Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

В наше время люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями, которые возникают на протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности человека. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, формирующая в определенных пределах стратегию своей жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ
СИТУАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…..5
1.1. Возникновение и развитие проблемы трудных жизненных ситуаций в психологической науке и практике……………………………………………...5
1.2. Социально-психологические характеристики трудных жизненных ситуаций…………………………………………………………………………...9
1.3. Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях……….13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ………………………..………….21
2.1.Методы и организация исследования ……………………………………..21
2.2.Результаты исследования……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Файлы: 1 файл

ТЖС.doc

— 812.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

Дипломная работа 

Тема: Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента 
 
 

                                                

 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………...….3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ

СИТУАЦИЙ  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…..5

1.1. Возникновение  и развитие проблемы трудных  жизненных ситуаций в психологической науке и практике……………………………………………...5

1.2. Социально-психологические  характеристики трудных жизненных ситуаций…………………………………………………………………………...9

1.3. Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях……….13

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ  СИТУАЦИЙ………………………..………….21

2.1.Методы  и организация исследования  ……………………………………..21

2.2.Результаты  исследования……………………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 

    В наше время люди сталкиваются с многочисленными  трудными жизненными ситуациями, которые возникают на протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности человека. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, формирующая в определенных пределах стратегию своей жизни.

    Для каждой личности в соответствии с  ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут  возникнуть такие ситуации, когда  человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации.  Проблема трудных жизненных ситуаций изучается завно, но не смотря на это в современном мире является актуальной.

    Среди авторов, занимавшихся изучением данной темы, можно назвать Б.С.Братусь, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С. В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.

      Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, потому что они в целом обыденны. Они не всегда травмируют личность и благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.

     Цель  исследования: изучение влияния трудных жизненных ситуаций на состояние личности студента.

     Объект  исследования: трудные жизненные ситуации.

      Предмет исследования: особенности трудных жизненных ситуаций студентов.

     Исходя  из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что трудная жизненная ситуация экзамена оказывает значимое влияние на состояние личности студента.   В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

  1. Теоретически изучить проблему трудных жизненных ситуаций студентов.
  2. Рассмотреть эмоциональное состояние личности студентов в трудных жизненных ситуациях.

     3. Охарактеризовать взаимосвязь влияния трудных жизненных ситуаций на состояния личности студента.

      4. Выявить особенности трудных жизненных ситуаций студентов.

Методы  исследования: Метод анализа научной литературы, эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа; методы статистической обработки данных.

Организация исследования:  ЛГПУ, в течение ноября 2010г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ

СИТУАЦИЙ  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

1.1. Возникновение и  развитие проблемы  трудных жизненных  ситуаций в психологической науке и практике. 

    Среди отечественных психологов, занимающихся изучением трудных жизненных  ситуаций, наиболее известным является  Ф. Е. Василюк. Критическая ситуация, по его мнению, в самом общем  плане должна быть определена как  ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). В связи с этим, он вводит синонимичное понятие – «критическая ситуация» [16, с. 45].

    Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

    Ф. Е. Василюк  в своей работе исходил  из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными пунктами, по которым мы будем характеризовать основные типы критических ситуаций и отличать их друг от друга.            Первая критическая ситуация, о которой пойдет речь – стресс. Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Стресс означал сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно. По замечанию Р. Люфта, "многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит на своей кровати", а Г. Селье полагает, что "даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс". Подобные превращения конкретно-научного понятия в универсальный принцип так хорошо знакомы из истории психологии, так подробно описаны Л. С. Выготским  закономерности этого процесса, что состояние, в котором сейчас находится анализируемое понятие, наверное, можно было бы предсказать в самом начале «стрессового бума» [19].

    Дж. Эверилл вслед за С. Сэллсом  считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» [по 16].

    Таким образом, главная тенденция в  освоении психологией понятия стресса, по мнению Ф. Е. Василюка,  состоит  в отрицании неспецифичности  ситуаций, порождающих стресс. Не любое  требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации.

    Следующая ситуация – фрустрация. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достижения цели (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

    В соответствии с этим фрустрирующие  ситуации классифицируются по характеру  фрустрируемых мотивов и по характеру "барьеров". К классификациям первого  рода относится, например, проводимое А. Маслоу  различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений [56, с. 348].

    Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены  тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также  деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними – те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» (орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции)  и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением "целей и ценностей, признаваемых самим ребенком") [по  16].

    Э. Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в частности, агрессия) "представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрированной цели". К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение, этого рода не подчинено не только фрустрированной цели, но вообще никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно. Он называет это поведение "катастрофическим". "На таком фоне точка зрения Н. Майера может быть сформулирована, следующим образом: необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрированную цель (в противоположность мнению Э. Фромма), этот же признак является и достаточным (в противоположность мнению                        К. Гольдштейна) – фрустрационное поведение не обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель (скажем, побольнее уязвить соперника в фрустрационно спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации" [16, с. 179-180]. Разногласия этих авторов помогают нам выделить два важнейших параметра, по которым должно характеризоваться поведение во фрустрирующей ситуации.

    Следующая ситуация – конфликт. Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна. Решение этой задачи тесно связано с общей методологической ориентацией исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористы утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности – словом, феномены сознания [22].

      К. Хорни  в качестве необходимых  условий конфликта называет осознание  своих чувств и наличие внутренней системы ценностей [55]. В то же время, Д. Миллер и Г. Свэнсон считают, что причиной выступает способность чувствовать себя виновным за те или иные импульсы. Все это доказывает, что конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности.

      Последняя рассматриваемая ситуация – это  ситуация кризиса.                                           

      «Исторически  на теорию кризисов повлияли в основном четыре интеллектуальных движения: теория эволюции и ее приложения к проблемам  общей и индивидуальной адаптации; теория достижения и роста человеческой мотивации; подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов и интерес к совладанию с экстремальными стрессами. Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса и теорию ролей» [16, с.119-142].

      Следовательно, конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет  сложную внутреннюю динамику, в которой  различные типы ситуаций невозможности  взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно окажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д.

     Итак, в первой главе мы рассмотрели особенности трудной жизненной ситуации и представления о  трудных жизненных ситуациях в концепции психологии переживания. Трудная жизненная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. 

Информация о работе Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента