявления психоэмоциональных реакций на стресс у лиц среднего возраста………………………………………………………………..19
2.2. Базовые психологические принципы снятия стресса и управления трудными психоэмоциональными состояниями……………………................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..........32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………...34

Файлы: 1 файл

Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

          Фрустрация возникает в том случае, когда человек чего-либо не может получить, но страстно этого желает. И вот тогда это состояние, безусловно,  влечет за собой возникновение психоэмоциональных нарушений, выражающееся  «в     повышении       конфликтности,        бессоннице,   уве-

личении тревожности падении     работоспособности падении работоспособности».[7, 39 ]  

            По природе своего возникновения стресс принято разделять на эмоциональный и информационный. Если эмоциональный стресс связан с физиологическими и эмоциональными перегрузками, то информационный — с невозможностью справиться с лавинообразным потоком информации. При этом, «стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но и при проявлении мелких постоянных отрицательных действий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности, а также необходимости перерабатывать ежедневно значительные объёмы информации».[8, 121] Эмоционально люди реагируют на стресс по-разному: от состояния повышенной активности, до прямого ухода в депрессию.


            В проявлении стресса, безусловно, имеют место и индивидуальные психологические различия людей. Нет даже двух людей, у которых реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми. По мнению, Г. Селье, большинство стрессов в жизни человека провоцируются им самим. Он отмечал, что «имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете». [4, 55]

         Но, тем не менее, стресс, как ни странно, является необходимым жизненным явлением для человека. Г. Селье утверждал, что «полная свобода от стресса есть смерть». [4, 59] Стресс позволяет встретить возникшие трудности в состоянии «боевой готовности» и приспособиться к новым условиям. При регулярном повторении стрессоров человек адаптируется к стрессу, а стрессовые реакции постепенно ослабевают. Это означает, что возможности психики человека не ограничены и в определенных условиях можно тренировать её стрессоустойчивость.

          Безусловно, нельзя отрицать того, что в некоторых случаях стресс может оказать положительное влияние на работоспособность человека. Например,  в   отдельных  видах    творческой   деятельности, а также спорте

личность переживает «состояние психоэмоционального стресса, который сопровождает саму деятельность и вызывает специфические ощущения: от бодрости до восторга».[14, 145]

            В определённых случаях, человек может даже испытывать чувство эйфории, которая является следствием действия гормона серотонина, активное выделение которого корой надпочечников представляет собой важнейшую психофизиологическую реакцию на стресс. Этот гормон также может усиливать чувство оптимизма, ощущение, что человеку «море по колено». Опасность состоит в том, что это состояние может породить чувство собственного совершенства, что нередко приводит к неудачам.

           Негативными последствиями стресса являются следующие психоэмоциональные проблемы:

- стресс затрудняет обдумывание нескольких альтернатив, человек демонстрирует жесткость в поведении и мышлении;

-   стресс усиливает черно-белое восприятие мира, нюансировка невозможна и появляется неадекватное реагирование;

- стресс вызывает длительное  состояние усталости, что ведет к повышению раздражительности, параноидным реакциям, к возрастанию подозрительности, враждебности и усилению оборонительных реакций;

- стресс усиливает ограничение временной перспективы и игнорирование будущих последствий;

- стресс ускоряет спад чувства ответственности за исход решения.

           Стресс, который испытывает человек при определённых обстоятельствах, «изменяет его психоэмоциональное поведение, прежде всего, речевое». [14, 221] Изменения речи во время стресса могут быть самыми разнообразными. Речь может стать взволнованной с более частым употреблением междометий или оборотов типа «так сказать», «вы знаете». Учащаются повторы слов, фраз и целых предложений, а также появляются изменения и поправки только что произнесенных фраз. Убыстряется темп речи, увеличивается ее скорость и сокращаются паузы между фразами.

           Стресс может сопровождаться также изменениями в мимике и пантомимике. В состоянии стресса тело человека становится напряженным, а речь, одновременно, сопровождается бесцельными или спонтанными движениями: миганием, жестикуляцией, игрой с ключами, авторучкой, хрустом пальцев. Человек хмурит брови, голос приобретает более высокие ноты, сменяется его интенсивность. Во время стресса «возникает раздраженность, сопровождающаяся возрастанием числа заявлений о дискомфорте, оценочных заявлений, улыбок через силу, а также уменьшения позитивных кивков головой».[16, 89] Значительно повышается бдительность: человек внимательно фиксирует других людей взглядом, смотря прямо в глаза, сохраняя при этом очень жесткую позу.

        Ганс Селье определил следующие стадии стресса как психологического процесса:

      1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

      2)  максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

      3)  нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

          Но стресс далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае, вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоэмоциональные расстройства, неврозы, депрессивные состояния — характерны для современных видов производства и управленческой деятельности.

          В серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими были выделены два основных типа людей:

         А — подверженных стрессу,

         В — устойчивых к стрессу лиц.

        Представители типа «А» характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели,   агрессивность,         нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности». [10, 112] Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

            М. Дж. Хоровитц описал стадии развития стресса и сопутствующие им патологические состояния в ответ на экстремальную жизненную ситуацию, которая характеризуется для события исключительностью, при протесте — интенсивностью, при отбрасывании в удовлетворении потребности — продолжительностью, при вторжении — блокировкой, а при переживании — незавершенностью.

            Безусловно, стресс был бы губителен для человека, если бы он был не в состоянии принять адекватные меры. Таким образом  М. Дж. Хоровитц выделил следующие способы реагирования на психологический стресс:

          -переоценка стрессора (… «если человек не может изменить обстоятельства, то он может изменить отношение к ним», — гласит народная мудрость, которой тем не менее, люди не всегда следуют, потому что это зависит, прежде всего, от состояния нервной системы, а также от особенностей психики)

         - дистанцирование (человек старается избегать всего, что вызывает стресс, а в процессе стрессового взаимодействия начинает более часто употреблять жесты, символизирующие отталкивание, и слова, указывающие на дистанцию с объектами и людьми, имеющими отношение к данной ситуации)

 

  

1.2.    Способы   проблемно-решающего поведения и   их связи

с   психоэмоциональными особенностями индивидуума

 

          В настоящее время, существует бесконечное множество факторов, вызывающих у человека психологический стресс. Однако, его источников всего лишь два: это происходящие с людьми жизненные события – факты и их значения или отношение к ним. Второй источник характерен только для человека. Только для людей, в отличие от других живых существ, возникновение стресса связано с субъективными особенностями восприятия.

           Если все люди подвержены стрессу, то почему не все из них  несчастны и больны? Ответом на  поставленный вопрос явилась, предложенная  американскими психологами  (С. Фолкманом, Р. Лазарусом) «трансакционная когнитивная теория стресса и проблемно-решающего поведения». [15, 89] Согласно данной теории взаимодействие среды и личности регулируется двумя основными процессами: когнитивной оценкой и проблемно-решающим поведением.

          Реакция личности на какое-либо событие определяется следующими факторами:

- информационной когнитивной активностью (представлениями об окружающем мире и его функционировании);

- оценочной когнитивной активностью (процессом извлечения из информации об окружающем мире сведений, важных для благополучия конкретной личности)

        Оценочная когнитивная активность осуществляется в два этапа. Первичная когнитивная оценка связана с информацией о произошедшем и о том, что влияет на благополучие индивидуума. В ходе первичной когнитивной оценки происходит разделение стрессовых ситуаций на три вида:

- ущерб (отражается связь  с предшествующим негативным  опытом);

- угроза (отражается ожидаемый  ущерб – физический, материальный, моральный и т.п.);

- вызов, обращённый к  потенциальным ресурсам личности (например, какое-либо ответственное задание, требующее максимальной мобилизации личностных резервов).

          Первичная оценка определяется  степенью воспринимаемой угрозы; свойствами стресса; «особенностями  психологической конституции индивидуума». [18, 145] Она позволяет сделать вывод, является ли данная стрессогенная ситуация угрожающей или нет.

          Вторичная когнитивная оценка  определяет, какими методами индивидуум  может влиять на негативные  события и их последствия. В  ходе вторичной когнитивной оценки  определяется выбор способа преодоления стрессовой ситуации и необходимых для этого ресурсов». [20, 143]

         Таким образом, именно когнитивная  оценка запускает механизм проблемно-решающего  поведения – деятельности личности  по поддержанию или сохранению  баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти требованиям.

           Первый шаг на пути «приручения» стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определённые признаки, сообщающие человеку о том, что его организм испытывает стресс. Влияние стресса проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности.

           Важнейший шаг на пути урегулирования  реакции на стресс – выбор  оптимального поведения.

           Основные функции проблемно-решающего  поведения:

- регуляция психоэмоционального состояния, включающая  когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается уменьшить аффективное напряжение и аффективный компонент дистресса;

  - управление проблемами,  вызывающими дистресс, - комплекс усилий, с помощью которых личность пытается устранить причины кризисной ситуации. «Пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от когнитивной оценки стрессовой ситуации". [18,178]

            С. Фолкман, Р. Лазарус  разработали  классификационную схему, определяющую восемь ситуационно-специфических способов проблемно-решающего поведения:

      1) конфронтация («я буду стоять на своём  и отстаивать свою 

              позицию»);

  1. дистанцирование ( «уйду, чтобы ничего не случилось»);
  2. самоконтроль («я стараюсь справиться со своими проблемами сам»);
  3. использование социальной поддержки («я обсуждаю проблему с окружающими»);
  4. повышение ответственности («критикую свои действия или обучаюсь новым способам поведения»);
  5. избегание («делаю всё, чтобы отвлечься от проблемы, расслабиться, забыться»);
  6. планирование разрешения проблемы («я думаю, что мне сделать»);
  7. позитивная переоценка ситуации («изменяю своё мнение о ситуации, нахожу в ней положительные стороны»).

          К. Накано подразделяет многочисленные способы проблемно-решающего поведения на два типа базисных стратегий:

    - активные, ориентированные  на разрешение проблем и приводящие  к редукции симптомов эмоционального  дистресса (самоконтроль, планирование разрешения проблем, позитивная переоценка и т. д.);

    -  пассивные, направленные  на редукцию эмоционального напряжения  путём избегания, ухода от проблем, что в конечном счёте, приводит  к обострению симптомов эмоционального  дистресса.

          Данные ряда исследований позволяют  сделать вывод о том, что высокая тревожность, обусловленная проживанием в обстановке «перманентного стресса» и социально-экономических трудностей, приводит к формированию коммуникативных затруднений, недостаточности самооценки и чувства защищённости. Это, в свою очередь, приводит к «снижению уровня социально-психологической адаптации и устойчивости к воздействию психосоциальных стрессов, что служит почвой для развития психоэмоциональных расстройств и нарушений социального функционирования, в основе которых лежит преобладание неадаптивных, пассивных стратегий проблемно-решающего поведения». [15, 133]

Информация о работе Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека