Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:15, курсовая работа
Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Психология тревожности
1.1 Тревожность. Виды и формы проявления тревожности…….…7
1.2 Понятие о «личностной» тревожности…………………………11
ГЛАВА II. Психологические аспекты межличностных отношений коллектива
2.1 Психологическое понятие межличностных отношений………16
2.2 Особенности межличностных отношений в коллективе………22
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование влияния уровня развития личностной тревожности студентов – психологов на специфику межличностных отношений коллектива
3.1 Организация и методы исследования………………………..28
3.2 Результаты исследования уровня развития личностной тревожности и особенностей межличностных отношений в коллективе студентов – психологов………………………………..33
3.3. Результаты исследования зависимости личностной тревожности студентов – психологов с особенностями межличностных отношений коллектива……………………………………………….37
3.4. Выводы и рекомендации………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………49
Библиография…………………………………………………………………..51
Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Одним из важных показателей социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение делового контакта, во много раз способно превосходить время самого конфликта.
Основными чертами межличностных отношений коллектива выступают: 1) устойчивое взаимодействие; 2) отчетливо выраженная однородность состава; 3) относительно высокая степень сплоченности на основе единства взглядов, установок членов коллектива; 4) структурированность – определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованность, подчиненность коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытость, то есть готовностью к принятию новых членов.
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование влияния уровня развития личностной тревожности студентов – психологов на специфику межличностных отношений коллектива
3.1 Организация и методы исследования
Исследование влияния уровня развития личностной тревожности на специфику межличностных отношений в коллективе проводилось на базе Владимирского государственного университета, среди студентов – психологов факультета «Права и Психологии». В исследование приняло участие 20 человек, (4 юноши, 16 девушек), в возрасте от 18 до 21 года.
Цель исследования: изучить влияние уровня развития личностной тревожности студентов – психологов на специфику межличностных отношений в коллективе.
Объект исследования: учебно-профессиональная деятельность студентов – психологов с повышенным уровнем личностной тревожности.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности студентов - психологов обладающих повышенным уровнем личностной тревожности.
Задачи исследования:
1.осуществить теоретический анализ литературы по теме исследования;
2.провести эмпирическое исследование влияния уровня развития личностной тревожности на специфику межличностных отношений в коллективе студентов – психологов;
3.предложить психологические рекомендации студентам для совладения с повышенным уровнем личностной тревожности.
Гипотеза исследования: уровень развития личностной тревожности студентов – психологов оказывает непосредственное влияние на специфику межличностных отношений в студенческом коллективе.
Методы исследования:
1. теоретический анализ;
2.метод наблюдения;
3.метод теста: «Шкала проявления тревожности» Дж.Тейлора; «Шкала определения личностной и реактивной тревожности» Спилбергера – Ханина; методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек);
4.методы математической статистики (вычисление среднего арифметического, метод корреляционного анализа данных по критерию Спирмена, графическое оформление данных).
«Шкала определения личностной и реактивной тревожности» Спилбергера – Ханина
Тест Спилбергера - Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы».
Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Испытуемому предлагается ответить на предоставленные высказывания по 4-х бальной системе, где 1 – «нет, это не так»; 2 – «пожалуй, так»; 3 – «верно»; 4 – «совершенно верно».
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = сумма 1 – сумма 2+50.
ЛТ = сумма1 - сумма2+35
Суммы 1 и 2 – это суммы зачеркнутых цифр на бланке, которые определяются в соответствии с ключом. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая.
«Шкала проявления тревожности» Дж. Тейлора.
Личностный опросник предназначенный для измерения проявления тревожности. Впервые был опубликован в 1953 году Дж. Тейлором. Данный опросник состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений и Миннесотсткого многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Примеры утверждений: «Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете»; «Даже в прохладные дни я легко потею» и т.д. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Обработка результатов исследования осуществляется в соответствии с ключом, за каждое совпадение с которым начисляется один балл. Индекс тревожности измеряется в шкале Т – баллов. Показатели в пределах 0-15 – свидетельствуют о низком уровне тревожности; 15-28 свидетельствуют о среднем уровне тревожности (с тенденцией к высокому); 29-40 – высокий уровень тревожности; 40-50 – очень высокий уровень тревожности. Нормы «Шкалы проявления тревожности» определялись на выборке, состоящей из 1971 студента университета и 103 больных различными психическими заболеваниями. Показатели валидности и надежности – высокие.
Диагностика межличностных отношений
(Т. Лири, Г. Лефорж, С. Сазек)
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Методика состоит из 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Данная методика использовалась нами в целях исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Типы отношения к окружающим связанные с различными личностными чертами:
1. Авторитарный: адаптивная форма – энергичное компетентное поведение и авторитет; экстремальная форма – диктаторское и педантичное поведение;
2. Эгоистический: адаптивная форма – проявление независимости и веры в свои силы; экстремальная форма – эгоцентризм, возвышение себя над остальными;
3. Агрессивный: адаптивная форма – приемлемые проявления жестокости, резкости; экстремальная форма – твердое, бесчувственное поведение;
4. Подозрительный: адаптивная форма – приемлемый критический подход к социальным отношениям; экстремальная форма – подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм;
5. Подчиненный: адаптивная форма – проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность; экстремальная форма – пассивное самоунижение, слабость;
6. Зависимый: адаптивная форма – доверие и восхищение, адекватное данной ситуации; экстремальная форма – полная зависимость, отсутствие проявления враждебности и власти;
7. Дружелюбный: адаптивная форма – желание сотрудничать, склонность к конформизму; экстремальная форма – стремление удовлетворить желания других, быть положительным и поддерживать положительные отношения;
8. Альтруистический: адаптивная форма – ответственное поведение, положительный социальный тип личности; экстремальная форма – слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за других.
3.2 Результаты исследования уровня развития личностной тревожности и особенностей межличностных отношений в коллективе студентов – психологов
В результате проведенного нами исследования уровня развития личностной тревожности (на основании методики Спилбергера – Ханина) у студентов – психологов можно сделать вывод о том, что 55 % обследуемых лиц характеризуются повышенным уровнем личностной тревожности. (см. Гистограмму 1).
Высокий показатель личностной тревожности прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Причиной тревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга.
Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги у человека в состояниях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Также, нами было выявлено, что для 45% студентов – психологов характерен умеренный уровень развития личностной тревожности. Показатели данных обследуемых лиц находятся в рамках «нормы». (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Проведенное нами исследование уровня тревожности студентов – психологов (на основании методики Дж. Тейлора), показало, что 65% обследуемых лиц обладают повышенным уровнем тревожности. (см. Гистограмму 2).
Личности, относимые к
категории высокотревожных, склонны
воспринимать угрозу своей
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности: высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче; высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи; личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Показатели уровня тревожности у 35% студентов – психологов находятся в рамках «нормы», т.е. характеризуются средним (умеренным) уровнем проявления тревожности. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Проведенная нами диагностика особенностей межличностных отношений у студентов – психологов позволила нам выявить, что в коллективе доминируют такие типы социальной ориентации личности как авторитарный (средний балл по группе – 7,8), эгоистический (7,3 балла) и агрессивный (7,2 балла). (см. Гистограмма 3). Исходя из идеи автора методики, это свидетельствует о том, что студенты – психологи в большинстве случаев склонны к проявлению диктаторства, властности, деспотичности характера. Они стремятся всех наставлять, поучать, во всем стремятся полагаться на свое мнение. В тоже время испытуемые стремятся «быть над всеми», им свойственно и самовлюбленность, расчетливость и независимость, хвастливость. Трудности перекладывают на окружающих, но сами относятся к ним несколько отчужденно.