Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:56, дипломная работа
В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах — семье, школе, кругу сверстников. Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта. Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую агрессию, уход из дома и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.1.Понятие креативности. Подходы к изучению креативности. Личностная и социальная креативность.
1.2.Конфликт, конфликтная ситуация и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.3.Психологические особенности подросткового возраста.
1.4.Особенности креативности подростков.
1.5.Возникновение конфликтов в подростковом возрасте и их урегулирование.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2.1. Программа исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По Джонсону, креативность проявляется в доступном для наблюдения поведении как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем с позитивной опорой на самого себя и спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы креативности, творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
В отечественных исследованиях была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети в школе. На практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.
В подходе А.Я. Пономарева креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления:
1 фаза — сознательная работа
(подготовка интуитивного
2 фаза — бессознательная работа (инкубация направляющей идеи);
3 фаза — переход
4 фаза — сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка).
В качестве «ментальной единицы» измерения творчесткости мыслительного акта А.Я. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к ее решению).
А. Маслоу способность к творчеству рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей.
Д.Б. Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Богоявленская подчеркивает, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. Творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.
И.Я.Лернер считает, что основу креативности представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, т.е. быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решению, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее найденные способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность — они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую.
Е. Яковлева рассматривает креативность как личностную характеристику, но не как определенный набор личностных черт, а как реализацию человеком собственной индивидуальности. Каждый человек неповторим, уникален, он вносит в мир что-то новое, такое, чего раньше не было. Поэтому проявление индивидуальности является творческим процессом. По мнению Е. Яковлевой, характеристики креативности непредметны, то есть не предполагают наличие продукта (материального или идеального), процессуальны, потому как креативность рассматривается как процесс проявления собственной индивидуальности. Е. Яковлева выделяет такие процессуальные характеристики креативности:
Такие характеристики логически базируются на представлении о креативности как реализации собственной индивидуальности. Человек проявляет свою индивидуальность в процессе межличностного общения (прямого или опосредованного), поэтому креативность в известной мере является репрезентацией своей индивидуальности другому.
Критерии социальной креативности вытекают из определения творческого поведения. Творческое поведение характеризуется безоценочным отношением к жизни. Творческий человек не воспринимает жизненные ситуации как хорошие или не очень, не оценивает их по каким-то критериям, а воспринимает их как проблемные, которые необходимо решать. Следовательно, креативность рассматривается не как интеллектуальная, а как личностная характеристика.
В психологии развития существует несколько подходов к проблеме развития креативности, согласно одному из которых — ее развитие идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность. Однако и в этом подходе существует несколько направлений.
В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
Они выделяют связь между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем креативности. Идея эта заключается в том, что развитию креативности способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.
По мнению Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон серьезным препятствием на пути к развитию креативности могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:
1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.
3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому с детства учат детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: умения отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, вне зависимости от того, понравится или не понравится оно окружающим.
4. Боязнь неодобрения
со стороны другого человека,
чью позицию мы критикуем. Подвергая
критике человека, мы обычно вызываем
с его стороны ответную
5. Высокоразвитая
тревожность. Человек, обладающий этим
качеством, обычно страдает повышенной
неуверенностью в себе, проявляет
боязнь открыто высказывать
Таким образом, на современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия «креативность». При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации.
1.2. Конфликт, конфликтная ситуация и стратегии поведения в конфликтной ситуации
Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание ученых к исследованию конфликтов.
Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика [10].
Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.) [9].
Социолог Д.Скотт определяет конфликт как реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия [27].
С.М.Емельянов выделяет основные признаки возникновения конфликта [11]:
Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию». Конфликт —► изменение —► адаптация —► выживание [9].
Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт — это может быть хорошо.
Существует два основных подхода в изучении конфликтов: социологический и психологический [21].
С точки зрения основоположника структурно-функционального анализа Т.Парсонса, конфликт нарушает социальный порядок, нормальное функционирование общества. Естественным состоянием общества являются гармоничные и бесконфликтные отношения между элементами социальной системы. Поэтому следует не допускать конфликтов, а если они возникли — ликвидировать. Это делают системные механизмы саморегулирования — социальные институты.
Основное положение теории конфликта Г.Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества.
Л.Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложена и функция стабилизации общества. Он доказывал, что конфликты есть продукт внутренних изменений в обществе, результат взаимодействия различных элементов социальной системы [15].