Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель исследования - выявить закономерности влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию учения младшего школьника.
Задачи исследования:
Представить основные понятия по данной проблеме.
Определить требования к учителям современной начальной школы.
Выявить стили педагогического общения учителей, работающих с младшими школьниками.
Проанализировать влияние стиля педагогического общения учителя на мотивы учения младшего школьника.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения и мотивации учения
1.1. Понятие педагогического общения в психологической науке.........................5
1.2. Стили педагогического общения........................................................................6
1.3. Мотивация учебной деятельности младших школьников................................9
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников
2.1. Гипотеза, организация и методы исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников................................................................................................................14
2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников....................................17
Заключение................................................................................................................20
Список литературы..........................................................................
Методика Г.Н. Казанцевой для изучения мотивов учения. В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов учения. Из таблицы видно, что ученики мотивированны учиться, и это не зависит от влияния на них родителей или учителя. Они сами хотят получать знания, а причиной тому являются социальные отношения или желание получить хорошую профессию в будущем. В 3 «Б» влияние на учебную мотивацию не оказывает и мнение сверстников. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, таблица 4, таблица 5)
Рассмотрим результаты тестирования классных руководителей. Каждый вариант ответа оценивается определённым балом. В зависимости от того, чему равна сумма, определяем стиль педагогического общения учителя.
У классного руководителя 3 «Б» класса сумма баллов оказалась в интервале 28–33. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, вычисление 1) Значит, стиль общения квалифицируется как демократичный. Ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся.
У классного руководителя 3 «А» класса общий балл составил меньше 28. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, вычисление 2) Тогда стиль общения учителя с классом оценивается как авторитарный и нуждается в коррекции.
Вывод:
обратим внимание на то, что именно
в 3 «Б» классе намного больше мотивированных
к учению детей. Таким образом
в данном исследовании было доказано,
что стиль педагогического
Как
правило, учебная деятельность ребенка
побуждается не одним мотивом, а
целой системой разнообразных мотивов,
которые переплетаются, дополняют
друг друга, находятся в определенном
соотношении между собой. А
учитель в свою очередь может либо развить
мотивацию учения школьника, либо “убить”
у него последнее желание узнавать новое.
Поэтому в работе с детьми, особенно начальных
классов, педагог должен уделять большое
внимание проблеме мотивации, стараться
выработать ее у своих учеников. Не последнюю
роль в этом играет стиль педагогического
общения учителя.
В данной работе мы не могли исследовать
все мотивы учения младшего школьника
и стили педагогического общения учителя.
Мы лишь попытались в проследить связь
между стилем педагогического общения
учителя и учебной мотивацией младшего
школьника. В первой главе мы рассмотрели
основные понятия проблемы учебной мотивации,
изучили особенности учебной мотивации
младших школьников, выявили и охарактеризовали
основные стили педагогического общения
учителей, работающих с младшими школьниками,
проанализировали влияние стиля педагогического
общения учителя на мотивы учения младшего
школьника. Во второй главе мы попытались
экспериментально проследить связь учебной
мотивации младших школьников и стиля
педагогического общения. Нами было выявлено,
что они действительно взаимосвязаны.
От стиля педагогического общения учителя
зависит то, насколько интересно станет
ученикам в школе, будет ли их привлекать
именно учебный процесс или только общение
с одноклассниками на переменах, захотят
ли они сами добывать знания и, наконец,
успеваемость класса. В данном исследовании
мы выяснили, что демократический стиль
благотворно влияет на учебную мотивацию
школьников. Авторитарный же не оказывает
отрицательного воздействия, но мотивированных
к учению детей в этом случае оказывается
гораздо меньше (36%, а при демократическом
стиле 50%). Для более полного изучения данной
проблемы стоит провести исследование
детей разного возраста, изучить их отношение
к школе, также проанализировать стили
педагогического общения у учителей старших
классов.
В заключении хочется отметить, что искусство воспитания и обучения является сложным и многоаспектным процессом, требующим много сил и времени как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Литература
1. Ильин Е.П.,
Мотивация и мотивы, Мастера психологии.-Питер.-
2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.
3. Сластенин В., Исаев
И. и др. Педагогика: Учебное пособие
http://www.gumer.info/
4. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: изд – во “Феникс”, 2003. – 224 с.
5. Научный журнал. Вопросы психологии. М.,5-2000.
6. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000. – С.245
7. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000. – С.26
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – С.176
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – С.321
10. Морозова Н. Г.
Учителю о познавательном
11. Ковалев В. И. Мотивы
12. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С.146
13. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С.576
14. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – С.212
15. Выготский Л. С.
16. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – С.198
17. Шацкий С. Т. Избранные
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. – С.384
19.
Ванек Д., Ман Ф.Профессиональная
подготовка учителей и
20. Леонтьев Ф. Ф. Педагогическое общение.-М., Нальчик, 1996.- Серия «Библиотека психолого-педагогической литературы».-С.96
21. Маркова А.
К., Матис Т. А., Орлов А. Б.
Формирование мотивации учения.
22. Предмет и методы педагогической психологии; Учебное пособие - {Краткий курс} Педагогическая психология: Психическое здоровье и воспитание: Образовательные технологии.-2003.-С.311
23. Реан А.А.,
Коломинский Я.Л. Социальная
24. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. – Волгоград, 1996. - с. 53-60.
25. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 2003.-C. 119
26. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2002. – С. 95
27. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 2001. – С.100-103
28. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1999. – С.228
29. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // П.М. Якобсон Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2006. – С.67-70
30. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 2003. – С.78
31. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. – М., 2006. – С. 97
32. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2005. – С.43-44
33. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2002. –С.28
34. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев: Вища школа, 1998. – С.292
35. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М: Знание, 2004. – С.234
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методика оценочной деятельности учителя, разработанная И.Ю. Кулагиной.
И.Ю. Кулагина, канд. психолог. Наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, декан факультета повышения квалификации, проф. кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Инструкция:
учителю предлагается прочитать
ряд предложений. После каждой фразы
даны три суждения о правомерности
заключенной в ней мысли.
Необходимо выделить одно из трех предложенных,
с которым учитель согласен. На выполнение
этой работы отводится 10-15 минут.
1. Отметка выражает мнение
1) да, только мнение учителя;
2) отметка может отражать и мнение класса;
3) не знаю.
2. Если ученик долго не успевает по какому-нибудь
предмету, учитель уже, к сожалению, не
в состоянии ему помочь.
1) согласен;
2) не согласен;
3) не знаю.
3. Школьнику нужно объяснить, продвинулся
ли он в своих знаниях по сравнению с его
предыдущими результатами.
1) нужно;
2) не обязательно;
3) не нужно.
4. Похвала по ходу выполнения задания
приносит больше пользы, чем отметка за
всю сделанную работу.
1) не согласен;
2) согласен;
3) не знаю.
5. Достигается нужный воспитательный
эффект, если сравнивать учеников, имеющих
разную успеваемость.
1) согласен;
2) не знаю;
3) не согласен.
6. Во время опроса учитель ориентируется
на мнение ученика, следит за ходом его
рассуждений и старается развить его мысли.
1) как правило;
2) редко;
3) в этом нет необходимости.
7. Отметка должна быть "заработана"
учеником, она не может даваться авансом.
1) согласен;
2) не согласен;
3) не знаю.
8. Невыученный урок должен соответственно
оцениваться, ученик не имеет права отказываться
от ответа.
1) да, это справедливо;
2) нет, это неверно;
3) это спорный вопрос.
9. Можно использовать умение школьников
оценивать свою работу и работу товарищей.
1) регулярно;
2) изредка;
3) нет, на это никогда не остается времени.
10. Оцениваться должен результат выполненного
учеником задания.
1) да, достижение результата – объективный
критерий оценки;
2) нет, важно учесть и нестандартные способы
решения;
3) не знаю.
11. Во время урока положительные и отрицательные
оценки действий ученика должны уравновешивать
друг друга.
1) да, не следует увлекаться чем-то одним
– похвалами или замечаниями;
2) нет, положительных оценок должно быть
больше;
3) нет, полезнее преобладание отрицательных
оценок.
12. Когда ученик отвечает не очень уверенно,
ему следует вовремя помочь.
1) обязательно;
2) не обязательно;
3) помогать во время опроса не нужно.
13. Активность школьника на уроке – еще
не показатель продуктивности его работы.
1) нет, это взаимосвязанные моменты;
2) да, поэтому саму по себе активность
не стоит высоко оценивать;
3) да, активность и продуктивность работы
не всегда совпадают.
14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать
не только имеющийся результат, но и старания,
труд, вложенные в эту работу.
1) это нужно делать только в начальных
классах;
2) такой учет необходим во всех классах;
3) не знаю, нужно ли это.
15. В условиях современной школы щадящие
отметки исключены.
1) да, это проявление процентомании;
2) нет, использование щадящих отметок
гуманно по отношению к детям;
3) трудно сказать.
16. Если из-за оценки возник конфликт, авторитет
учителя предполагает сохранение выставленной
оценки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно
и аргументированно.
1) согласен;
2) не знаю;
3) не согласен.
17. Полезно противопоставлять учебные
результаты учащихся, имеющих одинаковые
способности и разное отношение к учению.
1) не согласен;
2) согласен;
3) не знаю.
18. Если на уроке обсуждается спорный вопрос,
спокойное и четкое объяснение учителя
предпочтительнее, чем шумная дискуссия
в классе.
1) да;
2) нет;
3) не всегда.
19. Выставляя отметку, следует объяснить
ученику, за что она поставлена.
1) да, всегда;
2) да, иногда;
3) нет, это ученик должен понимать сам.
20. Учитель находит время, чтобы поговорить
с каждым учеником о его успеваемости,
успехах и недоработках.
1) изредка;
2) всегда;
3) практически это недостижимо.
Полученные данные обрабатываются по
ключу. (Таблица 1)
Таблица 1
Ключ к методике оценочной деятельности учителя
№ вопроса |
№ ответа |
балл |
№ вопроса |
№ ответа |
балл | ||
1 |
1 |
0 |
11 |
1 |
1 | ||
1 | 2 |
2 |
11 | 2 |
2 | ||
1 | 3 |
1 |
11 | 3 |
0 | ||
2 |
1 |
0 |
12 |
1 |
2 | ||
2 | 2 |
2 |
12 | 2 |
1 | ||
2 | 3 |
1 |
12 | 3 |
0 | ||
3 |
1 |
2 |
13 |
1 |
2 | ||
3 | 2 |
1 |
13 | 2 |
0 | ||
3 | 3 |
0 |
13 | 3 |
1 | ||
4 |
1 |
0 |
14 |
1 |
1 | ||
4 | 2 |
2 |
14 | 2 |
2 | ||
4 | 3 |
1 |
14 | 3 |
0 | ||
5 |
1 |
0 |
15 |
1 |
0 | ||
5 | 2 |
1 |
15 | 2 |
2 | ||
5 | 3 |
2 |
15 | 3 |
1 | ||
6 |
1 |
2 |
16 |
1 |
0 | ||
6 | 2 |
1 |
16 | 2 |
1 | ||
6 | 3 |
0 |
16 | 3 |
2 | ||
7 |
1 |
0 |
17 |
1 |
2 | ||
7 | 2 |
2 |
17 | 2 |
0 | ||
7 | 3 |
1 |
17 | 3 |
1 | ||
8 |
1 |
0 |
18 |
1 |
0 | ||
8 | 2 |
2 |
18 | 2 |
2 | ||
8 | 3 |
1 |
18 | 3 |
1 | ||
9 |
1 |
2 |
19 |
1 |
2 | ||
2 |
1 |
19 | 2 |
1 | |||
3 |
0 |
19 | 3 |
0 | |||
10
|
1 |
0 |
20 |
1 |
1 | ||
2 |
2 |
20 | 2 |
2 | |||
3 |
1 |
20 | 3 |
0 |
Интерпретация:
если сумма составила меньше 28 баллов,
стиль общения учителя с классом оценивается
как авторитарный и нуждается
в коррекции.
Если общий балл оказался в интервале
28–33, стиль общения квалифицируется как демократичный. Ориентация
учителя на результативность обучения
сочетается с ориентацией на личностное
развитие учащихся.
Если сумма баллов от 34 до 40, стиль общения
считается либеральным (попустительским):
у учителя преобладает стремление к созданию
благоприятной психологической атмосферы
в классе. Однако следует иметь в виду,
что такой стиль дает хорошие результаты
только при высоком уровне профессионального
мастерства педагога. Если же этот уровень
не является максимально высоким, существует
реальная опасность потери возможностей
управления ходом урока в классе. Проведём
вычисления:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(методика предложена
Е.П. Ильиным и Н.А.
Инструкция: ученикам дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
А) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо отметил;
Б) садишься посмотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет ещё через день;
2. После получения хорошей отметки ты:
А) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
Б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно тебя не спросят.
3. Бывает ли, что ты
недоволен ответом, а не отметк
А) да;
Б) нет.
4. Что для тебя учеба:
А) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои
отметки от тщательности
А) да;
Б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения отметки, что сделал неправильно:
А) да;
Б) нет.
7) Зависит ли твое
желание готовить домашнее
А) да;
Б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
А) да;
Б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что
не бывает уроков из-за
А) да;
Б) нет.
10. Когда ты, перейдя в другой
класс, получаешь новые