Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:15, курсовая работа
Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Психология тревожности
1.1 Тревожность. Виды и формы проявления тревожности…….…7
1.2 Понятие о «личностной» тревожности…………………………11
ГЛАВА II. Психологические аспекты межличностных отношений коллектива
2.1 Психологическое понятие межличностных отношений………16
2.2 Особенности межличностных отношений в коллективе………22
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование влияния уровня развития личностной тревожности студентов – психологов на специфику межличностных отношений коллектива
3.1 Организация и методы исследования………………………..28
3.2 Результаты исследования уровня развития личностной тревожности и особенностей межличностных отношений в коллективе студентов – психологов………………………………..33
3.3. Результаты исследования зависимости личностной тревожности студентов – психологов с особенностями межличностных отношений коллектива……………………………………………….37
3.4. Выводы и рекомендации………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………49
Библиография…………………………………………………………………..51
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Психология тревожности
ГЛАВА II. Психологические аспекты межличностных отношений коллектива
2.1 Психологическое понятие межличностных отношений………16
2.2 Особенности межличностных отношений в коллективе………22
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование влияния уровня развития личностной тревожности студентов – психологов на специфику межличностных отношений коллектива
3.1 Организация и методы исследования………………………..28
3.2 Результаты исследования уровня развития личностной тревожности и особенностей межличностных отношений в коллективе студентов – психологов………………………………..33
3.3. Результаты исследования
зависимости личностной тревожности студентов
– психологов с особенностями межличностных
отношений коллектива……………………………………………….3
3.4. Выводы и рекомендации………………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиография………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
В настоящее время увеличилось число тревожных студентов, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у студентов свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество студентов с устойчивой тревожностью (1- 4 курсы) в 1990 – 93 гг. составило от 72% до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких учащихся было от 12% до 16%).
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной практической психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно.
В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение, на межличностные отношения со сверстниками и в коллективе. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение и межличностные отношения в коллективе - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.
Таким образом, тревога - это субъективно неприятное эмоциональное состояние: чувство неопределённости, ожидание плохих событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна, иррациональна и не имеет конкретного стимула. Тревогу не всегда следует считать патологической эмоцией. Она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, и поэтому выполняет определённую защитную функцию.
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной или физической загруженностью, порожденной причинами иного характера.
Цель исследования: изучить влияние уровня развития личностной тревожности студентов – психологов на специфику межличностных отношений в коллективе.
Объект исследования: учебно-профессиональная деятельность студентов – психологов с повышенным уровнем личностной тревожности.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности студентов - психологов обладающих повышенным уровнем личностной тревожности.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: уровень развития личностной тревожности студентов – психологов оказывает непосредственное влияние на специфику межличностных отношений в студенческом коллективе.
Методы исследования:
Исследование проводилось на базе Владимирского государственного университета, среди студентов – психологов факультета «Права и Психологии». В исследование приняло участие 20 человек, (4 юноши, 16 девушек), в возрасте от 18 до 21 года.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны для работы практических психологов, психотерапевтов с контингентом лиц в этом направление. Также, результаты могут быть использованы для выработки рекомендаций по улучшению межличностных отношений в коллективе.
Методология исследования: при написании данной курсовой работы мы опирались на исследования таких ученых как: А.М. Прихожан, Р.С. Немов, Е. Савина, С.С. Степанова, Б.Г. Ананьев, В.А. Пинчук, К. Хорни, В. Райх, А. Лоуэн, И. Рольф и др.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Общий объем работы – 62 страницы.
ГЛАВА I. Психология тревожности
Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется и проявляется почти всегда.
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
По определению С. С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
По мировой статистике, обычная «норма тревожности» - 15% , в России - 60-75%.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему.
На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Виды и формы проявления тревожности
Тревожность неоднородна. Можно говорить о разных ее видах. Например, об адекватной и неадекватной ее разновидности. Критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.
Тревожность можно подразделять также на устойчивую в какой-либо сфере (ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека..
Помимо разных видов, выделяют разные формы тревожности. Форма тревожности — особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.
Выделяют две основных категорий тревожности: (1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; (2) скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий выделяются различные формы тревожности: «открытая» и «скрытая».
К «открытым» формам тревожности относятся:
1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может.
2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой школьники самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы можно выделить две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в двух возрастах — младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
3. «Культивируемая» тревожность — в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с вышеописанной формой 2б, различия касаются лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного и того же ребенка может встречаться одновременно два или даже все три варианта.