Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс стремительно охватил все сферы производственной и социальной деятельности человека. В короткие временные интервалы интенсивно изменяется природная среда обитания человека, образ его жизни, труда, быта и отдыха. Современная цивилизация, повышая уровень жизни и благосостояния, создала предпосылки для нарастания психоэмоциональных перегрузок. В этих условиях существует множество разнотипных по своей природе причин формирования психологического стресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА…………..6
1.1. Современные представления о психофизиологических реакциях на стресс………………………………………………………………………………6
1.2. Способы проблемно-решающего поведения и их связи с психоэмоциональными особенностями индивидуума………………………...13
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………..19
2.1. Технология выявления психоэмоциональных реакций на стресс у лиц среднего возраста………………………………………………………………..19
2.2. Базовые психологические принципы снятия стресса и управления трудными психоэмоциональными состояниями……………………................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..........32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………...34

Файлы: 1 файл

Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 «С горем переспать - горя не видать» - гласит русская пословица. Великую антистрессорную роль играет ежедневный сон. Также, можно регулировать свои стрессы с помощью движения.

  Таким образом, у человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек, ведь это не только составная часть общей культуры. Ещё великий философ древности Сократ 2 400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Эти слова перекликаются с тем, что в XIX веке написал известный русский врач М.Я. Мудров: «Зная взаимное друг на друга действие души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело и почерпываются из науки мудрости, чаще из психологии».

                                                 

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что психоэмоциональный стресс является неотъемлемой составной частью жизни людей во всех развитых странах.  Современный человек постоянно, ежедневно сталкивается с ускоренным темпом нервно-напряженной жизнедеятельности при остром дефиците времени, непростыми межличностными взаимоотношениями. При этом часто возникают продолжительные конфликты, являющиеся источником отрицательных эмоций. Из них самыми сильными, стойкими, медленно проходящими  являются социально-обусловленные: служебные, семейные и бытовые конфликты.

        Умение приспосабливаться (адаптироваться) является основой поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, называет приспособляемость «главной отличительной чертой жизни».

            Под влиянием стрессорного воздействия либо значительного по силе, либо частого, повторного (имеется в виду хронический стресс как следствие постоянных эмоциональных раздражителей) происходит срыв приспособляемости и развитие различного рода заболеваний. Иначе это называется дистрессом или стадией истощения «адаптационной энергии». И здесь важно вспомнить высказывание Г. Селье о том, что «стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни». Понятно, что невозможно полностью избавиться от вредоносного влияния стрессов на организм человека. И всё же каждый обязан знать о своей индивидуальной степени выраженности реакций на стрессовую ситуацию.

          В своём исследовании мы экспериментально определили:

1) первоначальный уровень ситуативной и личностной тревожности у женщин 33-35 лет;

   2) степень выраженности психофизиологической реакции женщин на стресс.

           Также нами был изучен рейтинг  социальной адаптации к различным  жизненным ситуациям в женском  коллективе и рассмотрена связь цветовых предпочтений с актуальным психоэмоциональным состоянием человека.

            Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил нам сделать вывод, о том, что в обследуемой нами группе преобладающее большинство женщин имеют высокий уровень реактивной и личностной тревожности, а также достаточно высокую степень выраженности психофизиологической реакции на стресс.

           Кроме того, особенно стрессогенны для   обследуемой группы женщин оказались жизненные ситуации, выходящие из-под контроля (смерть близких, стихийные бедствия и т.д.).

           На заключительном этапе нами была рассмотрена связь цветопредпочтения с актуальным психоэмоциональным состоянием человека.

            Проделанная нами работа позволяет увидеть, насколько по-разному, лица женского пола реагируют на психологический стресс в различных жизненных ситуациях и насколько часто психоэмоциональные стрессы развиваются у каждого человека, даже устойчивого к ним. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидания опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

            Все вышесказанное позволило  нам сделать вывод о том, что возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации,  сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется  и т. д.    

            Таким образом, проведённое нами  исследование показало, что развитие психоэмоцинальных проблем у лиц среднего возраста напрямую зависит от  хронического повседневного стресса, что полностью подтверждает нашу гипотезу.

                                               СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М. – 1996.
  2. Бакштанский В. Л., Жданов О. И. Менеджмент вашего здоровья. М.: ПЕР СЕ, 2000.
  3. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Спб.: Речь, 1999.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования  личности: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.
  5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М. – 1994.
  6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. –328с.
  7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1996г.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М. – 2000.
  9. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. – М. – 1998.
  10. Губачёв  Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Спб.: Речь, 2000.
  11. Игумнов С. А. Управление стрессом. СПб.: Речь, 2007.
  12. Игумнов С. А. Психотерапевтические аспекты проблемно-решающего поведения.// Психология, 1997.
  13. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1990.
  14. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л. – 1984.
  15. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1999.
  16. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. – М. – 1993.
  17. Майерс, Д. Социальная психология. /Д. Майерс/ – СПб.: Питер, 1999. – 339 с.
  18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  19. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / под ред. Доктора психологических наук, проф. Кондратьевой, М. - 1997.
  20. Пушкарёв А. Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство.- М.: Издательство Института психотерапии, 2000.
  21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие, М.: ВЛАДОС, 1996.

22. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

                                                

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

                                                      


Информация о работе Влияние стресса на психоэмоциональное состояние человека