Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: уровень психологического развития детей улучшится, если:

- определены основные направления и содержание психологической диагностики по выявлению неблагополучной ситуации в семьях и уровня психологического здоровья исследуемых детей;

- обеспечена целевая направленность психологической диагностики по выявлению влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста;

- создана коррекционная программа по преодолению нарушений детско-родительских отношений.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений

Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования

2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Файлы: 1 файл

влияние.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

     2 этап – формирующий: на данном этапе разработана коррекционная программа по преодолению выявленных в ходе констатирующего этапа нарушений детско-родительских отношений. Разработанная коррекционная программа реализована с детьми и родителями, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений (см. Приложение 5).

  1. этап – контрольный: на данном этапе реализована диагностика детско-родительских отношений и психологического развития детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка, с которыми проведена коррекционная работа, по методикам констатирующего этапа, а также дан сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

     Рассмотрим особенности организации и проведения методики «Рисунок семьи» Е.Хаммера и методики выявления уровня психологического развития детей Р.Сирса.

     Методика  диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) [31, 25] имеет следующие аспекты:

     Совместно с воспитателем на группу заполняется  лист наблюдений по каждому ребенку  в соответствии с признаками по шкале  тревожности Р. Сирса, наблюдаемыми у детей (см. Приложение 1).

     На  основании результатов диагностики и наблюдений за детьми детей каждого группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. Как уже отмечалось, дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки. Дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности. С детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, следует особо остановиться на индивидуальной и групповой помощи детям с выраженными страхами, поскольку проблема страха является довольно распространенной для современных детей. Безусловно, помощь детям будет эффективной только при поддержке родителей, поэтому необходимо специально рассмотреть консультирование родителей.

     Для решения вопроса о том, связаны  ли психологические особенности  ребенка с нарушением семейных взаимоотношений, испытуемому можно предложить выполнить рисунок семьи.

     «Рисунок  семьи» — одна из самых популярных методик, используемых в практической работе психолога.

     Данная  методика направлена на выявление эмоциональных  проблем и трудностей взаимоотношений  в семье. Существует множество модификаций  применения теста и обработки  результатов. Ребенка просят или  «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер) (см. Приложение 4), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» — Р. Берне, С. Кауфман) и т. д. Некоторые варианты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в четырех комнатах — в модификации А. Захарова), может проводиться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется возможность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семейные отношения [14; 19; 23; 24; 27].

     Существует  немало различных систем интерпретации  результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего  пользуются схемами, которые предложены В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом [14; 19; 23].

     Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать  рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.

     При интерпретации теста используется очень много отдельных более  или менее значимых признаков  рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила  интерпретации рисунка (см. Приложение 2). Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В. К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.

 

    2.2 Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования 

     В опытно-экспериментальной работе были обследованы 24 ребенка (и их семьи), составляющих списочный состав средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка.

     Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы мы начинали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей (см. Приложение 3).

     В результате анкетного опроса родителей мы получили следующие данные о них: 

     Таблица 1

     Сводная аналитическая таблица  результатов опроса родителей

Имя ребенка Сведения  о родителях Состав  семьи Общий анамнез   Отношения с детьми
И.О. матери и отца образование
АринаС. М. – Светлана Николаевна

П. – Владимир Яковлевич

Средне-спец.

Средне-технич.

Полная

Распадающаяся

б/п* Конфликты, ссоры
Алеша Р. М. – Елена  Витальевна

П. – Дмитрий  Викторович

Средне-технич.

Средне-технич.

Полная

стабильная

б/п Напряженные отношения
Даша  Р. М. – Елена Витальевна

П. – Дмитрий  Викторович

Средне-технич.

Средне-технич.

Полная

Стабильная

б/п Напряженные отношения
Дима  Д. М.–Мария Александровна

П. – Дмитрий  Алексеевич

Средне-спец.

Средне-спец.

Полная 

Распадающаяся

б/п, алкоголизм деда Конфликты.
Никита  О. М. – Ирина  Николаевна

П.–Алексей Владимирович

Высшее

Средне-спец.

Полная 

Распадающаяся

б/п Конфликты, пренебрежение
Настя Р. М. – Елена  Петровна

П. – Олег Викторович

Высшее

Высшее

Полная

Стабильная

б/п Взаимопонимание
Талгат  А. М.–Каралгаш  Абдигаламовна

П. – Аскар  Хажиахметович

Среднее

Средне-спец.

Полная

Стабильная

б/п, травма головы Взаимопонимание
Жанара  Б. М. – Айша Султановна

П.–Серикпай  Курмангалиевич

Средне-технич.

Средне-спец.

Полная

Стабильная

б/п Напряженные отношения
Кирилл  Т. М. – Анастасия Владимировна

П. --------------

Высшее Неполная б/п Взаимопонимание
Даниил  Ч. М. – Нина Ивановна

П. – Геннадий Иванович

Высшее

Средне-спец.

Полная

Стабильная

б/п Взаимопонимание
Рита  К. М. – Елена  Дмитриевна

П. - -------------

Средне-спец. Неполная б/п Взаимопонимание
Оля Б. М. – Татьяна  Петровна

П. – Игорь  Николаевич

Средне-спец.

Средне-технич.

Полная

Распадающаяся

б/п Ссоры, конфликты
Амина Р. М. – Аманбике Сабитовна

П. - --------------

Средне-спец. Неполная б/п, страх темноты Взаимопонимание
Ксюша А. М. – Ольга  Павловна

П. – Сергей Николаевич

Высшее

Высшее

Полная

Стабильная

б/п, туберкулез родственника Взаимопонимание
Дарина  И. М. – Алия Кадыргалиевна

П. – Арман  Танашпаевич

Высшее

Среднее

Полная

Стабильная

б/п Напряженные отношения
Илья  Ж. М. – Ирина Анатольевна

П. – Сергей Павлович

Высшее

Высшее

Полная

Стабильная

б/п Ссоры
Даша  К. М. – Татьяна  Петровна

П. - -------------

Средне-спец. Неполная б/п Взаимопонимание
Рита  М. М. – Ольга  Ивановна

П. – Владимир Павлович

Высшее

Средне-технич.

Полная

Распадающаяся

б/п, психическое  расстройство у брата Напряженные отношения
Аня Х. М. – Наталья  Сергеевна

П. - --------------

Средне-технич. Неполная б/п, развод родителей Взаимопонимание
Семен К. М. – Галина Ивановна

П. – Юрий Анатольевич

Высшее

Высшее

Полная

Стабильная

б/п Взаимопонимание
Лиза  П. М. – Елена  Петровна

П. – Сергей Иванович

Средне-спец

Средне-технич.

Полная

Стабильная

б/п Ссоры
Даша  Ф. М. – Ольга  Анатольевна

П. – Андрей Николаевич

Средне-спец.

Средне-спец.

Полная

Стабильная

б/п Взаимопонимание
Никита  Б. М. – Ирина  Сергеевна

П. – Юрий Геннадьевич

Срежне-технич.

Высшее

Полная

Стабильная

б/п, смерть близкого Напряженные отношения
Всеволод  С. М. – Татьяна  Николаевна

П. – Петр Семенович

Высшее

Средне-спец.

Полная

Стабильная 

б/п Конфликты
*- беременность и роды протекали  без патологий и осложнений
 

     Анализ представленных данных в Таблице 1 показывает, что общий анамнез детей в целом благоприятен. Исключение составляют следующие дети: Талгат А. (травма головы), Амина Р. (страх темноты), Рита М. (психическое расстройство у брата), Аня Х (развод родителей), Никита Б. (смерть близкого человека – бабушки, которая воспитывала мальчика). Во многих семьях наблюдаются конфликты и ссоры в отношениях с детьми (13 семей), взаимопонимание выявлено в 11 семьях. 5 обследуемых семей неполные, детей воспитывают матери. В остальных семьях детей воспитывают оба родителя, из них 5 семей интерпретируют себя как распадающаяся семья.

     Таким образом, мы выяснили (со слов родителей), что в большинстве семей (13) наблюдаются  конфликты, ссоры, напряженные отношения  между детьми и родителями.

     Для выявления нарушений детско-родительских отношений с детской позиции нами было проведено обследование детского отношения к семье с помощью методики Е.Хаммера «Рисунок семьи» и интерпретация результатов рисуночного теста по В.К.Лосевой (см. Приложение 2).

     Детям были предложены листы белой бумаги (А4) и цветные карандаши. Затем давалось задание: «Нарисуйте семью». Понятие слова «семья» детям не раскрывалось. Время выполнения задания не ограничивалось.

     Во  время работы фиксировались высказывания детей, волнение перед работой, фиксировалось, часто ли ребенок пользуется ластиком.

     Перед выполнением задания были зафиксированы  следующие высказывания детей:

     Никита  О. долго не приступал к выполнению задания, волновался, говорил, что у  него не получится, он не знает, как рисовать маму и папу. Затем, после долгих раздумий Никита сказал: «Буду рисовать семью грибов».

     Во  время работы часто пользовался  ластиком.

     Такие же слова говорил Дима Д., но особого  волнения не проявлял, ластиком не пользовался.

     Волновался перед началом работы Талгат А., говорил: «У меня не получится».

     Во  время выполнения задания Алеша  Р. часто произносил слова: «У меня не получается», затем, нарисовав себя и сестру-близнеца, сказал: «Больше  никого не хочу рисовать».

     Настя Р. несколько раз стирала лицо мамы, говоря: « некрасиво получилось, папа получился красивее».

     Остальные дети волнения не проявляли, во время  выполнения задания не произносили  никаких слов, рисовали спокойно.

     Затем проводился опрос детей для выяснения  нарисованного. Со слов детей на работах мы подписывали нарисованных персонажей для дальнейшей интерпретации рисунков (см. Приложение 4).

     Интерпретацию рисунков мы решили провести по методике Лосевой.

     В результате анализа рисунков «Моя семья» мы получили следующие результаты:

     Анализ  рисунка Никиты О. ( см. Приложение 4).

     Ребенок нарисовал семью грибов после  долгих раздумий и волнения. На вопрос: «Ты не хочешь нарисовать маму, папу, себя?», ответил: «Нет, конечно».

     В рисунке Никиты мы встретились с  ситуацией, когда ребенок вместо реальной семьи рисует какую-то другую семью, в данном случае семью грибов. Никита ощущает отвержение, фрустрацию, потребность в близких эмоциональных контактах. Ребенок изобразил в семействе грибов близкий контакт, тем самым раскрывая чувство отверженности.

     Также ребенок не изобразил на рисунке  себя – один из симптомов психологического дискомфорта ребенка в семье.

     Анализ  рисунка Даниила Ч. ( см. Приложение 4).

     Рисунки Никиты О. и Даниила Ч. похожи. Даниил также не изобразил не одного члена  семьи. То есть Даниил также выразил чувство отверженности и нехватки теплых эмоциональных отношений с членами семьи. Об этом же говорит выделяющееся на рисунке солнышко: ребенку не хватает «теплоты».

     Рисунок семьи «без семьи» - крик протеста ребенка  и подаваемый им таким образом сигнал бедствия – SOS.

     Анализ  рисунка Талгата А. (см. Приложение 4).

     На  рисунке Талгата изображена вся  семья мальчика: мама, папа, сестра и  сам ребенок.

     Также на рисунке мы наблюдаем солнышко – признак того, что в семье  не хватает теплых дружественных отношений.

     Между членами семьи присутствуют посторонние  предметы (воздушные шарики), что  говорит о разобщенности между  членами семьи. Посторонних предметов  нет только между мамой и сестрой, между которыми и существует взаимопонимание. Папа и мама изображены далеко друг от друга, к тому же разделены фигурой сестры и посторонними предметами. Видимо между мамой и папой существуют напряженные отношения и отсутствие взаимопонимания. В тоже время мы видим, что ребенок нарисовал себя первым (слева), что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Себя Талгат нарисовал ближе к папе, к которому он больше всех привязан.

     Анализ  рисунка Алеши Р. (см. Приложение 4) и Даши Р. (см. Приложение 4).

     Алеша и Даша – близнецы, но рисунки  их совершенно разные. На рисунке Алеши изображены он сам и Даша, причем, что примечательно, фигуры пересекаются. Это объясняется тем, что для Алеши Даша самый близкий человек, к которому он больше всех привязан. Папу и маму ребенок рисовать не захотел, видимо, ребенок не доволен их отношением к нему и совершенно к ним не привязан. Также на рисунке присутствуют посторонние фигуры: снеговик, дерево, грузовик. Это говорит о том, что ребенок мечтает об объекте, который бы любил его и чтобы он в ответ тоже кого-то горячо любил.

     На  рисунке Даши изображен только папа. Даша не изобразила на рисунке ни себя, ни маму, ни брата. Папа – самый значимый для девочки человек в семье, видимо с остальными членами семьи у Даши конфликты, отсутствие взаимопонимания.

     Анализ  рисунка Арины С. (см. Приложение 4).

     На  рисунке девочки изображена вся  семья – мама, папа, сестра и автор  рисунка. Но есть одна особенность: себя Арина изобразила на другой стороне  листа, причем под яркими лучами солнышка. Это говорит о том, что девочка  отдалена от всех членов семьи, чувствует дискомфорт и недостаток тепла. Сестру Арина изобразила между папой и мамой: между сестрой, мамой и папой существует взаимопонимание, доверие. Арина же чувствует себя одинокой, именно поэтому на рисунке так отдалила себя от всех членов семьи.

     Анализ  рисунка Насти Р. (см. Приложение 4).

     Настя изобразила всю свою семью – маму, папу, себя. Из рисунка видно, что  в семье доминирует мама, но конфликтных  ситуаций между родителями не наблюдается. Себя девочка изобразила первой (слева). Это говорит о том, что Настя чувствует себя нужной и значимой фигурой в семье.

     Анализ  рисунка Оли Б. (см. Приложение 4).

     На  рисунке девочки не изображен  ни один член семьи, в том числе  и сама автор. Это показатель безусловного неблагополучия в семье. Кого-либо из семьи Оля рисовать отказалась, сказав: «Папа с мамой постоянно ругаются, надоели уже». Анализ рисунка четко показывает присутствие семейных конфликтов и их влияние на эмоциональное состояние девочки.

     Анализ  рисунка Риты К.

     Девочка из неполной семьи, состоящей из мамы и самой Риты. На рисунке Риты изображена мама и сама девочка. Девочка пользовалась яркими цветами карандашей. Автор и мама находятся рядом, держась за руки, между ними царит полное взаимопонимание. Мама любит свою дочь, девочка отвечает ей взаимной любовью.

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста