Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: уровень психологического развития детей улучшится, если:

- определены основные направления и содержание психологической диагностики по выявлению неблагополучной ситуации в семьях и уровня психологического здоровья исследуемых детей;

- обеспечена целевая направленность психологической диагностики по выявлению влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста;

- создана коррекционная программа по преодолению нарушений детско-родительских отношений.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений

Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования

2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Файлы: 1 файл

влияние.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

     Даниил  Ч. стал более сосредоточенным, то есть десятый признак по шкале Р.Сирса  у Дани отсутствует. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы психологическое развитие Дани находится на среднем – адаптивном – уровне, тогда как на констатирующем этапе его психологическое развитие находилось на дезадаптивном уровне.

     Проанализируем, почему не выявилось улучшения психологического развития других детей экспериментальной группы. По нашему мнению, для эффективности коррекционной работы необходимо присутствие обоих родителей. В нашем случае от занятий отказались папы Дарины И., Лизы П., Никиты О., близнецов Алеши Р. и Даши Р., Талгата А., Всеволода С., что в конечном итоге не привело к существенным изменениям детско-родительских отношений, и как следствие, к совершенствованию психологического развития названных детей. К тому же мама Никиты О. неохотно участвовала в предлагаемых мероприятиях, а иногда и вовсе отказывалась от участия в них. Для семьи Никиты О. необходима индивидуальная коррекционная работа. Также не выявилось улучшений в психологическом развитии Никиты Б., Оли Б., и Арины С. По нашему мнению, причиной этому служит необходимость индивидуальной работы с детьми и консультирования семьи. Что касается Кирилла Т., психологическое развитие которого осталось на прежнем – адаптивном уровне, то причиной этому, как выяснилось, явилось доминирование в семье бабушки, которая также приглашалась на коррекционные занятия, но отказалась от посещений.

     В целом, мы можем сделать вывод, что  наблюдается позитивная динамика психологического развития детей вследствие улучшения детско-родительских отношений.

     Таким образом, детско-родительские отношения влияют на психологическое здоровье детей, а их нарушения приводят к детскому психологическому нездоровью, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

 

      Заключение 

     Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития ребенка могут быть определены следующими интегративными показателями:

     • родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

     • тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

     • образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. В последней четверти XX в. в общественном сознании основой является пересмотр концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.

     К высшему уровню психологического развития — креативному — можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

     К среднему уровню — адаптивному — отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических проверок проявляющих лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

     К низшему уровню — назовем его ассимилятивно-аккомодативным (дезадаптивным) — отнесем детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними.

     Следовательно, в работе теоретически обоснованы психолого-педагогические особенности психологического развития детей и детско-родительских отношений.

     В опытно-экспериментальной работе мы реализовали методику Е.Хаммера  «Рисунок семьи» и методику выявления  уровня психологического развития детей по шкале тревожности Р.Сирса.

     В результате диагностики семейных отношений  детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка мы выявили 15 семей с нарушениями  детско-родительских отношений и 9 семей, где таковых нарушений не наблюдается.

     Методика  диагностики уровня психологического развития детей Р.Сирса показала нарушения психологического здоровья у 17 детей группы, из них у 9 детей наблюдается адаптивный уровень психологического развития, то есть средний уровень, у 8 детей наблюдается дезадаптивный уровень психологического развития, то есть низкий уровень. Высокий уровень психологического развития, или креативный уровень наблюдается у 7 детей.

     Анализ  сводной таблицы обследования с  помощью анкетирования родителей, методики «Рисунок семьи» Е.Хаммера  и методики диагностики психологического развития Р.Сирса показывает, что из 9 детей, в семьях которых отсутствуют нарушения детско-родительских отношений, лишь у трех детей зафиксирован средний уровень (адаптивный) психологического развития. Остальные 6 детей психологически здоровы и обладают креативным уровнем психологического развития.

     Напротив, дети, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений психологически нездоровы. Лишь у одного ребенка обнаружен креативный уровень психологического развития.

     Уже по результатам констатирующего  этапа опытно-экспериментальной  работы мы можем сделать вывод, что нарушения детско-родительских отношений влекут за собой психологическое нездоровье детей.

     Для коррекционной работы по преодолению  нарушений детско-родительских отношений разработана коррекционная программа, которая включает в себя 4 этапа и состоит из 10 занятий. На практике данная программа была полностью реализована.

     Эффективность разработанной коррекционной программы  показывают результаты диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы по методикам констатирующего этапа.

     Родители  четырех детей высказались об улучшении детско-родительских отношений и лучшем взаимопонимании в семьях

     Сравнительный анализ показал видимые улучшения  в психологическом здоровье детей экспериментальной группы. В частности у одного ребенка наблюдается креативный уровень психологического развития (на констатирующем этапе – адаптивный уровень), у двух детей – адаптивный уровень (на констатирующем этапе – дезадаптивный уровень).

     Следовательно, разработанная коррекционная программа, по которой проводилась психокоррекционная работа, эффективна.

     Таким образом, в работе решены поставленные задачи и достигнута цель исследования, гипотеза подтверждена.

 

      Список используемых источников: 

  1. Баркан  А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 432с.
  2. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – М.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 672с.
  3. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320с.
  4. Воспитателю о работе семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Макарова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
  5. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. –СПб.: Медицина, 1997. – 248с.
  6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. – 224с.
  7. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. – с. 21-28
  8. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
  10. Кибанов А.Я. Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 302с.
  11. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004 – 432 с.
  12. Курбатов В.И. Конфликтология / В.И.Курбатов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 445с.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – М., 1983. – Т.1 (Психологические основы дошкольной игры: 303-323)
  14. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. – М.: Педагогика, 1990. – 256с.
  15. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. – с.80-85
  16. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
  17. Мир детства. Дошкольник / По ред. А.Хрипковой. – М.: Педагогика, 1999. – 415с.
  18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 608с.
  19. Обозов Н.Н. Мир нашего «я» в рисунке и почерке (Методическое пособие). – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997. – 116с.
  20. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной; Науч.-исслед. Ин-т докольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 152с.
  21. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с.
  22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192с.
  23. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). – М.: «Принт», 2000. – 30с.
  24. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 576с.
  25. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. – М., 1991. – С. 38-44.
  26. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. -2002. – № 4. – С. 104-115.
  27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А.Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
  28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.
  29. Хазанова М. А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях // Мир психологии. – 1996. – № 1(6). –С. 47-54.
  30. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Политиздат, 1984. – 412с.
  31. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений / О.В.Хухлаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208с.
  32. Шварко Л.И. Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - № 3. – с. 39 – 45
  33. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). 0 М.: Знание, 1986. – 96с.
  34. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., Посткриптум,2001. – 348с.
  35. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б.Эльконин; ред.-сост. Б.Д.Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 384с.
  36. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. – 112с.

 

      Приложение 1 

    Методика  уровня психологического развития детей по шкале тревожности  Р.Сирса 

Фамилия, имя ребенка Укажите номер  признака
Иванова Маша 3,6,7
Петров  Саша 1
 

     Признаки  или шкала Р. Сирса

     1. Часто напряжен, скован.

     2. Часто грызет ногти. Сосет палец.

     3. Легко пугается.

     4. Сверхчувствителен.

     5. Плаксив.

     6. Часто агрессивен.

     7. Обидчиц.

     8. Нетерпелив, не может ждать.

     9. Легко краснеет, бледнеет.

     10. Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации.

     11. Суетлив, много лишних жестов.

     12. Потеют руки.

     13. При непосредственном общении  с трудом включается в работу.

     14. Чрезмерно громко или чрезмерно  тихо отвечает на вопросы. 

     Обработка результатов: 1-4 признака — слабая тревожность; 5-6 признаков — выраженная тревожность; 7 признаков и более — высокая  тревожность.

 

      Приложение 2 

     Методика  интерпретации рисуночного  теста по В.К.Лосевой 

     Наиболее  достоверными считаются такие особенности рисунка семьи: расстояние между отдельными членами семьи, последовательность их изображения, состав нарисованной семьи, отличия изображений членов семьи по величине. Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи (в данном случае эти особенности интерпретируются так же, как и в рисунке человека). Целесообразно сравнить прорисовку рук в рисунках человека и семьи, т.е. сопоставить стиль общения родителей и ребенка).

     В процессе выполнения задания ребенком рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращения к уже нарисованным фигурам, исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.

     Расстояние  между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребенку, друг к другу (с точки зрения самого ребенка).

     Барьеры (члены семьи изображаются разъединенными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщенности, о конфликтности семейных отношений.

     Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребенок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи, которого ребенок боится, но почитает.

     Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом.

     Если  ребенок рисует себя в непосредственной близи с изображенным первым членом семьи, который при этом тщательно  прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребенок наиболее привязан. В том случае, когда ребенок рисует себя в отдалении от первого изображенного члена семьи, нарисованного к тому же схематично или редуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует свое внимание.

     Если  первым ребенок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр  внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях — если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребенка — необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации.

     Изображение первыми различных предметов, а  не людей рассматривается как  уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребенка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребенка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируется как показатель таких отношений.

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста