Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

В наше время люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями, которые возникают на протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности человека. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, формирующая в определенных пределах стратегию своей жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ
СИТУАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…..5
1.1. Возникновение и развитие проблемы трудных жизненных ситуаций в психологической науке и практике……………………………………………...5
1.2. Социально-психологические характеристики трудных жизненных ситуаций…………………………………………………………………………...9
1.3. Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях……….13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ………………………..………….21
2.1.Методы и организация исследования ……………………………………..21
2.2.Результаты исследования……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Файлы: 1 файл

ТЖС.doc

— 812.50 Кб (Скачать файл)

        Инфантильный тип реагирования, уход от кризиса. Кризиса не существует вообще. Все образуется само собой: обстоятельства изменятся или другие люди примут за меня решение. В результате происходит формирование девиантного стиля поведения, например, алкогольного, скрывающего отрицание собственной способности в преодолении. "Я ничтожество"- такая позиция инфантильных личностей ведет к деградации.

      Подростковый тип реакции выражается через бунт, протест. Обвинение обстоятельств: "Со мной что-то не так, как должно быть". Обвинение других, людей, которые "недостаточно внимательны или враждебно настроены". Любое направленное к подросткам действие воспринимается агрессивно. Злой умысел приписывает даже попытке помочь. Они пытаются отыграться на других просто за то, что те вовлечены в туже ситуацию.

      "Взрослый" тип реакции формируется по стадиям: Да, кризис существует, это естественно и закономерно. Кризис существует, но я не могу его преодолеть. Выбор стратегии - принятие или приспособление: "Кризис существует, но я его переживу, правда, за счет отказа от собственных потребностей "

      Принятие  кризиса и анализ того, что реально  можно сделать, не изменяя своим  убеждениям и интересам.

      Самоактуализирующаяся стадия. Опыт совладания с предыдущими кризисами дает возможность адекватно реагировать на последующие. Принятие своих ошибок, нахождение в них положительного опыта и извлечение пользы для настоящего. Полное оправдание своих энергозатрат на решение проблемы за счет получения результатов, обеспечивающих будущий успех.

      Последняя стадия формирования типа реагирования на кризисы означает, что человек так овладел ситуацией, что полностью управляет ею. Если в первом случае человек подчинен ситуации, которая полностью диктует условия, то на четвертой стадии ситуация полностью ему подвластна. Именно на этой стадии возникает ощущение, что если бы не было предыдущих ошибок, то не было бы и настоящих успехов.

      Наша  реакция на трудные жизненные  ситуации во многом зависит от сформировавшегося в течение жизни стиля совладания. Несмотря на индивидуальное разнообразие, существует, по мнению ведущего специалиста в этой области Рихарда Лазаруса, два глобальных типа стилей: первый направлен на разрешение проблемы, он связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации обращением за помощью к другим поиском дополнительной информации; второй тип стиля совладания является, скорее, следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями.

      Эмоциональное переживание проблемы имеет и  позитивный смысл, охраняя личность от перенапряжения, механизм компенсации подготавливает переход к активному решению проблемы. С другой стороны, рациональный, направленный на решение стиль успокаивает чрезмерно разбушевавшиеся эмоции.

      Исследователи выделяют и третий базовый стиль совладения - избегание. Например, у ориентированных на предмет студентов этот стиль проявляется, когда они смотрят телевизионные передачи вместо подготовки к экзаменам. А у трудолюбивых домохозяек невозможность получения значимого результата компенсируется непомерным потреблением сладостей. Личностно-ориентированные также могут прибегать к стилю избегания, прячась за мнение компетентных людей, гарантирующих им социальную поддержку.

      Существует  еще одна типология стилей совладающего поведения, которую предложили И.А. Джидарьян и соавторы. Ими были выявлены 10 основных стратегий совладающего поведения [по 1].  Данные стратегии мы соотнесли с трудной жизненной ситуацией студентов, сдающих экзамен. В результате мы предположили следующие возможные стратегии совладающего поведения.

  1. "Фантазирование, уход в мир воображаемого и желаемого", 
    характеризуется фантазиями и метаниями личности, выражает отношения 
    желательности, иллюзорности и прекраснодушия. Суровой реальности 
    экзамена с его травмирующим воздействием на психику, студент может предпочесть воображаемый мир и рассуждения по типу: "Как 
    хорошо было бы, если бы завтра экзамен отменили...".
  2. "Изменение себя, пересмотр жизненных позиций", возможность 
    определенных внутриличностных изменений и переориентации в 
    ценностно-смысловой сфере в процессе обдумывания предстоящего экзамена, преодоление нежелания готовиться и учить необходимый материал.
  3. "Проблемное разрешение", включает типичные черты и особенности предметно-ориентированного поведения: рациональные 
    действия в соответствии с намеченным планом и обозначенной целью, концентрацию внимания на сути проблемы и осознание ответственности за ее решение. Конкретные действия: планирование учебного материала, распределение времени на отдых и занятия и т.д.
  4. "Социальные контакты и социальная поддержка", непосредственное 
    обращение студента к преподавателям за консультацией, предложение товарищам заниматься вместе, обращение к психологу за советом, одобрением, эмоциональной поддержкой, а так же установление прямых контактов для получения деловой информации, обсуждения проблемы и др.
  5. "Компромисс", готовность индивида идти на соглашения и 
    компромиссы, способность проявлять осторожность и гибкость, умение 
    искать "обходные пути", допускающие временное отступление от 
    намеченной цели: написание «шпаргалок», поиски «подхода» к преподавателю и др.
  6. "Актуализация жизненного опыта", предполагает психологические 
    механизмы обращения не только к собственному опыту, но и опыту других студентов (старшекурсников), что помогает правильно ориентироваться в новой ситуации и сохранять необходимую для успешного совладания 
    эмоциональную устойчивость и чувство уверенности.
  7. "Фатализм", это крайняя форма пассивного совладания, когда 
    "опускаются руки и ничего не хочется делать", студент или подчиняется 
    неблагоприятным обстоятельствам жизни как неизбежному, 
    или бездействует, понимая, что за оставшиеся дни перед экзаменом он все равно не сможет все выучить.
  8. "Самоизоляция и релаксация", представлен эмоционально-ориентированный, точнее невротический тип поведения, когда студент замыкается в себе, отгораживаясь от внешнего мира, или снимает внутреннее напряжение, прибегая к употреблению алкоголя, наркотиков, лекарств, курению и т. д., что, как правило, тоже приводит к изоляции, к отчужденности от социального окружения.
  9. "Дистанцирование", позиция "внешнего наблюдателя", когда студент стремится оградить себя от неприятных воздействий внешних обстоятельств, уйти от решения проблем, как бы не замечая или делая вид, что ничего страшного не произошло.
  10. "Осторожность и уравновешенность", зрелая, эмоционально-ориентированная стратегия поведения, в которой нет места поспешным и импульсивным действиям. В сложных ситуациях студент проявляет осторожность и предусмотрительность, прибегая к тактике выжидания более благоприятного момента и удобного случая для своих действий.

      Охарактеризованные  стратегии поведения свойственны  разным студентам, достаточно часто  некоторые или многие могут быть использованы одним студентом, но в  разных обстоятельствах. И каждый раз  студент соответственно стратегиям испытывает специфические эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, будут вызывать новый выбор стратегий.  
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ  СИТУАЦИЙ.

2.1.Методы  и организация  исследования 

     Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования трудных жизненных ситуаций студентов, исходя из цели и задач, выдвигаемых в нашей работе, можно сформулировать следующие задачи, решение которых и составит фундамент нашей опытно-экспериментальной работы:

     1. Теоретически изучить проблему трудных жизненных ситуаций студентов.

     2. Рассмотреть эмоциональное состояние личности студентов в трудных жизненных ситуациях.

     3. Охарактеризовать взаимосвязь влияния  трудных жизненных ситуаций на  состояния личности студента.

      4. Выявить особенности трудных  жизненных ситуаций студентов.

     С целью проверки гипотезы исследования трудных жизненных ситуаций студентов, нами были отобраны и разработаны методы.

      1. САН «Самочувствие – активность - настроение» (Предназначается для комплексной оценки преобладающего настроения человека). В этой методике испытуемому  предлагается несколько пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью этих суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность, настроение. На каждую из этих характеристик доминирующего эмоционального состояния в методике приходится по десять пар прилагательных, а всего их тридцать. Они представлены в таблице. На шкалах, представленных в таблице, испытуемый отмечает свое состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр, которая ему более всего соответствует. Увеличение числа соответствовало преобладанию позитивного настроения, а уменьшение - на доминирование негативного настроения.

      2. Личностный опросник А.Т. Джерсайлд. С помощью этого опросника оцениваются такие качества личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям, к своей доминирующей деятельности. Опросник состоит из 36 суждений и 4 вариантов ответов на них.

      Ответы  на вопросы в данной методике сгруппированы  вокруг девяти состояний личности:

      - одиночество,

      - бессмысленность существования  (ощущение бессмысленности существования),

      - свобода выбора,

      - враждебный настрой,

      - расхождение между реальным и  идеальным «Я», 

      - свобода воли,

      - безнадежность,

      - чувство неприкаянности (бездомность).

        Чем выше сумма баллов по  каждому состоянию личности, тем  более выражено это состояние  у данного человека.

  1. Уровень субъективного контроля (УСК).

      Субъективным  контролем называется склонность человека брать на себя или возлагать на других людей ответственность за то, что ними происходит. В отличие  от субъективного может существовать так называемый субъективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.

      Данная  методика измеряет индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Испытуемым предлагалось 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека. С каждым из этих суждений испытуемый должен был выразить свое согласие или несогласие.

      В целях повышения достоверности  результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

      а) по интернальности-экстернальности - половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный   ответ   на  них  дадут  люди  с   интернальным  УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

      б) по эмоциональному знаку - равное количество пунктов опросника  описывают  эмоционально   позитивные   и   эмоционально негативные ситуации;

      в) по направлению атрибуций - равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

      Выделяются  несколько шкал, в нашей работе нас интересовали следующие:

     1)  Шкала общей интернальности Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей.

       2)  Шкала   интернальности    в   области    достижений    Ид
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому 
уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего,   что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения

и   радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

      3) Шкала интернальности в области  неудач Ин. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного  контроля  по  отношению  к отрицательным  событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя  в разнообразных   неудачах, неприятностях   и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что   испытуемый   склонен   приписывать   ответственность   за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

      4) Шкала   интернальности   в   области   производственных отношений Ип. Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной   производственной   деятельности,   в   складывающихся   отношениях   в   коллективе,   в   своем   продвижении т. д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству,   товарищам    по   работе,    везению - невезению.

      5) Шкала  интернальности  в   области  межличностных отношений    Им.    Высокий    показатель    Им     свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д.  Низкий Им, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения, и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

      Формирование  выборки испытуемых экспериментальной группы должны подчиняться ряду правил:

1. содержательный  критерий  (критерий операциональной  валидности, то есть соответствие  эксперименетальгого метода проверяемой  гипотезе). Подбор экспериментальной  группе должен определяться предметом и гипотезой исследования.

Информация о работе Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента