Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель исследования - выявить закономерности влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию учения младшего школьника.
Задачи исследования:
Представить основные понятия по данной проблеме.
Определить требования к учителям современной начальной школы.
Выявить стили педагогического общения учителей, работающих с младшими школьниками.
Проанализировать влияние стиля педагогического общения учителя на мотивы учения младшего школьника.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения и мотивации учения
1.1. Понятие педагогического общения в психологической науке.........................5
1.2. Стили педагогического общения........................................................................6
1.3. Мотивация учебной деятельности младших школьников................................9
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников
2.1. Гипотеза, организация и методы исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников................................................................................................................14
2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников....................................17
Заключение................................................................................................................20
Список литературы..........................................................................
Курсовая работа
ВЛИЯТНИЕ СТИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Каспарова Лилия
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения и мотивации учения
1.1. Понятие педагогического
общения в психологической науке.........................
1.2. Стили педагогического
общения.......................
1.3. Мотивация учебной
деятельности младших
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников
2.1. Гипотеза, организация
и методы исследования влияния стиля педагогического
общения на мотивацию учебной деятельности
младших школьников....................
2.2. Результаты исследования
влияния стиля педагогического общения
на мотивацию учебной деятельности младших
школьников....................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
ВВЕДЕНИЕ
Каждый учитель хочет, чтобы
его ученики хорошо учились, посещали
школу с желанием и интересом.
Но зачастую учитель и родители замечают,
что ребёнок не хочет заниматься
в школе. В большинстве случаев
это объясняется тем, что ученику
не интересно учиться, потому что нет потребности
в знаниях. Учитель может развить её и
повлиять на мотивацию младшего школьника.
Существует множество подходов к пониманию
проблемы мотивации, её структуры, методам
изучения. Своё внимание этой проблеме
уделили Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн,
А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, З. Фрейд, П. М.
Якобсон и др. [16]
Чтобы решить эту проблему, учитель должен быть профессионалом, мастером своего дела. Поэтому сегодня педагоги и психологи уделяют особый интерес проблеме педагогического общения, так как важным аспектом является именно влияние стиля педагогического общения учителя на учебную деятельность школьников, а особенно на их мотивацию учения. [21] Таким образом, актуальность и острота проблемы и большое количество нерешённых вопросов предопределили тему данной работы.
Объект исследования - стили педагогического общения учителя.
Предмет исследования - процесс влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию учебной деятельности.
Гипотеза — стиль педагогического общения оказывает сильное влияние на формирование учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования - выявить закономерности влияния стиля
педагогического общения учителя на мотивацию
учения младшего школьника.
Задачи исследования:
Методы исследования - анкетирование и тестирование. Использовались также математические методы обработки, обеспечивающие достоверность полученных результатов.
Методологическая база исследования - научные положения о индивидуальном стиле деятельности (Е. А.Климов, З. Н.Вяткина и др.) и структуре учебных мотивов (М. В. Матюхиной ). [13]
Практическая база исследования — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21», классы 3 «А», 3 «Б» и классные руководители Дурнева Галина Васильевна и Аркатова Елена Викторовна соответственно.
Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения и мотивации учения
1.1. Понятие
педагогического общения в
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. [19]
В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.
Существует проблема взаимопонимания между преподавателем и учащимися. Оно очень важно, потому что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между субъектами общения. Достижение такого взаимопонимания требует поиска определенных условий и приемов.
Наиболее часто встречающиеся трудности, с которыми сталкивается педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от особенностей педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. [33;35] Также это и трудности в речевом общении, в передаче собственного эмоционального отношения преподавателя к учебному материалу и неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Учитель должен владеть технологией педагогического общения, потому что она обусловливает отношение учеников к самому педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает. [22]
А.С.Макаренко, размышляя о вариантах
взаимоотношений учителя с
Таким образом, педагогическое общение
- это многоплановый процесс
1.2. Стили педагогического общения
Одним из важнейших требований,
которое предъявляет
В стиле педагогического общения выражаются
особенности коммуникативных возможностей
педагога; сложившийся характер взаимоотношений
педагога и воспитанников; творческая
индивидуальность педагога; особенности
учащихся. Следовательно, стиль общения
неизбежно отражает общую и педагогическую
культуру учителя, его профессионализм.
Первое экспериментальное исследование стилей педагогического общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. [5;6]
Рассмотрим 3 основных стиля педагогического общения. Общепринятая классификация:
Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что учитель единолично решает все вопросы относительно жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Преподаватель намного чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Он сам определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Любую инициативу такой преподаватель рассматривает как проявление нежелательного самоволия учащихся. Противодействие школьников властному давлению учителя чаще всего приводит к устойчивым конфликтным ситуациям. При авторитарном стиле между членами группы царит вражда, которая особенно заметна на фоне покорности учителю и даже заискивания перед ним. Педагоги, которые придерживаются этого стиля общения, как правило, не понимают учеников, не адекватны в их оценках, акцентируют внимание на негативных поступках, но при этом не принимают во внимание мотивы этих поступков. [25] Показатели деятельности авторитарного учителя успешны и позитивны. Это и хорошая успеваемость, и дисциплина на уроке и т.п. Но всего лишь внешне, потому что социально-психологическая атмосфера в подобных классах, как правило, неблагополучная.
Попустительский (анархический). Это наименее предпочтительный стиль педагогического общения. Его главная особенность — преподаватель снимает с себя ответственность за происходящее, стремится минимально включаться в деятельность и не нести ответственности за полученные результаты. Такие учителя ограничиваются лишь преподаванием. Ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя у них и нет никакой ответственности, а работа напоминает безответственную игру. В основе попустительского стиля общения лежит тактика невмешательства. [32] Её основу составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы в целом и учащихся в частности. Следовательно, отсутствует контроль за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, обычно, неудовлетворительны.
Демократический стиль
общения. Это альтернатива двум предыдущим.
Основной особенностью этого стиля
являются взаимоприятие и
Таким образом, общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность преподавателя и учеников, отчужденность, демонстративное подчеркивание учителем своего доминирующего положения. Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев, оказывается именно демократический стиль педагогического общения. Следствием его применения является повышение интереса учеников к работе, позитивная внутренняя мотивация их деятельности, повышение сплоченности класса, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях. [2]
Вывод. Это основные стили педагогического общения. Здесь они представлены в «чистом» виде. В реальной педагогической практике чаще всего встречаются "смешанные" стили общения. Поэтому найденный и приемлемый стиль педагогического общения одного учителя оказывается совершенно непригодным для другого, потому что в нём ярко проявляется индивидуальность личности преподавателя. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие порой совершенно неожиданные эффекты, устанавливающие, а иногда и разрушающие взаимодействие партнеров. [20]
1.3. Мотивация учебной деятельности младших школьников
Проблема мотивации актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Чтобы понять реальное поведение человека и его регуляцию, необходимо реальное познание закономерностей человека, особенно в отношение и их реализации. Параллельно с этим появилась необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминацией его психики.
В настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и углубленного исследования проблем мотивации. [8] Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае она определяется как совокупность факторов, определяющих поведение (Мадсен, Годфруа), в других - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьих – как побуждение, вызывающее активность организма, и определяющее ее направленность. [11]
В зарубежной психологии
изучению мотивов посвящены много
исследований, выполнены многочисленные
теоретические и
Довольно своеобразное понимание мотивации
у гештальтской психологической школы.
К. Левин разработал методику экспериментального
изучения мотивов и понимал их как нечто
самостоятельное. Он объяснял поведение
человека, исходя из отношений, складывающихся
у личности с непосредственной средой
в данный временной микроинтервал.