Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

В наше время люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями, которые возникают на протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности человека. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, формирующая в определенных пределах стратегию своей жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ
СИТУАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…..5
1.1. Возникновение и развитие проблемы трудных жизненных ситуаций в психологической науке и практике……………………………………………...5
1.2. Социально-психологические характеристики трудных жизненных ситуаций…………………………………………………………………………...9
1.3. Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях……….13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ………………………..………….21
2.1.Методы и организация исследования ……………………………………..21
2.2.Результаты исследования……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Файлы: 1 файл

ТЖС.doc

— 812.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Социально-психологические  характеристики трудных  жизненных ситуаций.

 

      Влияние внешних воздействий на поведение  человека зависит от его психических, эмоциональных состояний, т.е. от того, как ощущает себя на данный момент человек, будет зависеть его реакция на окружающий мир.

      Так, например, в стрессовой ситуации развивается механизм терпения (точнее - механизм "терпения-надежды"), назначение которого - совладание со стрессом [15]. Но в каком-то смысле именно механизм терпения и делает возможным существование стресса как особого эмоционального состояния: не будь терпения, мы бы всякий раз сталкивались с инфантильным кризисом. Стресс, собственно, это удерживаемый в узде терпения, смиренный терпением инфантильный кризис. Вся жизнь существа трудного и простого мира пронизана стрессом, как состоянием, которое с энергетической точки зрения предстает как напряженное динамическое равновесие двух установок, инфантильной и реалистической. Как указывают исследователи, либо постепенно накапливающееся состояние этого напряжения реализуется во внешне ориентированной деятельности, либо оно вынуждено искать выход, часто  порождая психосоматическую симптоматику [26; 37; 55 и др.].

      Аналогичным образом понятие «фрустрация» употребляется  в значении определенного эмоционального состояния и может переходить в состояние кризиса. В самом  деле, если у существа этого мира, обладающего единственной потребностью (единственным жизненным отношением, мотивом, деятельностью), возникает фрустрация, т. е. состояние неудовлетворенности, то вся его жизнь в целом оказывается под угрозой, и, значит, подобная ситуация равносильна кризису.

      Анализируя  описанные Дж. Капланом четыре последовательные стадии кризиса, можно проследить  изменения эмоционального состояния человека:

     1) первичный рост напряжения, стимулирующий  привычные способы решения проблем; 

    2) дальнейший рост напряжения в  условиях, когда эти способы оказываются  безрезультатными;

    3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

    4) если все оказывается тщетным,  наступает четвертая стадия, характеризуемая  повышением тревоги и депрессии,  чувствами беспомощности и безнадежности,  дезорганизацией личности.

      В состоянии фрустрации субъект сталкивается с невозможностью реализации какого-либо мотива. Для существа, адаптированного  к сложному и трудному миру, эта  ситуация является критической, поскольку  ему приходится иметь дело не просто с трудностью, а с невозможностью. Однако она может остаться для него лишь фрустрацией одного из жизненных отношений, а может при определенных условиях перейти в кризис, т. е. состояние, переживаемое как глобальное поражение всей жизненной целостности.

      Условиями перехода фрустрации в кризис внутри собственно трудного и сложного жизненного мира без его соскальзывания в реалистический могут быть следующие:

      1) больше значимость фрустрированного  отношения (т. е. его доля  в общем смысловом ресурсе  личности),

      2) глубже оно поражено,

       3) сильнее сплетено внутренними  и внешними связями с другими  жизненными отношениями, так что  в результате испытываемой фрустрации  и они оказываются внутренне  обессмысленными и/или объективно  нереализуемыми.

      В процессе анализа литературы по проблеме эмоциональных состояний нами выявлено, что среди важнейших факторов, определяющих проявление и длительность того или иного эмоционального состояния, достаточно часто выделяется в исследованиях степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Есть основания полагать, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на эмоциональное состояние, определяя, в свою очередь, многие аспекты поведения человека и играя важную роль в формировании межличностных отношений, в способе разрешения кризисных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни и терапевтическим мероприятиям и т. д. [26; 37; 55 и др.].

     Впервые методы исследования данной обобщенной характеристики были разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является так называемая шкала локуса контроля Дж. Роттера [30], широко применяемая в зарубежной и отечественной психологии и в настоящее время. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

  1. Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны  два   полярных типа такой локализации,  или  локуса контроля: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил - случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как 
    результат своей собственной деятельности. Любому человеку 
    свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу, или локусу контроля.
  2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни. Поэтому для измерения локуса контроля данного испытуемого достаточно получение одной  цифры - одномерной,  линейной характеристики, отражающей его позицию на  континууме экстернальности-интернальности.

      Итак, эмоциональные состояния влияют на силу реагирования человека в определенной ситуации. От того, в каком эмоциональном состоянии находится человек, будут зависеть особенности его поведения и способы реагирования на возникающие жизненные препятствия.

      Таким образом, мы рассмотрели особенности  эмоциональных состояний личности. От того, в каком состоянии находится человек, будут зависеть особенности его поведения и способы реагирования на возникающие жизненные препятствия. Многие эмоциональные состояния у человека возникают под влиянием социальных воздействий (например, общественная похвала или порицание, ситуация экзамена). Состояние вызывается или сильными, значимыми для личности воздействиями, или же слабыми, но длительно действующими раздражителями.

    2.2. Стратегии поведения  человека в трудных  жизненных ситуациях

 

      Как считает Б. С. Братусь, если в структуре  активности преобладает ответственность, то такой тип личности всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения или подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным готовым, заданным [13].

      Разные  люди, в разной мере являются субъектами жизни, так как они в разной мере стремятся и могут реально организовать свою жизнь как целое, соединить ее отдельные планы, сферы, выделить главное направление. Поэтому, разрешая противоречия своей жизни, то есть, оказываясь в трудных жизненных ситуациях, занимают пассивную позицию, дистанцируясь от требующих разрешения проблем. Анализ способов преодоления личностью противоречий ее жизненного пути, разрешения трудностей является одним из показателей возможности (или невозможности) определения человека как субъекта своей жизни. 

      В трудной жизненной ситуации есть несколько способов или стратегий поведения личности. В них отражаются наши проблемы, прошлый опыт и установки на мир и других людей.

      Сюзанна Томпсон опрашивала людей в возрасте старше 63 лет сразу после того, как сгорели их дома, и год спустя. Она подтвердила гипотезу о том, что нахождение положительного момента даже в трагическом событии позволяет его легче пережить. Отмечено пять путей интерпретации ситуации:

  • нахождение побочных положительных событий: "Зато смогли жить вместе с детьми";
  • сравнение с другими: "У нас хоть еще не все деньги за дом выплачены, а у соседей...";
  • представление худших ситуаций: "Могли и погибнуть";
  • забывание худшего "А вы о чем говорите? О пожаре? Я о нем забыла ";
  • преодоление ситуации: "Не пожар, а просто необходимость переехать";

      Немецкий  ученый Ганс Томэ предложил свою типологию "техник жизни". Учитывая, что типы поведения Г. Томэ располагает по шкале, мы представили данную шкалу в виде таблицы (см. Табл.1).

Таблица 1            Типы поведения в трудной жизненной ситуации

 
Тип поведения в трудной  жизненной ситуации Обозначение шкалы
поведение, направленное на достижение успеха 1
активные  действия 2
реализация  запланированного ранее 3
размышление над ситуацией 4
поиск вариантов методом проб и ошибок 5
поощрение себя, укрепление веры в свои возможности 6
использование любого шанса 7
обращение за помощью 8
стремление  полагаться на других 9
адаптация к социальной среде 10
укрепление  социальных контактов 11
отсрочка  или отказ от удовлетворения своих  потребностей 12
коррекция своих ожиданий 13
сопротивление трудностям 14
упорное, настойчивое поведение 15
внутреннее  ощущение отстраненности 16
примирение  с ситуацией 17
придание  позитивного смысла случившемуся 18
пассивное поведение 19
выражение надежды на лучшее 20
депрессивная  реакция, боязливость 21
отождествление  своей жизни с жизнью других 22
уклончивое  поведение 23
обесценивание значимости других 24
жалобы  на состояние здоровья 25

 

      Чем ближе к началу шкалы (1), тем более  выражена готовность к принятию возможных изменений в жизни [7].

      Обследуя  людей, которым в недалеком будущем предстоял выход на пенсию, Урсула Мер и Ганс Томэ обнаружили, что те, кто считал выход на пенсию концом активной и интересной жизни, использовали в своем поведении преимущественно "нижние" тактики. Считающие же близкую пенсию предлогом для начала нового этапа в жизни отличались повышенной готовностью к использованию новых возможностей и появившихся шансов.

      Стиль совладания даже у одного человека может измениться в зависимости  от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, домашнем хозяйстве, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Фон Хаген сопоставил структуру стилей совладения у здоровых, адаптированных людей и пациентов, страдающих дерматологическими заболеваниями, псориазом и нейродермитами. Оказалось, что группа пациентов клиники значительно отличается от здоровых. Заболевшие часто прибегали на работе и в семье к агрессивному и критическому поведению в затруднительных ситуациях, чаще испытывали напряжение и конфликтовали. Они проявляли склонность в своей жизни к позиции "полагаться на других" и считали, что медицинская помощь гораздо важнее социальной поддержки.

      Аленой  и Александром Либиными также  была разработана типология личностей, в зависимости от предпочитаемых стратегий поведения в сложных ситуациях [по 1]:

  1. агостеники – склонны к обвинению других, стремятся к соперничеству;
  2. орстеники – приспосабливаются к ситуации;
  3. тоностеники – бунтуют против обстоятельств, пытаются 
    изменить весь окружающий мир;
  4. эмфостеники – считают: "Мне с собой ничего не нужно делать, 
    ситуация изменится сама собой";
  5. констеники – признают: "Да, кризис существует", а что дальше 
    делать, не знают, сомневаются и не могут принять окончательное решение;
  6. илостеники – преодолевают ситуацию за счет жесточайшей 
    внутренней борьбы;
  7. инстеники - "Кризис  существует, но я его перетерплю";
  8. аргостеники - "Мне никто не нужен. Я сам по себе, и никакие 
    кризисы меня не касаются".

      Авторы  считают, что каждый тип реакции  имеет свои стадии развития. Стадии проявляются в типичных мыслях, фразах и формах поведения. Ниже приведены выделенные стадии формирования оптимального стиля совладания:

Информация о работе Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента