Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: уровень психологического развития детей улучшится, если:
- определены основные направления и содержание психологической диагностики по выявлению неблагополучной ситуации в семьях и уровня психологического здоровья исследуемых детей;
- обеспечена целевая направленность психологической диагностики по выявлению влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста;
- создана коррекционная программа по преодолению нарушений детско-родительских отношений.
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Анализ рисунка Всеволода С.
Всеволод из полной семьи, также у Всеволода есть старший брат Святослав. На рисунке Всеволода изображены родители мальчика, причем папа изображен сравнительно большей фигурой. Расстояние между родителями довольно значительно, также между мамой и папой Всеволод нарисовал дерево, что соответствует наличию конфликтов между родителями. Мальчик не изобразил себя, следовательно, мальчик не адаптирован к семье и чувствует психологический дискомфорт, отношения Всеволода с родителями напряженные.
Анализ рисунка Риты М.
На рисунке девочка нарисовала только себя. Это говорит о том, что девочка не привязана ни к одному члену семьи. На вопрос «Почему ты не нарисовала маму и папу?», девочка ответила: «Не знаю». Интерпретация рисунка девочки показывает наличие нарушений детско-родительских отношений.
Анализ рисунка Димы Д.
Дима - единственный ребенок из полной семьи. На рисунке изображена только мать ребенка, что соответствует доминированию матери в семье. Себя и папу Дима рисовать отказался. Следовательно, ребенок чувствует дискомфорт в семье и не видит себя в ней. Таким образом, в семье Димы присутствуют нарушения детско-родительских отношений.
Анализ рисунка Кирилла Т.
Кирилл живет с мамой и бабушкой, он - единственный ребенок в семье. Кирилл нарисовал всех членов семьи, причем бабушка – самая большая фигура, что означает доминирование в семье бабушки. Расстояние между мамой и бабушкой значительно, причем между ними мальчик нарисовал кошку Мурку. Это говорит о том, что между мамой и бабушкой существуют конфликтные отношения. В ходе беседы с мамой Кирилла, Анастасией Владимировной, выяснилось, что конфликты возникают по поводу методов воспитания Кирилла. Себя Кирилл нарисовал высоко в небе над бабушкой и мамой, видимо, конфликтуя, бабушка и мама забывают о самом ребенке и не обращают на него внимания. Следовательно, в отношениях между Кириллом, бабушкой и мамой присутствуют нарушения, проявляющиеся в невнимании к ребенку.
Анализ рисунка Дарины И.
Девочка приступила к выполнению задания неохотно, но нарисовала всех членов семьи – маму, папу, бабушку, дедушку и себя. Все фигуры на рисунке девочки очень малы, но доминирует в семье мама, так как Дарина изобразила ее больше всех остальных. Расстояние между членами семьи значительно, также отдаленно девочка нарисовала и себя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в данной семье присутствуют нарушения детско-родительских отношений.
Подобным образом интерпретированы рисунки всех обследуемых детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка.
Данные интерпретации рисунков мы внесли в сводную таблицу 2 «Результаты интерпретации рисунков детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка».
Таблица 2
Результаты интерпретации рисунков детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка
№ | Выделяемые признаки | Имя обследуемого ребенка | |||||||||||
Никита О. | Даниил Ч. | Талгат А. | Алешаа Р. | Даша Р. | Арина С. | Настя Р. | Оля Б. | Рита К. | Жанара Б. | Кирилл Т. | Амина Р. | ||
1. | Количество членов семьи на рисунке | 0 | 0 | 4 | 2 | 1 | 4 | 3 | 0 | 2 | 3 | 3 | 2 |
2. | Соответствующие размеры членов семей (1 место по значимости, 2 место по значимости и т.д.) | ||||||||||||
Мать | - | - | 1 | - | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 1 | |
Отец | - | - | 2 | - | 1 | 1 | 2 | - | - | 1 | - | - | |
Сестра | - | - | 4 | 1 | - | 3 | - | - | - | 2 | - | - | |
Брат | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Дедушка | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Бабушка | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | |
я | - | - | 3 | 2 | - | 2 | 3 | - | 2 | 2 | 3 | 1 | |
3. | Расстояние между членами семьи | - | - | значительно | отсутствует | - | значительно | незначительно | - | отсутствует | отсутствует | Большое расстояние между мамой и бабушкой | отсутствует |
Наличие каких-либо предметов между ними | - | - | присутствуют | отсутствуют | - | присутствуют | отсутствуют | - | отсутствуют | отсутствуют | Между мамой и бабушкой | отсутствуют | |
4. | Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3) | - | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2.3) | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Наличие нарушений детско-родительских отношений | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - | + | - |
Продолжение таблицы 2
№ | Выделяемые признаки | Имя обследуемого ребенка | |||||||||||
Ксюша А. | Дарина И. | Илья Ж. | Даша К. | Рита М. | Аня Х. | Семен К. | Лиза П. | Даша Ф. | Никита Б. | Всеволод С. | Дима Д. | ||
1. | Количество членов семьи на рисунке | 3 | 5 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 |
2. | Соответствующие размеры членов семей (1 место по значимости, 2 место по значимости и т.д.) | ||||||||||||
Мать | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 1 | 1 | - | 2 | 1 | |
Отец | 1 | 2 | 2 | - | - | - | 1 | 2 | 1 | - | 1 | - | |
Сестра | - | - | 2 | - | - | 2 | 2 | - | - | - | - | - | |
Брат | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | |
Дедушка | - | 3 | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | |
Бабушка | - | 3 | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | |
я | 2 | 4 | - | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | - | - | |
3. | Расстояние между членами семьи | отсутствует | значительно | значительно | отсутствует | - | отсутствует | отсутствует | значительно | отсутствует | - | значительно | - |
Наличие каких-либо предметов между ними | отсутствуют | присутствуют | присутствуют | отсутствуют | - | отсутствуют | отсутствуют | присутствуют | отсутствуют | - | присутствуют | - | |
4. | Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3) | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 |
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2.3) | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | |
Наличие нарушений детско-родительских отношений | - | + | + | - | + | - | - | + | - | + | + | + |
Анализ результатов Таблицы 2 показывает, что в 15 семьях присутствуют нарушения детско-родительских отношений, в 9 семьях таких нарушений не наблюдается. Причем, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показывает некоторые расхождения с опросом родителей по данной проблеме. Так, опрос родителей Даниила Ч. показал отсутствие нарушений детско-родительских отношений, а интерпретация рисунка Даниила прямо указывает на их наличие. То же самое можно сказать об отношениях Талгата А. и Кирилла Т. с родителями. Опрос родителей Жанары Б. наоборот, показал наличие нарушений отношений родителей и ребенка, а интерпретация рисунка Жанары говорит об их отсутствии. Это говорит о том, что ребенок не чувствует дискомфорта в отношениях с родителями, хотя родители девочки недовольны отношениями с дочерью.
Уровень психологического развития детей выявили с помощью методики диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).
Воспитателю средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка Михайленко Татьяне Михайловне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Татьяне Михайловне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.
Михайленко Татьяна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.
Приведем примеры наблюдений за детьми.
Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто напряжена и скована, даже в свободных играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.
Наблюдение
за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало
практически одинаковое количество признаков
по шкале Р.Сирса (Даша – 8, Алеша - 9). У детей
зафиксирована частая напряженность и
скованность, склонность к чрезмерно тихим
ответам на вопросы, а также у близнецов
потеют руки, что связано с чрезмерным
волнением детей. Даша постоянно сосет
палец, даже когда внешне спокойна. Алеша
плаксив, причем плач часто сопровождается
беспричинной агрессией по отношению
к окружающим. У рассматриваемых детей
дезадаптивный уровень психологического
развития, причем в семье близнецов зафиксированы
нарушения детско-родительских отношений.
Так, Алеша не нарисовал родителей, а Даша
нарисовала лишь одного папу из всей семьи.
Таблица 3
Лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей
Имя ребенка | Номер признака |
|
1, 3, 4, 5, 14 |
|
1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14 |
|
1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14 |
|
1, 3, 6, 7, 8, 11 |
|
1, 2, 3, 7, 8, 9, 13 |
|
10 |
|
3, 4, 8, 12, 14 |
|
3, 14 |
|
1, 6, 7, 10, 11, 12 |
|
1, 4, 9, 10, 12, 13, 14 |
|
9, 13, 14 |
|
1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14 |
|
1, 3, 4, 9, 13, 14 |
|
3, 11 |
|
1, 3, 4, 8, 11, 12, 14 |
|
7 |
|
13, 14 |
|
2, 4, 5, 6, 9, 10, 12 |
|
7, 8, 10 |
|
1, 2, 4, 6, 8, 11 |
|
3, 4, 5, 9, 10 |
|
1, 8, 9, 10, 14 |
|
1, 4, 6, 7, 11, 12, 13 |
|
1, 2, 8, 11, 12, 14 |