Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:56, дипломная работа
В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах — семье, школе, кругу сверстников. Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта. Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую агрессию, уход из дома и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.1.Понятие креативности. Подходы к изучению креативности. Личностная и социальная креативность.
1.2.Конфликт, конфликтная ситуация и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.3.Психологические особенности подросткового возраста.
1.4.Особенности креативности подростков.
1.5.Возникновение конфликтов в подростковом возрасте и их урегулирование.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2.1. Программа исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.Я.Анцупов, исследуя сущность конфликта, анализирует его через понятие противоречия. Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению к друг к другу [2].
А.Н.Леонтьев отмечает, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиеся связи порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуру личности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром и иерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба [7].
По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. Центральным понятием теоретической системы К.Хорни является понятие базисной тревожности, однако, в отличие от 3.Фрейда и К.Юнга, К.Хорни не считает, что конфликт свойственен природе человека изначально. Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, приобретая характер потребностей. Так появились три основные тенденции личности - «движение к людям», «движение против людей», «движение от людей» [21].
С.Л.Рубинштейн, Е.Л.Доценко рассматривают конфликт в плане целостной структуры личности как нарушение связей ее подсистем и отношений. Они считают, что личность является конфликтной по самой своей природе, поскольку, с одной стороны, она стремится к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии, а, с другой, — подобные стремления могут наталкиваться на препятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей.
При обращении к проблемам психологии личности почти всегда затрагиваются понятия внутренних противоречий, борьбы мотивов, а сам конфликт рассматривается как источник развития индивида, приобретение им качественно новых образований: таких взглядов придерживаются Л.И.Божович, К.А.Коваль, Л.М.Митина, О.В.Кузьменкова, В.Г.Асеев.
Таким образом, в ходе анализа литературных источников было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт — одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли — ликвидировать. Психологический и социологический подход способствуют уточнению понятия конфликта, а также его предметной области.
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Основные структурные элементы конфликта [9]:
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Подходы к классификации могут быть самыми разными [8].
По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия; идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах; социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.
По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты: общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон; слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.
По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на: внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности; межличностные при столкновении интересов двух личностей; межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются личность и группа; межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.
По предмету конфликта различают конфликты реальные (предметные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.
Конфликты коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения.
По социальным последствиям конфликты бывают: позитивные и негативные; конструктивные и, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие развитию организации или другой социальной системы, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухудшению деятельности социальной системы; созидательны и разрушительные.
По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным.
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его [2].
Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделяют общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним относят следующие: социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране; социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.; социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы и т.д.; индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).
Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта: неудовлетворенность условиями деятельности; нарушение служебной этики; нарушение трудового законодательства; ограниченность ресурсов; различия в целях, ценностях, средствах достижения целей; неудовлетворительные коммуникации и другие.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация может сложиться помимо воли и желания потенциальных противоборствующих сторон, а может быть вызвана или создана одной стороной или обеими. Каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Искажения в восприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяют понятия «частично понятого» конфликта, где оценка сторонами ситуации существенно расходится с реальным положением дел (преувеличиваются или преуменьшаются масштабы возникшей проблемы), и «ложного» конфликта, где объективная конфликтная ситуация полностью отсутствует, между субъектами нет никакого видимого противоречия, но тем не менее стороны ощущают конфликтность взаимодействия и вступают в противоборство [21].
Разные люди оценивают одну и ту же ситуацию и реагируют на нее по-разному, порой прямо противоположно. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов. Первый — это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй — это конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Третий — это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом.
Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Выделяют основные этапы конфликта [7]:
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются [7]:
Фазы конфликта могут повторяться циклически.
Таким образом, в конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга и т.д. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников ситуации. Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения, более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамики конфликтов. Именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта с его зачастую непредсказуемыми последствиями зависит от характера конфликтной ситуации, от типа личности и от поведения участников конфликта.
При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия.
С.М.Емельянов выделяет три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую [11].
При конструктивной модели поведения личность стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна. При деструктивной — постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения. При конформистской — пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.