Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:56, дипломная работа
В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах — семье, школе, кругу сверстников. Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта. Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую агрессию, уход из дома и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.1.Понятие креативности. Подходы к изучению креативности. Личностная и социальная креативность.
1.2.Конфликт, конфликтная ситуация и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.3.Психологические особенности подросткового возраста.
1.4.Особенности креативности подростков.
1.5.Возникновение конфликтов в подростковом возрасте и их урегулирование.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2.1. Программа исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большинство конфликтных подростков (участвующие в инцидентах с неконструктивным исходом) выбирают стратегию соперничества. Они активно стремятся защищать свои позиции, игнорируют интересы других, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя импульсивно. Такая стратегия предполагает уважительное отношение к себе, собственным планам, эмоциональное принятие себя, недостаточную самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных поступков, а также отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, невыраженность установки на самоизменение. Можно считать, что для них характерна целостность и устойчивость образа Я, удовлетворенность им, определяющие эгоизм, самодостаточность, стремление к лидерству без боязни вызвать чувство отчуждения. Таким образом, подростки, опирающиеся на соперничество, в конфликте чаще прибегают к активному способу поведения, они не склонны к осмыслению причин, вызывающих противоречия, к поиску путей для их конструктивного решения. Агрессивность, свойственная им при защите своих интересов, провоцирует эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы.
Подростки, предпочитающие сотрудничество, проявляют общительность и доброжелательность в отношениях, желание взаимодействовать в целях устранения конфликта, высокую активность, демонстрируют способность брать на себя ответственность за взаимоотношения. Защищая свои интересы, они тоже бывают агрессивны, но импульсивное поведение в конфликте у них встречается реже. Скорее преобладают попытки сформулировать цели взаимодействия с учетом возможностей реализации своих интересов и организации совместной деятельности. Возможность реализации интересов других признается как гарантия сохранения дружественных взаимоотношений. Пытаясь реализовать стратегию сотрудничества, они предъявляют повышенные требования к личным качествам в себе и других, именно в недостатках людей видят причины возникающих противоречий (нечестность, предательство, обман, лицемерие и пр.). Путь борьбы в конфликте отвергается как неконструктивный, вместе с тем налицо следование своим интересам.
Подростки, предпочитающие компромисс, общительны, нацелены на совместную деятельность, в которой стремятся удовлетворить интересы всех сторон. Они хотя и принимают себя со всеми достоинствами и недостатками, но ожидают, что окружающие испытывают к ним отрицательное отношение. Тревожность и напряженность мешают им верно прогнозировать ход событий, а неудачи отрицательно влияют на самооценку. В целом, они очень противоречивы в своих поступках, но не склонны переосмысливать свои качества, не имеют установки на самоизменение. В целом, данная категория подростков тяготеет к предрешенной идентичности. Они производят впечатление ориентированных на человеческие отношения, но искреннего признания права на существование интересов другого в конфликте не наблюдается. Скорее, имеет место принятие интересов другого, как социально нормативное поведение, но тогда приходится поступаться собственными. Осознание собственных целей не столь выражено, чтобы предпринять активные усилия для их реализации, ценность человеческих отношений принимается ими скорее на декларативном уровне.
Подростки, чаще других использующие избегание, стремятся как можно скорее устранить конфликтную ситуацию, поэтому отказываются от реализации собственных интересов, не участвуют в принятии решения. Они предпочитают не высказывать свою точку зрения из-за опасения быть непонятыми или осмеянными, не осознают себя участниками взаимодействия в семье, школе, не видят своей роли в разрешении противоречий. Как правило, они испытывают сомнения в понимании себя, занижают свои возможности, поэтому уходят от принятия ответственности за решения, не стремясь удовлетворить ни свои интересы, ни интересы другого.
У подростков, предпочитающих приспособление, особенности самооценки выражаются в безразличии к собственному Я, тенденции недооценивать свою духовность, сомнениях, непонимании себя, чувстве вины, неустойчивости образа Я. Ввиду заниженной самооценки они занижают, что окружающие будут воспринимать их негативно, в первую очередь замечая недостатки, а не достоинства. Поэтому, выбирая приспособление, они действуют совместно с другими и не пытаются отстаивать собственными интересы. Опираясь на данную стратегию, подростки далеко не всегда искренне принимают интересы другой стороны. Однако стереотип отношений, когда взрослый берет ответственность на себя, настолько силен, что сами подростки не пытаются что-либо изменить, ожидая справедливость со стороны взрослых. Причины конфликта они склонны искать в себе самих, в своем неправильном поведении или неумении объяснить, доказать правомерность своих интересов.
Исследователями было выделено шесть уровней конфликтности старших школьников:
При переходе на оптимальный уровень формируется конфликная компетентность, которая позволяет своевременно предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2.1. Программа исследования.
Цель данного исследования: изучить влияние уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Задачами исследования являются:
Для реализации поставленных задач использовались следующие методики:
1. Диагностика личностной
Цель: выявить уровень личностной креативности, определить степень такие особенности творческой личности как любознательность (Л), воображение (В), сложность (С), склонность к риску (Р).
Опросник состоит из 50 коротких предложений, на которые предлагаются 4 варианта ответов: «В основном верно (да)», «Отчасти верно (может быть)», «Нет», «Не могу решить (не знаю)».
Необходимо к каждому предложению отметить тот вариант ответа, который наиболее характерен. На каждый вопрос выбирается только один ответ. Задание не ограничено во времени.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме. При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают:
Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «Отчасти верно (может быть)»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «Не могу решить (не знаю)», оцениваемых в -1 балл.
Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 — к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «Не могу решить (не знаю)».
Если испытуемый дает все ответы в форме «Отчасти верно (может быть)», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «Не могу решить (не знаю)».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «Отчасти верно (может быть)» (+1 балл) и вычитания из этой суммы всех ответов «Не могу решить (не знаю)» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
2. Диагностика социальной
Цель: определить уровень социальной креативности с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности.
Опросник состоит из 18 вопросов. В предложенном бланке необходимо по 9-балльной шкале провести самооценку личностных качеств либо частоту их проявления в заданных ситуациях жизнедеятельности.
На основе суммарного числа набранных баллов определяется уровень творческого потенциала.
3. Опросник К. Томаса «Стратегии поведения в конфликте» (Приложение 3).
Цель: выявить стратегии поведения, используемые в конфликтных ситуациях.
Опросник состоит из 30 пар вопросов, содержащих в разных комбинациях 12 суждений о стратегиях поведения человека в конфликтной ситуации. В каждой из пар («А» или «Б») надо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для поведения (Приложение 2).
Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. По каждой из стратегий поведения в конфликтной ситуации (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом, при совпадении начисляется один балл.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации:
Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Суммы баллов, соответствующие каждой из 5 стратегий, следует проранжировать. Доминирующий стиль тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте — стиль, используемый часто и т.д. до последнего — наименее характерного.
Объектом исследования стали подростки.
В данном исследовании принимали участие учащиеся 9-х классов Эжвинского лицея № 1. Возраст участников исследования: 14-15 лет.
Исследование проводилось в 2010 году и проходило в 2 этапа. Сначала определялся уровень личностной и социальной креативности. На следующем этапе выявлялась стратегия поведения человека в конфликтных ситуациях.
2.2. Анализ и интерпретация
Результаты проведенного исследования по выявлению уровня личностной и социальной креативности подростков приведены в таблице 1. Таблица содержит данные о количестве набранных баллов и уровне личностной и социальной креативности (Приложение 3).
В таблице 2 приведены результаты исследования уровня личностной и социальной креативности у испытуемых.
Таблица 2