Влиятние стиля педагогического общения учителя на учебную мотивацию младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить закономерности влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию учения младшего школьника.
Задачи исследования:
Представить основные понятия по данной проблеме.
Определить требования к учителям современной начальной школы.
Выявить стили педагогического общения учителей, работающих с младшими школьниками.
Проанализировать влияние стиля педагогического общения учителя на мотивы учения младшего школьника.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения и мотивации учения
1.1. Понятие педагогического общения в психологической науке.........................5
1.2. Стили педагогического общения........................................................................6
1.3. Мотивация учебной деятельности младших школьников................................9

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников
2.1. Гипотеза, организация и методы исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников................................................................................................................14
2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников....................................17

Заключение................................................................................................................20

Список литературы..........................................................................

Файлы: 1 файл

Каспарова Лилия, курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа

ВЛИЯТНИЕ СТИЛЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ 

НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ 

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Каспарова Лилия

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения педагогического общения  и мотивации учения

1.1. Понятие педагогического  общения в психологической науке.........................5

1.2. Стили педагогического  общения........................................................................6

1.3. Мотивация учебной  деятельности младших школьников................................9

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование влияния стиля педагогического  общения на мотивацию учебной  деятельности младших школьников

2.1. Гипотеза, организация и методы исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников................................................................................................................14

2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников....................................17

 

Заключение................................................................................................................20

 

Список литературы...................................................................................................21

 

Приложение...............................................................................................................24

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Каждый учитель хочет, чтобы  его ученики хорошо учились, посещали школу с желанием и интересом. Но зачастую учитель и родители замечают, что ребёнок не хочет заниматься в школе. В большинстве случаев  это объясняется тем, что ученику  не интересно учиться, потому что нет потребности в знаниях. Учитель может развить её и повлиять на мотивацию младшего школьника. 
Существует множество подходов к пониманию проблемы мотивации, её структуры, методам изучения. Своё внимание этой проблеме уделили Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, З. Фрейд, П. М. Якобсон и др. [16]

Чтобы решить эту проблему, учитель  должен быть профессионалом, мастером своего дела. Поэтому сегодня педагоги и психологи уделяют особый интерес  проблеме педагогического общения, так как важным аспектом является именно влияние стиля педагогического общения учителя на учебную деятельность школьников, а особенно на их мотивацию учения. [21] Таким образом, актуальность и острота проблемы и большое количество нерешённых вопросов предопределили тему данной работы.

Объект исследования - стили педагогического общения учителя.

Предмет исследования - процесс влияния стиля педагогического общения   учителя на мотивацию учебной деятельности.

Гипотеза — стиль педагогического общения оказывает сильное влияние на  формирование учебной мотивации младших школьников.

Цель исследования - выявить закономерности влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию учения младшего школьника. 
Задачи исследования:

  1. Представить основные понятия по данной проблеме.
  2. Определить требования к учителям современной начальной школы.
  3. Выявить стили педагогического общения учителей, работающих с младшими школьниками.
  4. Проанализировать влияние стиля педагогического общения учителя на мотивы учения младшего школьника.

Методы исследования - анкетирование и тестирование. Использовались также математические методы обработки, обеспечивающие достоверность полученных результатов.

Методологическая  база исследования - научные положения о индивидуальном стиле деятельности (Е. А.Климов, З. Н.Вяткина и др.) и структуре учебных мотивов (М. В. Матюхиной ). [13]

Практическая  база исследования — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21», классы 3 «А», 3 «Б» и классные руководители  Дурнева Галина Васильевна и Аркатова Елена Викторовна соответственно.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения педагогического общения  и мотивации учения

1.1. Понятие  педагогического общения в психологической  науке

 

 

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. [19]

В процессе педагогического общения  осуществляется обучение приемам и  способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, обучение приемам  работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Существует проблема взаимопонимания  между преподавателем и учащимися. Оно очень важно, потому что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между субъектами общения. Достижение такого взаимопонимания требует поиска определенных условий и приемов.

Наиболее часто встречающиеся  трудности, с которыми сталкивается педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от особенностей педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. [33;35] Также это и трудности в речевом общении, в передаче собственного эмоционального отношения преподавателя к учебному материалу и неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Учитель должен владеть технологией педагогического общения, потому что она обусловливает отношение учеников к самому педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает. [22]

А.С.Макаренко, размышляя о вариантах  взаимоотношений учителя с детьми, отметил: “Во всяком случае никогда  педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”. Из этих слов делаем вывод, что А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением... Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...”

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия педагога и учащихся, порождаемый  целями и содержанием их совместной деятельности. [3]

 

 

1.2. Стили педагогического общения

 

 

Одним из важнейших требований, которое предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции, так как она не может  не отразиться на стиле его педагогического общения. При этом необходимо обратить внимание на то, что стиль общения педагога с детьми является категорией социально и нравственно насыщенной. Ведь она воплощает в себе социально-этические установки общества и Преподавателя как его представителя. [4;7] 
В стиле педагогического общения выражаются особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Следовательно, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя, его профессионализм.

Первое экспериментальное  исследование стилей педагогического  общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. [5;6]

Рассмотрим 3 основных стиля педагогического общения. Общепринятая классификация:

  • авторитарный,
  • попустительский
  • демократический

Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что учитель единолично решает все вопросы относительно жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Преподаватель намного чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Он сам определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Любую инициативу такой преподаватель рассматривает как проявление нежелательного самоволия учащихся. Противодействие школьников властному давлению учителя чаще всего приводит к устойчивым конфликтным ситуациям. При авторитарном стиле между членами группы царит вражда, которая особенно заметна на фоне покорности учителю и даже заискивания перед ним. Педагоги, которые придерживаются этого стиля общения, как правило, не понимают учеников, не адекватны в их оценках, акцентируют внимание на негативных поступках, но при этом не принимают во внимание мотивы этих поступков. [25] Показатели деятельности авторитарного учителя успешны и позитивны. Это и хорошая успеваемость, и дисциплина на уроке и т.п. Но всего лишь внешне, потому что социально-психологическая атмосфера в подобных классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический). Это наименее предпочтительный стиль педагогического общения. Его главная особенность —  преподаватель снимает с себя ответственность за происходящее, стремится минимально включаться в деятельность и не нести ответственности за полученные результаты. Такие учителя ограничиваются лишь преподаванием. Ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя у них и нет никакой ответственности, а работа напоминает безответственную игру. В основе попустительского стиля общения лежит тактика невмешательства. [32] Её основу составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы в целом и учащихся в частности. Следовательно, отсутствует контроль за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, обычно, неудовлетворительны.

Демократический стиль  общения. Это альтернатива двум предыдущим. Основной особенностью этого стиля  являются взаимоприятие и взаимоориентация. В результате такого открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с учителем приходят к тому или  иному решению, но окончательное  формулирует преподаватель. То есть педагог ориентирован на повышение роли самого учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого отдельного ученика к решению общих дел. Преподаватели, как правило, активно-положительно относятся к учащимся, адекватно оценивают их возможности, успехи и неудачи,  глубоко понимают школьника, его цели и мотивы поведения, способны прогнозировать развитие личности ученика. Внешние показатели деятельности педагогов демократического стиля общения уступают своим коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

Таким образом, общими особенностями  попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность преподавателя и учеников, отчужденность, демонстративное подчеркивание учителем своего доминирующего положения. Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев, оказывается именно демократический стиль педагогического общения. Следствием его применения является повышение интереса учеников к работе, позитивная внутренняя мотивация их деятельности, повышение сплоченности класса, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях. [2]

Вывод. Это основные стили  педагогического общения. Здесь  они представлены в «чистом» виде. В реальной педагогической практике чаще всего встречаются "смешанные" стили общения. Поэтому найденный и приемлемый стиль педагогического общения одного учителя оказывается совершенно непригодным для другого, потому что в нём ярко проявляется индивидуальность личности преподавателя. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие порой совершенно неожиданные эффекты, устанавливающие, а иногда и разрушающие взаимодействие партнеров. [20]

 

 

1.3. Мотивация  учебной деятельности младших  школьников

 

 

Проблема мотивации  актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Чтобы понять реальное поведение человека и его регуляцию, необходимо реальное познание закономерностей человека, особенно в отношение и их реализации. Параллельно с этим появилась необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминацией его психики.      

В настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и углубленного исследования проблем мотивации. [8] Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае она определяется как совокупность факторов, определяющих поведение (Мадсен, Годфруа), в других - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьих – как побуждение, вызывающее активность организма, и определяющее ее направленность.  [11]

В зарубежной психологии изучению мотивов посвящены много  исследований, выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные  работы по вопросам побуждений поведения  человека. Сегодня в различных областях психологической науки ведётся разработка вопросов мотивации. [30;31]              
Довольно своеобразное понимание мотивации у гештальтской психологической школы. К. Левин разработал методику экспериментального изучения мотивов и понимал их как нечто самостоятельное. Он объяснял поведение человека, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал.

Информация о работе Влиятние стиля педагогического общения учителя на учебную мотивацию младших школьников