Влияние уровня развития личностной тревожности студентов - психологов на специфику межличностных отношений коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Психология тревожности
1.1 Тревожность. Виды и формы проявления тревожности…….…7
1.2 Понятие о «личностной» тревожности…………………………11
ГЛАВА II. Психологические аспекты межличностных отношений коллектива
2.1 Психологическое понятие межличностных отношений………16
2.2 Особенности межличностных отношений в коллективе………22
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование влияния уровня развития личностной тревожности студентов – психологов на специфику межличностных отношений коллектива
3.1 Организация и методы исследования………………………..28
3.2 Результаты исследования уровня развития личностной тревожности и особенностей межличностных отношений в коллективе студентов – психологов………………………………..33
3.3. Результаты исследования зависимости личностной тревожности студентов – психологов с особенностями межличностных отношений коллектива……………………………………………….37
3.4. Выводы и рекомендации………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………49
Библиография…………………………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

курсовая Психология здоровья.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Студенты – психологи склонные к проявлению жестокости и враждебности по отношению к окружающим. Они требовательны, прямолинейны и откровенны, упрямы, упорны, настойчивы и энергичны.

Наименьший удельный вес для обследуемых лиц имеют такие типы социальной ориентации как подчиненный (средний показатель по группе – 5,2 балла) и зависимый (4,6 балла). Это свидетельствует о том, что испытуемые не склонны к проявлению покорности, слабовольности, уступать всем и во всем. Студенты уверенны в себе и не зависят от чужого мнения. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

 

3.3. Результаты исследования зависимости личностной тревожности студентов – психологов с особенностями межличностных отношений коллектива


                              0,49



                              0,53



                             -0,45

 

Схема 1. Результаты корреляционного анализа уровня развития личностной тревожности (по Спилбергеру – Ханину) с особенностями межличностных отношений (социальная ориентация личности)

В результате проведенного нами корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи (см. Схема 1) между показателем уровня развития личностной тревожности с социальной ориентацией студентов – психологов на агрессивный тип отношений (rэмп. =  0,49, при p≤0,05), на подчиняемый тип (rэмп. = 0,53, при p≤0,05) и на дружелюбный тип (rэмп. =  -0,45, при p≤0,05).

Это позволяет сделать вывод о том, что повышенный уровень личностной тревожности студентов – психологов, в зависимости от ситуации приводит к проявлению жестокости и враждебности по отношению к сверстникам, окружающим их людям. Они склонны к резкости, жестокости, в ряде случаев и к асоциальному поведению. В таких случаях студенты не дружелюбны, не стремятся удовлетворить требования всех «быть хорошим». Они становятся бескомпромиссными, не нуждаются в признание и любви со стороны окружающих их людей. Обследуемые лица не активны и не стремятся проявлять инициативу в решение проблем коллектива.

В другом случае, испытуемые характеризуются покорностью, слабоволием, кротостью. Могут легко смутиться.


                     -0,45


 

                     0,46


 

 

Схема 2. Результаты корреляционного анализа уровня тревожности (по Дж. Тейлору) с особенностями межличностных отношений (социальная ориентация личности)

В результате проведенного нами корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи (см. Схема 2) между показателем уровня тревожности с социальной ориентацией студентов – психологов на авторитарный тип отношений (rэмп. =  -0,45, при p≤0,05) и на альтруистический  тип (rэмп. =  0,46, при p≤0,05).

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в ряде ситуаций повышенный уровень тревожности приводит к отсутствию у студентов – психологов диктаторства, властности, деспотичности. Они склонны к проявлению доминантности, энергичности, компетентности, упорности и настойчивости.

Чем выше уровень тревожности, тем больше у обследуемых лиц проявляется гиперответственность. Они стремятся помочь и сострадать всем, бывают, навязчивы в своей помощи и слишком активными по отношении к окружающим. Испытуемые умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.

3.4. Выводы и рекомендации

По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что 50-60% студентов – психологов характеризуются повышенным уровнем личностной тревожности. Личностная тревожность имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику.

Исследование особенностей межличностных отношений в коллективе, показало, что наибольшей удельный вес для студентов – психологов имеют такие типы социальной ориентации личности, как: авторитарный, агрессивный, подчиняемый, дружелюбный и альтруистический типы.

Проведенный нами корреляционный анализ между показателями уровня тревожности и особенностями межличностных отношений позволяет говорить о том, что повышенный уровень личностный тревожности студентов – психологов оказывает непосредственное (отрицательное) влияние на специфику (особенности) межличностных отношений в коллективе.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале нашего исследования о том, что уровень развития личностной тревожности студентов – психологов оказывает непосредственное влияние на специфику межличностных отношений в студенческом коллективе – нашла свое подтверждение.

Для совладения с повышенным уровнем личностной тревожности мы предлагаем следующие психологические рекомендации студентам:

  1. Медикаментозное лечение. — Тревожность имеет физический и психологический аспекты. Повышенная тревожность может приводить к тому, что мозг перестает вырабатывать полезные гормоны. В таких случаях, чтобы помочь человеку окрепнуть, необходимо медикаментозное лечение.
  2. Понимание природы ума. Понимание силы влияния ума на тело и последствий неврозов и психозов. Напоминайте себе о том, что ум может быть как лучшим другом, так и злейшим врагом.
  3. Понимание разницы между ощущением неудачи и неудачей как таковой. — Небольшая ошибка сильно отличается от полного краха.
  4. Более яркое освещение.— Поскольку зачастую повышенная тревожность вызвана воздействием внешней среды, более яркое освещение и больше солнечного света могут принести пользу.
  5. Использование техник по снятию стресса. — Медитация, визуализация, самовнушение и массаж всегда приносят пользу.
  6. Ведение дневника. — Записи являются чрезвычайно могущественным методом овладения своим умом.
  7. Положите конец страхам типа «а что если». — Вместо того, чтобы думать о том, что может произойти плохого, думайте о том, что может произойти хорошего. 
  8. Учитесь прощать. — Прощая, мы избавляемся от множества беспокойств.
  9. Благодарность как образ жизни. — Если вы исполнены благодарности, у вас не останется места для тревожности.
  10. Позитивный внутренний диалог. — На нас в большей степени влияют наши мысли и наш внутренний диалог, чем наши слова и поступки.
  11. Смех. – Нужно научиться смеяться над своими привязанностями и глупостью так же, как над решимостью оставаться в драме иллюзий.

Также, для профилактики повышенного уровня личностной тревожности, мы предлагаем, следующую программу тренинга.

 

 

 

 

Программа тренинга по профилактики повышенного уровня  личностной тревожности

Цель тренинга: профилактика повышенного уровня личностной тревожности путем релаксационных техник.

Задачи тренинга:

  1. снятие напряжения в конкретной группе (коллективе);
  2. развитие навыков и умений по профилактике личностной тревожности.

Категория участников: тренинг рассчитан на взрослое население, а в нашем случае на учащихся высших учебных заведений (студентов).

Состав тренинговой группы: группа состоит из 10 человек (студенты).

Место проведения: специально оборудованный зал для проведения тренинга в виде релаксационных упражнений и техник.

Тренинг рассчитан на 1 занятие, общая продолжительность которого составляет 1 час.

Принципы работы тренинговой группы:

  1. принцип конфиденциальности;
  2. принцип «здесь и сейчас»;
  3. принцип «умейте слушать друг друга»;
  4. принцип «говорите по существу»;
  5. принцип «проявляйте уважение»;
  6. закон «00» (пунктуальность);
  7. правило «СТОП»;
  8. принцип «говорить за себя и от своего имени».

Упражнение 1: «Знакомство».

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, поделиться информацией о себе.

Участникам предлагается на листе бумаги (формата А4) крупно написать свое имя. Затем развернуть листы к участникам тренинга. По кругу начиная с ведущего передается какой-либо предмет, который тем самым дает право голоса участнику. Участник рассказывает о себе, дает самопрезентацию и определяет цвет своего настроения на данный момент.

Упражнение 2: «Социометрия».

Цель упражнения: позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

Упражнение 3: «Сигнал» - разминка.

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

   Релаксационные упражнения:

Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела( ладонями вверх ). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Упражнение 1: Спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату(вдоль стен) , а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.

Упражнение 2: Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

Упражнение 3: Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением. Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременным напряжением и расслаблением.

Упражнение 4: Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног. Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте.

То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица ( губы, лоб).

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления. Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

Обратная связь: рефлексия участников после проведения тренинговых упражнений.

В результате проведенного исследования, нами было выявлено, что повышенный уровень тревожности студентов – психологов, негативно (отрицательно) сказывается в особенностях межличностных отношений в коллективе. Отношения становятся напряженными, студенты тяжело находят общий язык, возникают частые споры, конфликтные ситуации, что в свою очередь приводит к «расколу» коллектива. В данной работе, мы предлагаем рассмотреть механизмы способствующие сплочению коллектива, для предотвращения «раскола» группы в целом.

Механизмы сплочения коллектива:

Морально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Морально- психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации. Любые действия руководителя или члена коллектива (особенно отрицательного характера) сказываются на состоянии морально-психологического климата, деформируют его. И наоборот, каждое положительное управленческое решение, положительное коллективное действие улучшает морально-психологический климат. Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду у членов трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результатов трудового процесса.

Верный признак благоприятного морально-психологического климата — активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.

Другим признаком положительного морально-психологического климата является высокая продуктивность коллективной работы. Следующий признак — развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак как положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.

Информация о работе Влияние уровня развития личностной тревожности студентов - психологов на специфику межличностных отношений коллектива