Влияние уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах — семье, школе, кругу сверстников. Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта. Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую агрессию, уход из дома и т.п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.1.Понятие креативности. Подходы к изучению креативности. Личностная и социальная креативность.
1.2.Конфликт, конфликтная ситуация и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.3.Психологические особенности подросткового возраста.
1.4.Особенности креативности подростков.
1.5.Возникновение конфликтов в подростковом возрасте и их урегулирование.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2.1. Программа исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Педагогика и психология»

Кафедра психологии развития

(заочное отделение)

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила: студентка 6 курса,

                                                                        2 группы Попова Ю.Н.            

                                                                       Научный руководитель: старший

преподаватель кафедры психологии     

 развития Давыдова Е.М.                         

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2010

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

    1. Понятие креативности. Подходы к изучению креативности. Личностная и социальная креативность.
    2. Конфликт, конфликтная ситуация и стратегии поведения в конфликтной ситуации.  
    3. Психологические особенности подросткового возраста.
    4. Особенности креативности подростков.
    5. Возникновение конфликтов в подростковом возрасте и их урегулирование.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

2.1. Программа исследования.

2.2. Анализ и  интерпретация результатов исследования.

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах — семье, школе, кругу сверстников.  Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта. Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую агрессию, уход из дома и т.п.

В этом возрасте как ключевом этапе становления личности психологической задачей является самоопределение или формирование личностной идентичности, формируются основные формы адаптации и развития. Особое развитие приобретает креативность, которая касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления. Развитие и усовершенствование креативности позволит подростку выработать навык нахождения эффективных решений проблем, в том числе и в конфликтных ситуациях. Осознанное целенаправленное использование своей креативности дает возможность личности достичь желаемого результата и самореализоваться. Все это приводит к мысли, что творчески развитая личность должна справляться с трудностями достаточно эффективно.

Проблемам креативности посвящали свои труды такие отечественные психологи, как Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, М. В. Куприна, В. Н. Дружинин и др., а также следующие зарубежные авторы, как Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Де Боно и др.

В специальных исследованиях содержится ряд синонимов понятия «креативность»: творчество, творческое мышление, новаторство, творческие способности, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческая деятельность, эвристическая деятельность, творческий стиль мышления, творческий потенциал и др. При внимательном рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и имеются различия по критериям: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не частное. При этом обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в зависимости от задач исследования, предмета науки, позиции автора и т.п.

Стратегии поведения в конфликте исследовали К.Томас, Н.И.Леонов и др. Н.И.Леонов определяет стратегию поведения в конфликте как относительно устойчивую совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направленных на разрешение конфликта или выход из него в определенном пространстве и в ситуации непосредственного взаимодействия.

Тема данной работы: «Влияние уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации».

Цель работы: изучить влияние уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Гипотеза: можно предположить, что уровень личностной и социальной креативности влияет на выбор определенной стратегии поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте, а именно подростки с высоким уровнем личностной и социальной креативности в конфликтной ситуации будут использовать более активные стратегии поведения такие как принуждение (борьба, соперничество), сотрудничество, компромисс, подростки с низким уровнем личностной и социальной креативности — более пассивные — уход (избегание), уступка (приспособление).

Объект исследования — подростки.

Предмет исследования — творческое мышление, стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Задачами работы являются:

  • изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
  • подбор методик;
  • изучение уровня личностной и социальной креативности;
  • изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации;
  • экспериментальное изучение влияния уровня личностной и социальной креативности на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации;
  • выявления уровня личностной и социальной креативности подростков;
  • анализ и интерпретация данных и выводы;
  • разработка рекомендаций и составление программы повышения уровня социальной и личностной креативности подростков.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методики:

    1. Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)
    2. Определение социальной креативности личности.
    3. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в  конфликте».

В исследовании принимали участие учащиеся 9-х классов Эжвинского лицея №1. Возрастная категория — от 14 до 15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

 

1.1. Понятие  креативности. Подходы к изучению  креативности. Личностная и социальная  креативность.

 

Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлений ее изучения. Изучением креативности занимались Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б.М. Теплов, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и др. Несмотря на это, понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области. Первую составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители этого направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А.Я. Пономарев, С. Медник. В их работах в основном представлено влияние интеллектуальных познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелянтов креативности. Наиболее яркими представителями этого направления являются Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

К началу 60-х годов ХХ века был уже накоплен масштабный опыт тестирования интеллекта, что в свою очередь поставило перед исследователями новые вопросы. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Поскольку сопоставление успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». Такую способность назвали креативностью.

Одним из первых на вопрос, что такое креативность, попытался дать ответ Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

    1. Оригинальность, нетривиальностъ, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
    2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
    3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
    4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Для определения уровня креативности Дж.Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность:

  • беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
  • оригинальность — способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
  • любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
  • способность к разработке гипотезы;
  • ирреальность — логическая независимость реакции от стимула;
  • фантастичность — полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
  • способность решать проблемы — способность к анализу и синтезу;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали и др.

В дальнейшем Дж. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности: — «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…».

Е.П. Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов. Он также выделил четыре основных параметра, характеризующих креативность:

Информация о работе Влияние уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации