Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: уровень психологического развития детей улучшится, если:

- определены основные направления и содержание психологической диагностики по выявлению неблагополучной ситуации в семьях и уровня психологического здоровья исследуемых детей;

- обеспечена целевая направленность психологической диагностики по выявлению влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста;

- создана коррекционная программа по преодолению нарушений детско-родительских отношений.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений

Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования

2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Файлы: 1 файл

влияние.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

 

    Приложение 6 

    Лекция  для родителей  на тему «Каков Ваш  ребенок от четырех до пяти лет» (по А.И.Баркану) 

     От  четырех до пяти ребенок еще больше может сделать, чем он умел уже  до четырех, взбираясь по ступенькам возраста наверх. Как он считает, то, пожалуй, все. И, продолжая самоутверждаться, малыш, чтобы пустить нам пыль в глаза, приписывает себе качества и свойства, которыми еще не обладает, но очень бы хотел сам обладать, прекрасно понимая всю их ценность. И, словно опытный очковтиратель, твердит все время, что он — самый, самый... Он самый сильный, самый смелый, самый ловкий, короче — всемогущий. Мы — никто... Или подобны только его тени. Он — самый, самый... Он, конечно, а не мы...

     Малыш настолько входит в эту роль, что  обижается, когда ему не верят. Он искренне считает, что таков. И если в этом есть хоть доля правды и он действительно опережает многих, тем самым ублажая своих близких, то это повод, чтобы погордиться, возвысить себя в собственных глазах, а главное, в глазах своих родителей.

     Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки, вплоть до капризов и продуманных истерик, завуалированных фраз и явственных намеков. И это несмотря на то, что  он уже усвоил нравственные нормы.

     В четыре года у ребенка может проявиться его первая влюбленность, наивнее и чище которой не найти. Малыш не прячет свою окрыленность, а выставляет яркость чувства напоказ, то бурно радуясь, то безутешно поддаваясь грусти. В четыре года самый ярый сорванец при виде нравящейся ему девочки способен превратиться вдруг в «пай-мальчика», а юная проказница в веснушках, лишь только для того чтобы его очаровать, потупит взор и поразит всех кротостью и скромностью. В четыре года... Да, в четыре года наш малыш настолько всемогущ, что розовый цвет затмевает остальные. Ребенок движется по жизни на белом удалом коне.

     И вдруг, вдруг, вдруг... какая-то метаморфоза. Малыш внезапно прерывает бег  и озирается по сторонам без прежних  розовых очков. И... словно прозревает. Он видит серость окружающего  мира... и в этой серости себя... И, будто отрезвленный, он, потрясенный собственным несовершенством, впадает неожиданно в другую крайность: из всемогущего став приземленным и сомневающимся даже в пустяках. Оказывается, что между ним, теперешним и взрослым, навряд ли только одна марафонская дистанция, а если даже и одна, то непреодолимая. И Ваш ребенок застывает на распутье, не в силах спрятать неуверенность и робость.

     Малыш переступил порог застенчивости. Он на пороге одного из самых важных этапов полноценного развития ребенка. Обычно это начинается в пять лет.

     Теперь  уже он мало упивается успехами, а в основном стыдится недостатков, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Все это подтверждает то, что  Ваш ребенок — на качественно  новом уровне развития в вопросах постижения себя и формируется как личность. Зеленый плод стал превращаться в спелый, бутон — в цветок, раскрывший лепестки.

     Малыш так, как и раньше, весь в эмоциях, то загорается, то потухает. Но он уже  умеет скрывать обиду и даже сдерживает слезы или страх.

     В пять лет у малышей обычно пик страхов перед сказочными персонажами. Им не дает заснуть спокойно то Змей Горыныч, то Кощей. Малыш боится неприятных сновидений и, так же как и раньше, темноты.

     Используя свой небольшой опыт жизни, ребенок  убегает от собаки и не войдет теперь, как раньше, в речку, пока не будет знать, какая глубина. В любом увиденном им огоньке от спички или от сигары ему мерещится пожар.

     Малыш боится нападения, воров... Но больше всего  его мучит страх, который почти  невозможно миновать, — страх наказания родителями за шалости и баловство. Как жалко, что родителям не до проказ.

     От  четырех лет до пяти у многих малышей  обычно появляются стереотипы их полового поведения, мужского или женского, что  больше всего отражается в игре. И если девочки предпочитают тихие, «семейные», без выплеска эмоций игры, то мальчикам необходимы азарт, соревнование, технические средства.

     Обычно  этот возраст — возраст начала половой идентификации ребенка. При этом романтическая любовь к  родителям еще не прошла, и девочки  по-прежнему безумно обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. И ревность большинства детей к родителям еще теплится где-то в их душе. Помимо ревности малыш испытывает зависть, чаще всего к кому-то из детей в семье.

     Уже в четыре он не может обходиться без ровесников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Сюжетно-ролевые групповые игры все чаще выступают для него на первый план. И он в них главный режиссер, не только исполнитель. Роль взрослого в игре к пяти годам ребенка почти исчезает. Налаживаются взаимоотношения со сверстниками. Играя, Ваш ребенок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет собственное мнение.

     Игра  напоминает школу жизни. Она нередко заставляет малыша переживать эмоции и чувства, которые в реальности он не встречал. И если их теперь придется испытать, он знает, что это такое, как ими управлять.

     В игре обычно формируется самооценка малыша. К пяти годам он знает себе цену. И, наблюдая за игрой, уже известно: ребенок лидер или нет, в чем слабости его характера, в чем сила.

     Уже в четыре года дети воспринимают себя часто отдельно от родителей. К пяти годам дистанция «ребенок — взрослые»  намного увеличивается, так как физическая близость ослабевает прямо на глазах, однако она заменяется взаимопониманием между детьми и их родителями, основанными на партнерстве и установке дружеских взаимоотношений.

     В четыре с половиной года обычно начинается скачок в нервно-психическом развитии ребенка. Малыш шагает семимильными шагами и поражает всех вокруг, умнея прямо на глазах. Уже после пяти лет можно оценить особенности интеллекта Вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшем.

     Больше  всего всех поражают в этом возрасте ребенка его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает две тысячи слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь...

     Ребенку хочется осмыслить значение слов, объяснить происхождение их. Его  интересует звуковая форма слова, ее мелодия и музыкальность. Малыш  часами может видоизменять слово, «изобретая»  новые. «Играет» рифмами. Но это не поэзия. Обычно рифма не подходит к содержанию, она лишь по-особому звучит.

     Помимо  простых предложений в речи ребенка  появляются и сложноподчиненные.

     Малыш использует союзы и предлоги, меняет местами части речи. Довольно часто  образовывает вопросительные предложения  и может задавать вопрос-предвидение: что будет? Он также задает вопросы зачем и для чего? И этими вопросами пытается решить глобальные проблемы. Он хочет знать: что хорошо, что плохо и почему?

     В пять лет ребенок уже понимает пассивную конструкцию. Он применяет  будущее время, использует прошедшее. Речь усложняется. Малыш усваивает правила грамматики. Запоминает буквы. Может часами декламировать стихи.

     От  четырех до пяти еще значительнее совершенствуется его образное, или  символическое, мышление.

     В пять лет ребенок знает свое имя, свою фамилию, свой возраст. Он может четко назвать адрес и даже объяснить, как лучше и на чем добраться к нему домой.

     Малыш уже способен быть сознательно дисциплинированным и концентрировать свое внимание при выполнении задания или игре, не отвлекаясь по пустякам.

     Он  учится считать. И даже самый неспособный  и нелюбознательный малыш досчитывает  до пяти. Причем почти все дети в  этом возрасте в пределах данной цифры  могут провести сложение и вычитание  не ошибаясь.

     Ребенок хочет научиться писать буквы, хотя бы печатным шрифтом, но это удается не всегда. Малыш пытается читать и разлагает вывески витрин на слоги, которые ему не так легко соединить.

     Помимо  основных цветов ребенок уже знает  многие другие, хотя использует их вольно. Он делает успехи в рисовании и лепке. Его рисунки уже сложны по сюжету, а человек, помимо туловища, рук и ног, имеет почти настоящее лицо: с глазами, ртом и иногда с ушами. Этап «головонога» позади.

     В пять лет ребенок может начинать учиться игре на некоторых музыкальных  инструментах. В связи с тем, что у Вашего ребенка продолжает совершенствоваться тонкая моторика, малыш пытается попробовать вязать и вышивать.

     Ребенок твердо знает, что значит «справа», «слева», «спереди» и «позади». Все  лучше ориентируясь в пространстве, он хочет понять, что такое время.

     В пять лет ребенок уже различает  треугольник, прямоугольник и квадрат  и даже скопирует прямоугольник, но лишь тогда, когда Вы сможете угомонить  его и усадить за стол.

     От  четырех лет до пяти малыш напоминает «вечный двигатель», его почти не отличить от гипердинамичного ребенка. Сидит лишь только тогда, когда что-то делает. Все остальное время — «суета сует». Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» все то, что попадется на пути, поэтому родителям необходимо задуматься о его безопасности.

     К пяти годам малыш приобретает  ловкость, гибкость, и возраст «грации» его в разгаре. Движения становятся намного совершеннее и эстетичнее. Особенно легко дается малышу гимнастика.

     Он  может прыгать на одной ноге, причем на правой или левой — безразлично. Ему доступны прыжки как в длину, так и в высоту, и ничего не стоит прыгать целый день через скакалку.

     Ребенок, стоя на одной ноге, способен удержаться в равновесии до четверти минуты. И  полминуты у него хватает сил  безостановочно бежать не отдыхая.

     Ребенок очень любит игры с мячом и  на лету легко хватает мяч. Велосипед  ему уже необходим не трех-, а  двухколесный. Он может попросить  купить ему и ролики.

     Обычно  в этом возрасте ребенок с удовольствием  танцует и тщательно под музыку выделывает па.

     Малыш преуспевает в навыках: сам тщательно  зашнуровывает ботинки и даже может завязать шнурки, легко застегивает  и расстегивает пуговицы. Пытается беречь одежду, что, правда, удается  не всегда. Она на нем «горит».

     Он  может застилать свою постель. Ест  пользуясь столовыми приборами, причем не только вилкой или ложкой, а иногда даже ножом. Использует салфетки. Перед едой обычно моет руки. Умеет пользоваться сам расческой и носовым платком.

     Он  с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в  мытье посуды и может выполнить одновременно до двух-трех поручений сразу.

     Он  многое может и умеет. В пять лет  уже заложен фундамент интеллекта.

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста