Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:54, курсовая работа
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс стремительно охватил все сферы производственной и социальной деятельности человека. В короткие временные интервалы интенсивно изменяется природная среда обитания человека, образ его жизни, труда, быта и отдыха. Современная цивилизация, повышая уровень жизни и благосостояния, создала предпосылки для нарастания психоэмоциональных перегрузок. В этих условиях существует множество разнотипных по своей природе причин формирования психологического стресса.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………..6
1.1. Современные представления о психофизиологических реакциях на стресс………………………………………………………………………………6
1.2. Способы проблемно-решающего поведения и их связи с психоэмоциональными особенностями индивидуума………………………...13
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………..19
2.1. Технология выявления психоэмоциональных реакций на стресс у лиц среднего возраста………………………………………………………………..19
2.2. Базовые психологические принципы снятия стресса и управления трудными психоэмоциональными состояниями……………………................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..........32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………...34
Так, например, борясь с угрожающей ситуацией с целью ее устранения, человек может пойти по пути агрессивного поведения. У него повышается интенсивность голоса, движений, направленных на других людей. Увеличивается число враждебных заявлений. Борясь с ситуацией, человек может сделать её позицию более жесткой, увеличив в речи использование слов «все», «всегда», «исключительно», а также начинает применять очень узкий набор слов, выражений, демонстрируя обычно не свойственную ему бедность словаря. У него может появиться «узкость» мышления, навязчивое повторение одной мысли, бездействие. В этом случае человек может проявлять амбивалентное поведение, вроде бы и, намереваясь как-то решить проблему, но ничего при этом не делая. Характерными словами являются «возможно», «может быть», а также одновременное употребление позитивных и негативных оценок в отношении одних и тех же объектов, явлений, персонажей. Нередко человек впадает в депрессию. Особенностями поведения являются закрытые позы (скрещенные руки и ноги, придвигание рук ближе к телу). Но, тем не менее, к стрессу можно в какой-то мере адаптироваться. Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому живое существо или группа существ, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость жизнедеятельности, необходимую для существования, развития и продолжение рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация — в широком смысле слова — это «приспособление к чему-либо, в том числе и к стрессу, путем снижения чувствительности к стрессору».
Психологическую адаптацию определяют как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которые позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения требованиям среды».
[13, 26]
При любом нарушении сбалансированности «человек — среда» недостаточность психических или физических ресурсов человека для удовлетворения потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.
Тревога обозначается как ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство и представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала психоэмоционального неблагополучия и опасности.
Тревога, как психологический аналог боли, может играть охранительную и мотивационную роль. С возникновением тревоги человек усиливает свою активность, изменяет характер поведения для избегания потенциальной опасности. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адекватных поведенческих стереотипов, замещению их более рациональными способами поведения.
В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом решающую роль играет личность человека, его отношение к жизни в целом и к конкретной ситуации в частности. В таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, которая по интенсивности и длительности неадекватна ситуации, «препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению восприятия, памяти, мышления, внимания и дезорганизует поведение человека». [18, 24] Итак, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
Г. Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует «фазе истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжелые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Г. Селье считал, что «успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, человек может долго и счастливо жить, если выбрал подходящую для себя работу и удачно справляется с ней». [18, 30]
Таким образом, эффективная психическая адаптация, так же, как и выбор правильного способа проблемно-решающего поведения является одной из важнейших предпосылок к сохранению позитивного психоэмоционального состояния человека.
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
2.1. Технология выявления психоэмоциональных реакций на стресс
у лиц среднего возраста
В области психологии эмоций за последние 20 лет получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечает К. Изард, с полным правом можно говорить о перевороте в этой сфере. И если мотивирующая роль эмоций по-прежнему не подвергается сомнению, то «представления о дезорганизующей и дезадаптивной функции эмоций сменились представлениями об эмоциях как об одном из основных адаптивных механизмов». [11, 36] К. Изард утверждает: «Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». [10, 77]
К. Изард полагает, что все эмоции обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции.
В своей экспериментальной работе мы поставили цель – изучить влияние психологического стресса на психоэмоциональное состояние человека.
Для достижения данной цели мы провели исследование, в качестве испытуемых были выбраны женщины в возрасте 33-35 лет, работающие в сфере обслуживания города Старый Оскол.
На данном этапе мы поставили перед собой следующие задачи:
1) выявить первоначальный уровень ситуативной и личностной тревожности у женщин 33-35 лет;
2) провести диагностику степени выраженности психофизиологической реакции женщин на стресс;
3) изучить рейтинг социальной адаптации к различным жизненным ситуациям;
4) рассмотреть связь цветопредпочтения с актуальным психоэмоциональным состоянием человека.
В своей опытно-экспериментальной работе мы использовали следующие методики:
1) Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности
Спилбергера – Ханина (ШРЛТ);
2) Степень выраженности психофизиологической реакции на стресс
(Дж.С. Гринберг);
3) Шкала рейтинга социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раэ);
4) Тест цветовых предпочтений М. Люшера.
На начальном этапе работы нами было обследовано 16 женщин в возрасте 33-35 лет, работающих в сфере обслуживания, с целью выявления первоначального уровня ситуативной и личностной тревожности, с помощью методики Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (ШРЛТ). (Приложение 1)
Данная методика позволила сделать существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, т.е. стабильной личностной чертой. Состояние тревоги или ситуативная тревожность возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция даёт характеристику индивидуальных различий в подверженности действию различных стрессорных факторов. Высокая личностная тревожность характеризуется чрезмерной эмоциональной лабильностью, боязнью ожидаемых трудностей, сниженной самооценкой.
Проведённые нами исследования выявили умеренную корреляцию между высокой личностной тревожностью и небольшими психоэмоциональными расстройствами у испытуемых. Данный показатель рассмотрен нами на трёх уровнях: высокий, средний и низкий. Высокий уровень включал в себя женщин, набравших более 46 баллов, средний – 31-45 баллов и низкий – менее 30 баллов. Полученные результаты были занесены в таблицу 1 и наглядно представлены на диаграмме (рис. 1).
Уровень реактивной и личностной тревожности
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Количество испытуемых (чел.) |
10 чел. |
4 чел. |
2 чел. |
Количество испытуемых ( % ) |
62,5 % |
25 % |
12,5 % |
Рис.1. Уровень реактивной и личностной тревожности
На следующем этапе нами была проведена диагностика степени выраженности психофизиологической реакции женщин на стресс по методике Дж. С. Гринберга. (Приложение 2) Полученные результаты были выявлены нами на трёх уровнях, занесены в таблицу 2 и наглядно представлены на диаграмме (рис. 2).
Степень выраженности психофизиологической реакции на стресс
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Количество испытуемых (чел.) |
9 чел. |
6 чел. |
1 чел. |
Количество испытуемых ( % ) |
56,25 % |
37,5 % |
6,25 % |
Рис. 2. Степень выраженности психофизиологической реакции на стресс
На следующем этапе нами был изучен рейтинг социальной адаптации обследуемых женщин к различным жизненным ситуациям. (Приложение 3)
Особенно стрессогенны для обследуемой группы женщин оказались жизненные ситуации, выходящие из-под контроля (смерть близких, стихийные бедствия и т.д.). Уровень стрессорной нагрузки представлен нами в виде единиц жизненных изменений (ЕЖИ).
Результаты обследования по
данной методике представлены нами в нижеприведенной
таблице.
Уровень стрессорной нагрузки, ЕЖИ |
Вероятность возникновения стресс-зависимых заболеваний |
Количество испытуемых |
150 - 199 |
37 % |
8 чел. |
200 - 299 |
51 % |
6 чел. |
300 и более |
79 % |
2 чел. |
На основе многолетних исследований,
психологи составили перечень наиболее
частых перемен в жизни людей, вызывающих
стресс. Некоторые из них приведены ниже.
(таблица 4) Последовательность в этом
списке определяется на основании психоэмоциональной
значимости каждого события.
Перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс
События жизни |
Единица значимости |
1. смерть супруги (супруга) |
100 |
2. развод |
73 |
3. разрыв с партнером |
65 |
4. отбывание наказания в тюрьме |
63 |
5. смерть близкого родственника |
63 |
6. травма и болезнь |
53 |
7. уход на пенсию |
45 |
8. болезнь члена семьи |
44 |
9. смена места работы |
36 |
10. растущие долги |
30 |
11. конфликты с начальством |
23 |
12. нарушение сна |
16 |
13. штраф за нарушение правил дорожного движения |
12 |
Информация о работе Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека