Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: уровень психологического развития детей улучшится, если:

- определены основные направления и содержание психологической диагностики по выявлению неблагополучной ситуации в семьях и уровня психологического здоровья исследуемых детей;

- обеспечена целевая направленность психологической диагностики по выявлению влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста;

- создана коррекционная программа по преодолению нарушений детско-родительских отношений.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений

Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования

2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Файлы: 1 файл

влияние.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

     Анализ рисунка Всеволода С.

     Всеволод  из полной семьи, также у Всеволода  есть старший брат Святослав. На рисунке  Всеволода изображены родители мальчика, причем папа изображен сравнительно большей фигурой. Расстояние между  родителями довольно значительно, также  между мамой и папой Всеволод нарисовал дерево, что соответствует наличию конфликтов между родителями. Мальчик не изобразил себя, следовательно, мальчик не адаптирован к семье и чувствует психологический дискомфорт, отношения Всеволода с родителями напряженные.

     Анализ  рисунка Риты М.

     На  рисунке девочка нарисовала только себя. Это говорит о том, что  девочка не привязана ни к одному члену семьи. На вопрос «Почему ты не нарисовала маму и папу?», девочка  ответила: «Не знаю». Интерпретация  рисунка девочки показывает наличие нарушений детско-родительских отношений.

     Анализ  рисунка Димы Д.

     Дима - единственный ребенок из полной семьи. На рисунке изображена только мать ребенка, что соответствует доминированию матери в семье. Себя и папу Дима рисовать отказался. Следовательно, ребенок чувствует дискомфорт в семье и не видит себя в ней. Таким образом, в семье Димы присутствуют нарушения детско-родительских отношений.

     Анализ  рисунка Кирилла Т.

     Кирилл  живет с мамой и бабушкой, он - единственный ребенок в семье. Кирилл нарисовал всех членов семьи, причем бабушка – самая большая фигура, что означает доминирование в семье бабушки. Расстояние между мамой и бабушкой значительно, причем между ними мальчик нарисовал кошку Мурку. Это говорит о том, что между мамой и бабушкой существуют конфликтные отношения. В ходе беседы с мамой Кирилла, Анастасией Владимировной, выяснилось, что конфликты возникают по поводу методов воспитания Кирилла. Себя Кирилл нарисовал высоко в небе над бабушкой и мамой, видимо, конфликтуя, бабушка и мама забывают о самом ребенке и не обращают на него внимания. Следовательно, в отношениях между Кириллом, бабушкой и мамой присутствуют нарушения, проявляющиеся в невнимании к ребенку.

     Анализ  рисунка Дарины И.

     Девочка приступила к выполнению задания  неохотно, но нарисовала всех членов семьи – маму, папу, бабушку, дедушку и себя. Все фигуры на рисунке девочки очень малы, но доминирует в семье мама, так как Дарина изобразила ее больше всех остальных. Расстояние между членами семьи значительно, также отдаленно девочка нарисовала и себя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в данной семье присутствуют нарушения детско-родительских отношений.

     Подобным  образом интерпретированы рисунки всех обследуемых детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка.

     Данные  интерпретации рисунков мы внесли в сводную таблицу 2 «Результаты интерпретации рисунков детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка».

 

      Таблица 2

     Результаты  интерпретации рисунков детей средней  группы МДОУ № 3 п. Адамовка

Выделяемые  признаки Имя обследуемого ребенка
Никита О. Даниил  Ч. Талгат  А. Алешаа  Р. Даша  Р. Арина С. Настя Р. Оля Б. Рита  К. Жанара  Б. Кирилл  Т. Амина Р.
1. Количество  членов семьи на рисунке 0 0 4 2 1 4 3 0 2 3 3 2
2. Соответствующие размеры членов семей (1 место по значимости, 2 место по значимости и т.д.)                        
Мать - - 1 - - 1 1 - 1 1 2 1
Отец - - 2 - 1 1 2 - - 1 - -
Сестра - - 4 1 - 3 - - - 2 - -
Брат - - - - - - - - - - - -
Дедушка - - - - - - - - - - - -
Бабушка - - - - - - - - - - 1 -
я - - 3 2 - 2 3 - 2 2 3 1
3. Расстояние между членами семьи - - значительно отсутствует - значительно незначительно - отсутствует отсутствует Большое расстояние между мамой и бабушкой отсутствует
Наличие каких-либо предметов между ними - - присутствуют отсутствуют - присутствуют отсутствуют - отсутствуют отсутствуют Между мамой  и бабушкой отсутствуют
4. Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3) - 1 3 1 1 1 3 1 3 3 3 3
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2.3) 3 3 1 3 1 1 1 3 1 1 1 1
Наличие нарушений детско-родительских отношений + + + + + + - + - - + -

 

      Продолжение таблицы 2

Выделяемые  признаки Имя обследуемого ребенка
Ксюша А. Дарина  И. Илья  Ж. Даша  К. Рита  М. Аня Х. Семен К. Лиза  П. Даша  Ф. Никита  Б. Всеволод  С. Дима  Д.
1. Количество  членов семьи на рисунке 3 5 3 2 1 5 4 3 4 1 2 1
2. Соответствующие размеры членов семей (1 место по значимости, 2 место по значимости и  т.д.)                        
Мать 1 1 1 1 - 2 1 1 1 - 2 1
Отец 1 2 2 - - - 1 2 1 - 1 -
Сестра - - 2 - - 2 2 - - - - -
Брат - - - - - - - - 2 - - -
Дедушка - 3 - - - 1 - - - - - -
Бабушка - 3 - - - 2 - - - - - -
я 2 4 - 1 1 3 3 3 3 1 - -
3. Расстояние  между членами семьи отсутствует значительно значительно отсутствует -  отсутствует отсутствует значительно отсутствует - значительно -
Наличие каких-либо предметов между ними отсутствуют присутствуют присутствуют отсутствуют - отсутствуют отсутствуют присутствуют отсутствуют - присутствуют -
4. Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3) 3 1 2 3 2 3 3 1 3 1 2 1
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2.3) 1 2 2 1 2 1 1 3 1 3 2 3
Наличие нарушений детско-родительских отношений - + + - + - - + - + + +
 

     Анализ  результатов Таблицы 2 показывает, что в 15 семьях присутствуют нарушения детско-родительских отношений, в 9 семьях таких нарушений не наблюдается. Причем, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показывает некоторые расхождения с опросом родителей по данной проблеме. Так, опрос родителей Даниила Ч. показал отсутствие нарушений детско-родительских отношений, а интерпретация рисунка Даниила прямо указывает на их наличие. То же самое можно сказать об отношениях Талгата А. и Кирилла Т. с родителями. Опрос родителей Жанары Б. наоборот, показал наличие нарушений отношений родителей и ребенка, а интерпретация рисунка Жанары говорит об их отсутствии. Это говорит о том, что ребенок не чувствует дискомфорта в отношениях с родителями, хотя родители девочки недовольны отношениями с дочерью.

     Уровень психологического развития детей выявили  с помощью методики диагностики  тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).

     Воспитателю средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка Михайленко Татьяне Михайловне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Татьяне  Михайловне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.

     Михайленко  Татьяна Михайловна, воспитатель  I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.

     Приведем  примеры наблюдений за детьми.

     Наблюдение  за Ариной С. показало, что девочка  часто напряжена и скована, даже в свободных играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.

     Наблюдение  за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша – 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений. Так, Алеша не нарисовал родителей, а Даша нарисовала лишь одного папу из всей семьи. 

     Таблица 3

     Лист  наблюдений по выявлению  уровня психологического развития детей

Имя ребенка Номер признака
  1. Арина С.
1, 3, 4, 5, 14
  1. Алеша Р.
1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14
  1. Даша Р.
1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14
  1. Дима Д.
1, 3, 6, 7, 8, 11
  1. Никита О.
1, 2, 3, 7, 8, 9, 13
  1. Настя Р.
10
  1. Талгат А.
3, 4, 8, 12, 14
  1. Жанара Б.
3, 14
  1. Кирилл Т.
1, 6, 7, 10, 11, 12
  1. Даниил Ч.
1, 4, 9, 10, 12, 13, 14
  1. Рита К.
9, 13, 14
  1. Оля Б.
1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14
  1. Амина Р.
1, 3, 4, 9, 13, 14
  1. Ксюша А.
3, 11
  1. Дарина И.
1, 3, 4, 8, 11, 12, 14
  1. Илья Ж.
7
  1. Даша К.
13, 14
  1. Рита М.
2, 4, 5, 6, 9, 10, 12
  1. Аня Х.
7, 8, 10
  1. Семен К.
1, 2, 4, 6, 8, 11
  1. Лиза П.
3, 4, 5, 9, 10
  1. Даша Ф.
1, 8, 9, 10, 14
  1. Никита Б.
1, 4, 6, 7, 11, 12, 13
  1. Всеволод С.
1, 2, 8, 11, 12, 14

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста